СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружащему миру по теме " Жизнь леса. Жизнь луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит тест, творческие задания.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружащему миру по теме " Жизнь леса. Жизнь луга"»

Дата 29.01.2019

Класс 4-А

Учитель Дёмина Юлия Алексеевна

Тема. Жизнь леса. Жизнь луга.

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о лесе, луге как природном сообществе.

2. Познакомить с разнообразием лесных, луговых обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

3. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

4. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: плакат «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов, картина «Луг и его обитатели»; рисунки и фотографии с изображением растений и животных луга.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Мы пойдем сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Учитель. Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.

На доске записывается тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

II. Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам(высокий уровень)

Тест «Земля-кормилица. Почвы»(достаточный уровень)

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы;    

б) тундровые почвы;   

в) подзолистые почвы;

г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре;

б) степях;  

в) лесной зоне;

г) пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка;    

б) глины;

в) перегноя;       

г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода;     

б) камни;   

в) воздух;

г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок;    

б) перегной;

в) глина;    

г) ил.

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;

б) зеленым;

в) светло-коричневым.

9. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет;      

б) 250–300 лет;

в) 5–10 лет;       

г) 1–2 года.

Ответы: 1(  ), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в).

III. Работа над новым материалом.

На доске – плакат «Лес». Звучит запись голосов птиц. Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

Сказка о художнике, который решил нарисовать лес

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

(Показ картины «Лес».)

Учитель. Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

Ученики. Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Учитель. Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

Ученики. Деревья, кустарники, травы.

Учитель показывает схему «Ярусы леса».

Выполнение задания « Ярусы леса»

( детям раздаю карточки с названиями растений 10 человек)

 

Деревья

Кустарники

Травы

сосны

березы

дуб

малина

смородина

шиповник

Лопух

крапива

ландыши



Учитель. Что растет на самой земле?

Ученики. Лишайники и мхи.

Учитель. Что обозначают стрелки?

Ученики. Это цепи питания.

Учитель. Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?

Ученики. В лесу животные находят пищу.

Учитель. Давайте рассмотрим цепи питания:

дуб - жуки-короеды.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

Ученики. Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.

Учитель. Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

Ученики. Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.



 

Физкультминутка

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.



Учитель. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

Ученики. Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.

Учитель. Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?



На доске картина «Луг и его обитатели».

Учитель. Ребята, сегодня мы совершим воображаемое путешествие в еще одно сообщество – луг.

На первый взгляд луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление. Стоит прислушаться – и сразу станет слышен гул тысяч насекомых. Богат и своеобразен животный мир луга. Разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи. Насекомые служат пищей более крупным животным. Многие насекомые имеют окраску под цвет травы, это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче.

Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.

Какие можно встретить растения на лугу? Что их объединяет? На эти вопросы вы сможете ответить, послушав стихотворение. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ как елка.

А еще? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки.

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Ученики. На лугу растут ромашка, лютик, клевер, гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ, одуванчик, подорожник, васильки, вьюнки. Это травы, они любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

Учитель. Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные?

Ученики. Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Очень много насекомых.

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на с. 172–173 учебника и назвать представителей животного мира лугов.( картинки на доске)

Учитель. Многочисленные мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. Луговые птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле: перепел, коростель. (Показ картины.)

Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить  быстро бегущую птицу – коростеля, луговую курочку – перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кусочки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть жизни они проводят в норах под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

Учитель предлагает прочитать статью «Луга и человек» на с. 174–175 учебника и ответить на вопрос: «Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?»

- Зачем нужны луга?

- Какой вред может принести человек природным луговым сообществам?

Ученики. Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд и др. – может нарушить экологическое равновесие луга.

Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек, пчел, то растения погибнут (неопыленные растения не дают семян). Все живые существа связаны друг с другом.

Учитель. Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам.

IV. Закрепление изученного.

Заполнение таблицы

Природное сообщество - лес

Природное сообщество - луг

Деревья, кустарники, травы, мхи

травы

Крупные животные, мелкие Животные

Небольшие животные, насекомые

Собирают ягоды, грибы

Заготовка корма животным





Итог урока.

Выставление оценок.

Д/з

Стр.164 – 177 читать.

1 вариант –загадки о растительном и животном мире леса;

2 вариант –загадки о растительном и животном мире луга.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!