УРОК окружающего мира в 1 А классе по УМК «Перспективная начальная школа»»
Учитель: Салеева Любовь Николаевна
Тема: «Как животные готовятся к зиме»
Цель урока: на основе исследования особенностей жизни животных осенью создать альбомы с изображениями животных.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду, обобщить жизненные наблюдения детей.
Универсальные учебные действия
Ощеучебные: учащиеся научатся отличать животных впадающих в спячку, знать их названия, их повадки и особенности жизни.
Метапредметные:
Коммуникативные - сотрудничать с одноклассниками, выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло
Регулятивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
Познавательные: анализировать содержание, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Личностные: проявлять уважение к одноклассникам, воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы; аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник «Наш мир» 1 класс, Федотова О.Н., Трафимова , Г.В., Трафимов С. А.; карточки с изображением животных, альбом, клей.
Ход урока.
1.Организационный момент
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
2.Актуализация знаний
- Ребята, чем мы занимаемся на уроках окружающего мира?
(Изучаем окружающий нас мир: растения, животных.)
- А как вы думаете для чего вам всё это надо знать?
( Всё это пригодится в жизни: мы видим растения, некоторых животных, но очень мало знаем про них. Надо знать и любить природу, знать животных, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.)
Посмотрите на экран и скажите, что здесь лишнее? Почему?
А в какое время года фотографировали животных?
Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? Как будет звучать тема нашего урока?
А чтобы вы хотели узнать о животных? (Как они готовятся к зиме? Что они делают осенью? Что они делают зимой?)
Чем же занимаются животные осенью? Готовятся к зиме: утепляют своё жилище, делают запасы на зиму.
Животных много, но каждое готовится к зиме по- своему:
- одни животные осенью впадают в спячку;
- другие животные не впадают в спячку, но делают запасы на зиму;
- третьи животные, не впадают в спячку и не делают запасов на зиму.
Учитель вывешивает на доску таблички.
Определение проблем исследования.
Сегодня ребята на уроке вы будете исследователями. Будете исследовать животных и их жизнь осенью.
А вы знаете, кто такие исследователи? Исследователи – это люди, которые занимаются научными открытиями. Они наблюдают, собирают информацию и анализируют её.
1 ряд – будет исследовать животных, которые спят зимой или как говорят, впадают в спячку;
2 ряд - будет исследовать животных, которые делают запасы на зиму и зимой не спят;
3 ряд - будет исследовать животных, которые зимой не спят и запасов на зиму не делают.
Составление плана исследования.
Ваша задача заключается в том, чтобы получить, как можно больше новых сведений о жизни животных осенью. Вы будете собирать информацию и обрабатывать её.
А как можно собирать информацию?
Методов исследования много, но мы остановимся на этих.
Исследователи, которые сидят на 1 ряду, будут думать самостоятельно. В помощь им будет иллюстрация в учебнике, на которой изображены разные животные.
Исследователи, которые сидят на 2 ряду, будут спрашивать у других людей, а именно у своих родителей. Вы позвоните родителям и зададите им интересующий вас вопрос.
Исследователи, которые сидят на 3 ряду, найдут ответы на свои вопросы в текстах, которые я взяла из книг.
Позже мы проанализируем всю вашу информацию.
А перед тем, как заняться исследованием, давайте отдохнём.
Физминутка.
Мы зашли в осенний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (руки в стороны развести)
Справа берёзка в позолоте стоит, (поворот на право)
Слева зелёная ёлка глядит. ( поворот на лево)
Вот и зайка поскакал. (прыжки)
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет. (высматривать по сторонам)
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, (присели)
Не найдёт тогда он нас.
В лесу такая красота! (подтягивание)
А нам за работу пора. (садятся за парты)
Итак, исследователи вперёд к новым знаниям.
Сбор информации. Работа в парах.
Обобщение полученных знаний.
Теперь собранные вами сведения нужно проанализировать и обобщить.
Итак, 1 ряд, слушаем вас. Вы собирали информацию о животных, которые впадают зимой в спячку.
Что вы узнали про этих животных?
Опрос
Подойдите к доске и отметьте этих животных.
( И так со 2 и 3 рядами.)
Физминутка.
Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной,
Прыгал зайка озорной, озорной, озорной,
Мишка зайку догонял, догонял, догонял.
Он вразвалочку шагал, он шагал, он шагал,
И нарядна, хороша, хороша. Хороша,
Шла лисичка не спеша, не спеша, не спеша.
7.Выполнение проекта
- У вас на партах лежат карточки с изображением животных. Сейчас каждый ряд оформит альбом, расположив картинки с изображением животных с учетом их особенностей. Какие условия нужно учитывать при расположении?
1 ряд – альбом с фотографиями животных, которые впадают в спячку;
2 ряд – альбом с фотографиями животных, которые делают запасы на зиму и зимой не спят;
3 ряд – альбом с фотографиями животных, которые зимой не спят и запасов на зиму не делают.
Дети в группах составляют каждый свой коллективный альбом.
7.Рефлексия
Подведем итог урока. Сегодня на уроке мы:
познакомились с тем, что такое гипотеза;
учились ее доказывать;
учились планировать свою деятельность;
учились работать по плану;
учились создавать проекты;
Сегодня мы с вами действительно были исследователями.
Ребята, вам понравился урок?
У каждого из вас есть листочек на котором внизу нарисован смайлик, если вам понравился урок - нарисуйте ему улыбку, если вам на уроке было скучно, а значит урок не понравился, то нарисуйте грустного смайлика.
Всем спасибо за урок!