СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию "Нации и межнациональные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект урока с дополнительными материалами и проведением рефлексии

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию "Нации и межнациональные отношения"»

« Мир без этнических конфликтов – утопия или реальность»

Сегодня общество крайне озабочено ситуацией, которая сложилась в стране и мире. Это касается духовного, нравственного состояния общества, доверия к общественным и государственным институтам, друг к другу. В том числе это касается вопросов межнациональных отношений. Проблемы ксенофобии, этнофобии, неприятия других культур и другого мнения, интолерантность – вот те вопросы, которые крайне волнуют общественность. С какими процессами это связано и как их можно решить - об этом мы будем говорить на сегодняшнем уроке.


Как вы считаете, актуальна ли эта проблема сегодня?

Предполагаемые ответы

- Актуальность темы вызвана состоянием общества, в котором ещё существует национализм, экстремизм, вооружённые столкновения на национальной почве. В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с проявлением нетерпимости, насилия, ксенофобии и расизма, антисемитизма и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Этот факт представляет собой угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и является препятствием на пути социального развития.


  1. РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ:

Наша тема урока продолжает изучение раздела «Социальная структура общества». На доске представлена схема

  1. Что такое социальная структура общества?

  2. Перечислите элементы социальной структуры

  3. Какое место в структуре занимает изучаемая тема?

Вывод: этнос, народности, нации – составная часть социальной структуры
Черты этноса:

  • Язык нации, народности

  • общая историческая судьба,

  • семейно-бытовое поведение,

  • нормы повседневного поведения,

  • специфическая материальная и духовная культура.

Генезис этноса: род, племя, народность, нация.

ЭТНОС


народ (греч.)


ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА


общность, члены которой имеют объединяющие их устойчивые особенности культуры (включая язык) и сознание своего отличия от других подобных общностей


исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.


ПЛЕМЯ


этносоциальная общность, характеризующаяся кровнородственными связями между людьми


НАРОД


обозначение всех исторических типов этнических общностей

НАРОДНОСТЬ


исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая следует за племенем и предшествует нации


форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура. Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений

НАЦИЯ


определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства, быта


исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания


НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ


совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций


НАЦИОНАЛЬНОСТЬ


принадлежность к какой-либо нации


ЭТНОЦЕНТРИЗМ


уверенность в превосходстве собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные


НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ


уважение национальных чувств своего и других народов


НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО

осознание исторического вклада своей нации, ее национально-культурных ценностей

ТРАДИЦИИ


все, что унаследовано от предшественников


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС


вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства


МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


экономические, культурные, этнические, языковые и иные отношения между нациями и народностями в рамках многонационального государства


МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

конфликты, основанные на национальных противоречиях, столкновениях, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем


одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся обострением взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу

РОД


форма общности людей, объединяющая родственников и соответствует первобытнообщинным отношениям


группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской)


ПЛЕМЯ


совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов


МЕЖНАЦИОНАЛЬАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ 


процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах


МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 


процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 


это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему


МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ


 - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология


НАЦИОНАЛИЗМ


идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других (экономических, социальных, политических) интересов; стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду


ШОВИНИЗМ 


– политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм


ГЕНОЦИД 


преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп


НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 


система мер, осуществляемых государством и направленных на учет и реализацию национальных интересов




































КОНСТИТУЦИЯ РФ – ст. 26, п.1 – «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

«РОССИЯНЕ»- стр. 201, из работы В.А. Тишкова:

- этническая нация

- гражданская (политическая) нация

- Ст.3,п.1 – многонациональный народ РФ.

«РОССИЯНЕ» - считается, что этот термин в современной России придумал Б.Н. Ельцин. Однако, историк Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России», которую писал для наследника российского престола, упоминал этот термин; стихи А.С. Пушкина: «Узнай народ российский, что знает целый мир»; более того в 18 веке русский язык назывался российским языком, и Карамзин писал «Историю государства российского».

УЖЕ В 2000Г. большинство граждан России (по социологическим опросам) на первом месте показывали гражданскую идентичность. На вопрос, кем вы себя считаете, кто вы, большинство дает ответ: «Я – россиянин, гражданин России».

На втором месте – национальная, этническая принадлежность: «Я – русский, я- татарин».

Иногда - идентичность определяется по региону: татарстанец, приморец, амурчанин.





































СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА

СВОБОДНОЕ И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ВСЕХ НАРОДОВ

РАСШИРЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА НАРОДОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ И УВАЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ

ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

- стремление народов устранить социальную несправедливость;

- реакция этносов на технологическую цивилизацию, урбанизацию, массовую культуру;

- желание самостоятельно использовать природные ресурсы

- право на существование;

- право на самоидентификацию;

- право на суверенитет, самоопределение и самоуправление;

- право на сохранение культурной самобытности;

- право на контроль за использованием природных ресурсов;

-право на доступ к достижениям мировой цивилизации

- стремление всех народов к дружбе и взаимопониманию;

- уважение национальных интересов каждого народа независимо от его численности (большие и малые народы)

















Как развиваются межнациональные отношения?

В развитии нации чётко выделяется две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии нации и народов – интернационализация, основанная на экономической интеграции. Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиление культурного, научного обмена в мировом сообществе. Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации нации и народов, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии «национализма», «расизма», «шовинизма».

Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция – пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнёта, создание национальных государств. Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно – технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.

И. В. Мостовая.

1. Какие тенденции в развитии наций называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.

2. Какие причины интернационализма указывает автор? (Назовите не менее 3-х)

3. На основе имеющихся обществоведческих знаний дайте определение национализма, расизма, шовинизма.

4. Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (укажите не менее 3-х).

5. Каких принципов, на ваш взгляд, необходимо придерживаться в национальной политике государства? ( назовите не менее 3- х).

6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

В развитии наций четко прослеживаются две объективные противоположные тенденции: сближение, межнациональная интеграция и стремление к отделению, межнациональная дифференциация.
Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов.

Формы интеграции:

  • Экономические и политические союзы

  • Транснациональные корпорации

  • международные культурные центры

  • Взаимопроникновение религий, культур



  • Этническое смешивание.

Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

  • Этническое поглощение (ассимиляция)

Представляет собой почти полное растворение одного народа в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.


  • Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например: в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм









В 3. Установите соответствие между тенденциями развития наций и примерами

Примеры проявления

А) транснациональные корпорации

Б) протекционизм в экономике

В) религиозный фанатизм

Г) экономические и политические союзы

Д) национализм в политике и культуре


Основные тенденции развития наций

1)межнациональная дифференциация

2)межнациональная интеграция


В 3. Установите соответствие между тенденциями развития наций и примерами

Примеры проявления

А) транснациональные корпорации

Б) протекционизм в экономике

В) религиозный фанатизм

Г) экономические и политические союзы

Д) национализм в политике и культуре


Основные тенденции развития наций

1)межнациональная дифференциация

2)межнациональная интеграция



В 3. Установите соответствие между тенденциями развития наций и примерами

Примеры проявления

А) транснациональные корпорации

Б) протекционизм в экономике

В) религиозный фанатизм

Г) экономические и политические союзы

Д) национализм в политике и культуре


Основные тенденции развития наций

1)межнациональная дифференциация

2)межнациональная интеграция


В 3. Установите соответствие между тенденциями развития наций и примерами

Примеры проявления

А) транснациональные корпорации

Б) протекционизм в экономике

В) религиозный фанатизм

Г) экономические и политические союзы

Д) национализм в политике и культуре


Основные тенденции развития наций

1)межнациональная дифференциация

2)межнациональная интеграция

Текст 1. Этика межнациональных отношений.

В.С. Соловьев (1853-1900) - русский философ, поэт

Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)… то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную.

Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному…

Разумеется, такая этическая любовь связана с пониманием положительных особенностей чужих наций, преодолев бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности.



Вопрос: что, по мнению философа, помогает осуществить нравственный идеал в отношении народностей?



Текст 2. Патриотизм.

И.А. Ильин – отечественный философ

Патриотизм есть чувство любви к родине. Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать человеку любить его родину… ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию невозможно.

Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества есть состояние духовное; и поэтому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) – в личном духовном опыте.

Любить свой народ – не значит льстить ему или утаивать его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними.

Вопрос:

  1. Какое состояние чувств характерно для патриотизма?

  2. Почему настоящий патриот обязан всесторонне оценивать свой народ?



Текст 3. Патриотизм и нация.

А. И. Солженицын – русский писатель, лауреат Нобелевской премии

Патриотизм – это цельное, настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них.

Любовь к своему народу также природна, как и любовь к своей семье. А нация – это тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи – общий язык, общая культура, воспоминания об общей истории и задачи на ее будущее.

Вопросы:

  1. Какие черты патриотизма отмечает А.И. Солженицын?

  2. Какие черты патриотизма можно считать наиболее типичными, классическими?





Текст 1. Этика межнациональных отношений.

В.С. Соловьев (1853-1900) - русский философ, поэт

Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)… то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную.

Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному…

Разумеется, такая этическая любовь связана с пониманием положительных особенностей чужих наций, преодолев бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности.



Вопрос: что, по мнению философа, помогает осуществить нравственный идеал в отношении народностей?







Текст 2. Патриотизм.

И.А. Ильин – отечественный философ

Патриотизм есть чувство любви к родине. Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать человеку любить его родину… ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию невозможно.

Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества есть состояние духовное; и поэтому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) – в личном духовном опыте.

Любить свой народ – не значит льстить ему или утаивать его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними.

Вопрос:

  1. Какое состояние чувств характерно для патриотизма?

  2. Почему настоящий патриот обязан всесторонне оценивать свой народ?







Текст 3. Патриотизм и нация.

А. И. Солженицын – русский писатель, лауреат Нобелевской премии

Патриотизм – это цельное, настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них.

Любовь к своему народу также природна, как и любовь к своей семье. А нация – это тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи – общий язык, общая культура, воспоминания об общей истории и задачи на ее будущее.

Вопросы:

  1. Какие черты патриотизма отмечает А.И. Солженицын?

  2. Какие черты патриотизма можно считать наиболее типичными, классическими?









Задание: кратко пересказать суть конфликта для одноклассников и вычленить причину конфликта.

Учащиеся представляют результаты, записывают причины конфликтов.

Территориальные — борьба за изменение границ.

Экономические — борьба этносов за обладание ресурсами.

Социальные — требования гражданского равноправия, равенства перед законом.

Культурно-языковые — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности.

Политические


Возможные причины межнациональных конфликтов



Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти


Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различия в уровне естественного прироста населения


Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов


Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в уровне современной религиозности населения

Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни


Ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы


Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения)



Особенности бытового поведения



Специфика политической культуры народа













Межнациональные конфликты и общечеловеческие ценности

Глубокие перемены в общественном развитии в результате демократизации, расширение гласности вызвали резкое обострение политической ситуации, нагнетание национальных страстей и амбиций в борьбе за политическую власть на местах. А концепция перестройки, по моему глубокому убеждению, не была продумана с точки зрения анализа возможных социальных и политических последствий в целом, межнациональных отношений и национальной политики в частности. Именно межнациональная сфера наиболее полно аккумулирует все ошибки, промахи и просчеты социально-экономического развития страны, политического руководства. Поэтому естественно, что при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая стала осуществляться в ходе перестройки, именно в области межнациональных отношений стали наиболее интенсивно вызревать и вспыхивать политические конфликты на национальной почве. Эти конфликты в настоящее время вышли за рамки национальных границ и захватили все сферы общественной жизни…

Существуют различные подходы к их классификации: по содержанию, по хронологии возникновения, по формам… наиболее перспективна классификация по уровню конфликтов, предусматривающая уровни – вертикальный и горизонтальный. Первый уровень – по вертикали – включает три группы конфликтов: между центром и республикой, между трудовыми коллективами и местными органами власти, между армией и местными органами власти. Второй уровень – по горизонтали… конфликты между разными по национальному составу партиями и общественными движениями, внутри смешанных по национальному составу трудовых коллективов, микроконфликты на личностном уровне.

…Разрыв общечеловеческих, национальных и социальных интересов конфликтующих сторон составляет по сути основное содержание межнациональных конфликтов. Добиваясь гармонии этих интересов, общество тем самым решает проблему смягчения, нейтрализации и, в конечном счете, устранения острых форм межнациональных конфликтов.

(Силласте Г.Г.)

1. Что, по мнению автора, составляет основное содержание межнациональных конфликтов? Что может способствовать устранению их наиболее острых форм?

2. Почему, по мнению автора, глубокие перемены в результате демократизации привели к росту межнациональных конфликтов? Укажите две причины.

3. Автор характеризует различные подходы к классификации конфликтов. Назовите четыре подхода. Приведите два примера межнациональных конфликтов.



ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

  1. Ребята, как вы считаете, можно ли жить без межнациональных конфликтов? (теоретически можно, но на практике иногда очень сложно избежать конфликта, если стороны имеют разные намерения и не готовы к компромиссам).

  2. Каковы пути решения таких конфликтов? (гуманистический подход, воспитание толерантности, овладение культурой межнациональных отношений).

Задание: представить свое понимание как можно на практике использовать названные средства урегулирования конфликтов.

1 группа: пути предотвращения конфликтов (правовые механизмы, переговоры, информация о мерах предотвращения конфликта).

2 группа: признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами;

3группа: развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности;

4 группа: нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.



















ОБСУЖДЕНИЕ-ДИСКУССИЯ-СЛАЙД

Документы, определяющие национальную политику в нашей стране:

1. КРФ (1993 года).

2. « Концепция национальной политики РФ» (1996 года).

Учащиеся работают со статьями КРФ (гл.2 ст.13 (5), 19, 26, 29; ст.65, 69). Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам:

какие конституционные положения отражают принципы национальной политики?

- уважение к людям всех наций-ст.26;

- равенство –ст.19,69;

- принципа толерантности (терпимости) –ст. 13,29;

- сотрудничества и демократизации национальной политики ст. 26,65



КОНСТИТУЦИЯ РФ

Ст.19 –п.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.



Ст.26- п.1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

п.2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.



Ст.29 –п.2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.










В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Под ________(А), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, ________(Б) своего единства. Основными стадиями развития являются племя, ________(В), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и ________(Г) факторами, общностью духовных ________(Д), происхождения и исторической судьбы. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная ________(Е), как сообщество граждан данного государства».

Cписок терминов:

1) община 5) этнос

2) осознание 6) ценность

3) народность 7) общность

4) психологический 8) производственный

9) познание



А

Б

В

Г

Д

Е

5

2

3

4

6

7









В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Понятия «________(А)» и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны.

В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существует три типа этноса. Для __________(Б) главное основание объединения людей в одну ________(В) – кровно – родственные связи и общее _______(Г).

С возникновением государств появляются ____________(Д), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно – культурными отношениями территориально – соседского типа. В период буржуазных общественно – экономических отношений формируются __________(Е)- этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально – политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, «единое чувство судьбы»


Список терминов:

1) происхождение 6) народность

2) племя 7) национальность

3) общность 8) раса

4) народ 9) диаспора

5)нация



А

Б

В

Г

Д

Е

4

2

3

1

6

5


В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


Основными историческими типами соц. общностей людей являются род, племя, _________(А), нация. Их называют также __________(Б) общностями. Род – это объединение людей на основе ____________(В) связей. Племя- это соц. общность, возникающая на основе объединения родов. В этот период объединения людей складываются по_______(Г) признаку. Вместо родовой общины возникает соседская, появляется разделение труда, присвоение излишков, ___________(Д), слой управляющих и управляемых. Племена превращаются в народности в период складывания институтов__________(Е), общественных классов, собственности, права, письменной культуры.

1. этнический 5. демографический

2. территориальный 6. неравенство

3. Народность 7. государство

4. кровнородственный 8. община

9. экономика


А

Б

В

Г

Д

Е

3

1

4

2

6

7










Национализм – это минное поле между нациями.


«Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер»

О. Бауэр



«Национализм или национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, к господству над ними, - есть полное извращение национальной идеи…» В.Соловьев


«Народ умирает тогда, когда становится населением.

А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»

Ф. Абрамов.