Аналоговые часы
Цели урока:
1) познавательные:
- познакомить учащихся определять время с помощью аналоговых часов;
- выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют.
2) развивающие:
- развивать логическое мышление, учить определять разное время,
- способствовать развитию творческих способностей учащихся.
3) воспитательные:
- воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, к познанию самого себя;
- формировать коммуникативные умения;
- способствовать развитию навыков сотрудничества.
Планируемые результаты: научить детей определять время по аналоговым часам, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностные УУД:
- мотивация к учебной деятельности;
- самопознание и самоопределение;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью интерактивных информаций;
- формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификация, сериация объектов;
- умение строить речевое высказывание;
- анализ объекта;
- выделение общих признаков, классификация.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли;
- формировать умение сотрудничать (работа в группе) для достижения цели.
Регулятивные УУД:
- удерживание цели деятельности до получения результата;
- контроль;
- умение оценивать свои знания и делать выводы.
Материалы к уроку:
фломастеры
линия времени
модель аналоговых часов и их оригинал
бумажные тарелки белые
приспособления для крепления стрелок
рабочий лист «Аналоговые часы»
Ход урока
- Ребята, как мы можем определить время?
- с помощью часов, по Солнцу…
- модель каких часов мы делали в прошлом году?
- электронных…
- все ли умеют определять время с помощью электронных часов?
Три-четыре задания – определить время, указанное на электронных часах
- умеет ли кто-то из вас пользоваться такими (аналоговыми) часами? (демонстрирует)
Несколько заданий; затем – работа с лентами времени. 5 групп, первый человек берет ленту за цифру 0, второй – 3, третий – 6, четвёртый – 9, первый – 12, второй – 15, третий – 18, четвертый – 21, первый – 24. Круг замкнулся.
- какие показания времени совпадают? (0, 12 и 24, 3 и 15, 6 и 18 и т.д.)
Наша лента времени – это модель аналоговых часов! А вы сможете сделать модель аналоговых часов? Что вам для этого понадобится?
Варианты ответов; раздаём рабочие листы, обсуждаем процесс изготовления:
- на сколько частей разбит круг? Почему?
- что означает каждая чёрточка? (конец минуты)
- что означают «жирные» чёрточки?
- кто «подсказывает» людям время? (стрелки часов)
- почему на всех часах стрелки разной длины?
- какая стрелка показывает часы? Минуты?
- сколько времени проходит между двумя ближайшими штрихами? Между двумя «жирными» штрихами?
- что мы напишем около штрихов? Около каких?
- как мы прикрепим стрелки?
- как мы найдём центр круга?
- в какой последовательности будем работать? (план – на доске)
Работаем в группах, распределяем роли:
- мастер-резчик (вырезает детали);
- мастер – часовщик (прикрепляет стрелки);
- мастер – хронометрист – подписывает штрихи;
- мастер – крепежник (приклеивает циферблат к тарелке);
- декоратор (придумывает изображения, соответствующие разным периодам суток).
Изготавливаем часы:
Вырезаем циферблат
Отмечаем центр круга
Вырезаем стрелки
Вырезаем слова «часы» и «минуты»
«часы» приклеиваем на короткую стрелку, минуты – на «длинную»
Подписываем «жирные» штрихи
Приклеиваем циферблат к тарелке-основе
Закрепляем стрелки
Тренируемся в определении времени: один ученик показывает на модели электронных часов, второй – на модели аналоговых, потом – наоборот.
- кто знает, что означает фраза «без пятнадцати десять»?
… «полдвенадцатого»?
… четверть шестого?
- Если стрелки стоят вот так (18.00) – это утро или вечер? Как мы узнаем точно? (по свету от Солнца) а зимой? Зимой ведь Солнце рано заходит! (родители пришли с работы, скоро ужин и т.д.)
«отрабатываем» фразы «половина…четверть… без десяти…и т.п.
Игра: умеете ли вы чувствовать время?
- нужно закрыть глаза и встать через 30 секунд после команды «три-четыре!»
Один человек играет, остальные следят за секундной стрелкой. Можно повторить с разными интервалами и разными людьми.
Рефлексия:
- чему научился сегодня на уроке?
- что было для вас самым интересным?
- что было сегодня самым трудным?
- по каким часам легче определять время?
- какие часы удобнее на уроке?
- когда удобнее применять электронные часы, а когда – аналоговые? (на аналоговых «видно», сколько времени осталось до определенного момента, на электронных – нет, нужно считать).
Домашнее задание (по желанию): сделать модель «семейных» часов, вместо цифр – фотографии круглой формы, на которых отражено, чем занимается семья (или ребенок) в это время.