СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОДНКНР. Модуль: "Основы светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль

Основы светской этики

УМК

А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока

Россия - наша Родина

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОДНКНР. Модуль: "Основы светской этики"»






Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока

Россия - наша Родина

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цель, задачи

Цель: формировать целостный образ России как многонациональное государство.

Задачи:

  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир

  • развивать критическое мышление

  • направить на доброжелательное отношение к окружающим людям

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Дидактическое обеспечение

Учебник, рабочая тетрадь.





Планируемые результаты урока
  • личностные

  • смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

  • самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности)

  • нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)


  • предметные

  • межкультурный диалог, сближающий людей разных национальностей, желание демонстрировать через свои поступки лучшие черты культуры, которую они представляют. Это своего рода культурный патриотизм.

  • критическое отношение к недостаткам своей культуры.

  • моральные понятия, которыми оперирует наше сознание, — это добродетель и порок, верность и предательство, благодарность

и неблагодарность, сердечность и чёрствость, тактичность

и бестактность, терпимость и нетерпимость...


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  1. Регулятивные УУД

  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • овладение навыком работы по предложенному учителем плану;

  • умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

  • корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  1. Познавательные УУД

  • нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);

  • переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование);

  • использование словарей, справочников;

  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

  • установление причинно-следственных связей.

  1. Коммуникативные УУД

  • обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).



Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, ролевая игра, творческая работа




Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.


Дополнительная

  • С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. А. Рунова «Методические рекомендации по подготовке итоговой работы в форме проекта урока по курсу ОРКСЭ», НИРО, 2012.


Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru, http://obrchepetsk.ru, http://www.openclass.ru, http://www.tretyakovgallery.ru/, http://ru.wikipedia.org/, http://zakon-sch.narod.ru


ЭОРы

Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»


План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

-Звучит песня Ю. Антонова «Родные места»

-О чём пел автор-исполнитель Ю. Антонов?

-Беседа и обсуждение с детьми темы урока.

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

Что для нас является Родиной?

-Презентация (слайд № 2)




-Звучат ответы детей:

(О любви к Родной земле).

Формулируется и записывается тема урока «Россия - наша Родина»

Ученики высказываются, как они понимают тему урока.

Работа с таблицей:

знаю

хочу знать

узнал

Первоначально заполняют графу « знаю »

Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

-А какое определение о Родине можно найти в словарях? (работа со словарём)

Беседа с учащимися.

-Как называется страна в которой мы живём?

-Кто является главой нашего государства?

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?

Презентация (слайд № 3)

- Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. ----Покажите.

РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

-Этимология. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити.

-Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

Работа с таблицей:

знаю

хочу знать

узнал

Заполняют графу «хочу знать»

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

использование словарей, справочников.


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.


Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,


-Что такое Родина для каждого из нас?

Дети работают в паре, составляют эти пословицы, соединив части линиями.

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — ма­чеха.


Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.

— Это место, где стоит наш дом, наша школа.

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.




Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

Презентация (слайд № 4-5-6)

Работа с учебником (стр. 4-5)

Обсуждение по вопросам.


-Мы живём в обществе, среди людей. Являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.


Чтение текста из учебника.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД:

нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Материальный мир.

Вещи, предметы, явления природы, человек

Презентация (слайд № 7-8)

Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.

Презентация (слайд № 9)

Слово и образ…Какой образ возникает в вашем воображении при звучании эти слова?

(Дети записывают слова – ассоциации)



Познавательные УУД:

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование);


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Выборочное чтение.

(стр. 5) 2 и 3 абзац

Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».

- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?

- Прочитайте 3 последних абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям)

Презентация (слайд № 10)

Находят ответ в учебнике и пересказывают. Слово «традиция» дети записывают в словарик.

Работа с таблицей:

знаю

хочу знать

узнал

Заполняют графу «узнал»

Личностные УУД:

самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).

Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

установление причинно-следственных связей.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Выполнение игрового задания и ответы на вопросы учебного пособия.

- Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.

А) Игровая ситуация:

представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?

Презентация (слайд № 11)

- Дети разделитесь на 2 группы: в каждом «племени» - «вождь»

(Возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку)


Коммуникативные УУД:

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Диалог:

-Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

Презентация (слайд № 12)

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Ответ:

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

Каждый желающий делится полученными знаниями, что такое Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?

Стихотворение С.Орлова «Родное» запоминаем!

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое - это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

А есть ли в вашей семье традиции? Какие?

- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?

- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей. Напишите мини-сочинение «Наши семейные традиции»

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Дети в листочках ставят разноцветные значки: красный - расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (не понял)

Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;