
Итоговый урок по русскому языку
в 3 классе
Цели: обогащать знания уч-ся по русскому языку через творческие задания;
продолжить работу по формированию умений распознавать части речи, проводить звуко - буквенный анализ слов, выделять отдельные предложения в деформированном тексте, правильно употреблять парные согласные;
развивать эмоционально-волевую сферу,
формировать чувство коллективизма;
воспитывать чуткое, бережное отношение к родному языку.
Форма проведения: интеллектуальная игра «Грамотеи»
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация со звуком, видео – презентация.
Ход игры.
I. Вступительная часть.
1. Приветствие. Настрой на работу.
- Ребята, сегодня мы с вами проведём итоговый урок по русскому языку, вспомним то, о чём говорили в течение всего учебного и проверим свои знания. Проводить урок мы будем в форме интеллектуальной игры «Грамотеи» (слайд 1)
-Подумайте, а кто такие грамотеи?
-Мне бы очень хотелось, чтобы вы не только показали свои знания, смекалку и находчивость, но и то, как дружно и правильно вы умеете выполнять задания и приходить к единому решению.
II. Основная часть
1. Конкурс «Точка, точка, запятая!» (слайд 2)
-Наш первый конкурс называется «ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ!» Перед вами стихотворение , (слайд 3) в котором нет ни оного знака препинания, и поэтому мы не можем понять его смысл. Ваша задача - расставить точки так, чтобы стало понятно, о чём говорится в этом стихотворении. Давайте попробуем.
Молодцы! А теперь ещё раз прочитаем стихотворение со всеми знаками препинания.(слайд 4)
2. Конкурс « Мягкий знак»
-И мы переходим ко второму конкурсу, который называется МЯГКИЙ ЗНАК. (слайд 5)
- Скажите, ребята, а для чего служит мягкий знак? (Для обозначения мягкости согласных звуков в словах)
За 1 минуту вы должны придумать и записать на листках как можно больше имён существительных, состоящих из 4 букв и оканчивающихся на мягкий знак. (слайд 6)
(ребята выполняют задание, учитель засекает время)
Примерный ответ: день, ночь, пень, мель, моль, ноль, лень, соль, боль, руль, гусь, конь, тень, семь, быль, высь и.т.д.
Проверка выполненного задания.
3. Конкурс «Музыкальный»
- Переходим к третьему конкурсу нашей игры-МУЗЫКАЛЬНОМУ. (слайд 7)
Давайте вспомним сказку «Бременские музыканты». Назовите героев этой сказки (Король, принцесса, сыщик, разбойники, осёл, петух, кот, собака, Трубадур). Герои в сказке исполняют очень много песен. И мы сегодня послушаем фрагмент песни Трубадура, но не просто так, а для того, чтобы в песне найти слова - имена существительные.
-А для начала нам нужно вспомнить, что такое имя существительное?
(самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)
-Итак, из песни Трубадура выпишите все существительные, которые услышите. (звучит фрагмент песни, дети выполняют задание) (слайд 8).
Включить музыкальный фрагмент
- Давайте проверим, как вам удалось справиться с этим заданием.
Ответ: тропинка, принцесса, жизнь, король, сердце, пароль, подвиг (слайд 9)
4. Конкурс «Фонетический»
- Следующий конкурс «Фонетический». (слайд 10)
-Вам уже известно, что количество букв и звуков в одном и том же слове может быть разным. И сейчас я предлагаю вам определить, сколько букв и сколько звуков в словах (слайд 11): юбка, семья, мель, ямка. Объясните свой ответ.
юбка (4 буквы, 5звуков, потому что буква ю в начале слова обозначает 2 звука [йу])
семья (5 букв, 5 звуков - ь знак не обозначает звука, он служит для обозначения мягкости согласного [мь], зато ,буква я обозначает два звука [йа])
мель (4 буквы, 3 звука, т.к. ь знак звука не обозначает)
ямка (4 буквы, 5 звуков, т.к. буква я обозначает два звука [йа])
- Молодцы! И с этим заданием вы справились.
5. Переменка (слайд 12)
-Ребята, вы очень хорошо потрудились и сейчас у нас весёлая переменка. Один мой знакомый первоклассник рассказал мне, как он переносил слова. И сейчас я хочу, чтобы вы тоже узнали как он это делал. Давайте прочитаем его рассказ (слайд 13)
Как я перенес слова (Рассказ первоклассника)
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:
ЕДВА я перенёс: Е – ДВА,-
И получил за это «два».
УКОЛ я перенёс: У-- КОЛ,-
И получил за это «кол».
ОПЯТЬ я перенёс: О—ПЯТЬ,-
Теперь, наверно, будет «пять!»
- Как вы думаете, какую оценку получит ученик и почему? (Снова 2, потому что нельзя оставлять 1 букву на строке или переносить её)
- И вы снова совершенно правы, есть такое строгое правило переноса слов (слайд 14) Прочитайте его, пожалуйста.
На другую строчку.
Букву – одиночку ,
Только ты не отправляй,
От друзей не отрывай.
6. 5 конкурс «Словарные слова» (слайд 15)
- Переходим к пятому конкурсу, он называется «Словарные слова». Я буду загадывать вам загадки, а вы должны отгадать их. Ответом на загадку обязательно должно стать словарное слово. Если вы отгадаете правильно, то я открою картинку и само слово, но, прежде, чем я это сделаю, вы произнесёте отгадку по слогам, чтобы мы смогли убедиться в том, что вы знаете как слово пишется правильно. Если допустили ошибку, то запомните написание этого слова.
Порядок работы: Загадка, отгадка, по слогам, картинка
(слайд 16, слайд 17) горох
(слайд 18, слайд 19) капуста
(слайд 20, слайд 21) картофель
(слайд 22, слайд 23) морковь
(слайд 24, слайд 25) огурец
(слайд26, слайд 27) помидор
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручка… (горох)
Расселась барышня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили (картофель)
4. Красна девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали. (морковь)
5.Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (огурец)
6.Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет вкусней …(помидора)
7. 6 Конкурс «Составь слово» (слайд 28)
- Следующий наш конкурс называется СОСТАВЬ СЛОВО .
И вот первое задание: (слайд 29)
1. КОРЕНЬ ЭТОГО СЛОВА СПРЯТАЛСЯ В СЛОВЕ «СНЕЖИНКА»
ПРИСТАВКА В СЛОВЕ «ПОДЪЕХАЛИ»
СУФФИКС В СЛОВЕ «ЛЕСНИК»
ОКОНЧАНИЕ В СЛОВЕ «УЧЕНИКИ»
- Хорошо подумайте и попробуйте назвать слово, которое получится (ПОДСНЕЖНИКИ) Правильно, это подснежники (слайд 30)
2. ПРИСТАВКА В СЛОВЕ «ПОСМОТРЕЛ» (слайд 31)
КОРЕНЬ В СЛОВЕ «ДОРОЖЕНЬКА»
СУФФИКС В СЛОВЕ «ЛЫЖНИК» (ПОДОРОЖНИК) Верно, это подорожник (слайд 32)
3. КОРЕНЬ МОЙ ИЩИ В «ЦЕНЕ» (слайд 33)
В «ОЧЕРКЕ» НАЙДИ ПРИСТАВКУ МНЕ,
СУФФИКС МОЙ В «ТЕТРАДКЕ» ВСЕ ВСТРЕЧАЛИ,
ВСЯ ЖЕ В ДНЕВНИКЕ Я И В ЖУРНАЛЕ (ОЦЕНКА) Конечно же, это оценка (слайд 34)
8. 7 Конкурс «Шифровка» (слайд 35)
-Продолжаем нашу игру. И нас ждет конкурс ШИФРОВКА.
- К нам пришло зашифрованное послание от золотой рыбки, которое мы должны расшифровать. (слайд 36)
Проследи за стрелками три раза,
И узнаешь, буквы собирая,
Почему глядит на водолаза
Так упорно рыбка золотая?
Собирая по направлению стрелочек буквы узнай, что говорит рыбка.
Ответ: Не старик ли это опять меня ищет?(слайд 37)
Молодцы, с этим заданием вы успешно справились.
9. 8 Конкурс « Парные согласные» (слайд 38)
-И мы переходим к следующему конкурсу нашей игры ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Вам оставлено письмо. (слайд 39) Но писали его хитрецы, чтобы не ошибиться в выборе буквы, они некоторые слова заменили картинками. Давайте вставим вместо картинок нужные слова и вспомним их написание.
Зима. Выпал пушистый
. Я надел
,
,
и пошёл на улицу. На дворе холодно, сильный
разрисовал окна домов. Дети катаются с горки на
и играют в
. Весело зимой!
- Проверим. Какое правило применили? (слайд 40)
Зима. Выпал пушистый снег. Я надел шапку, шубку, варежки и пошел на улицу. На дворе холодно, сильный мороз разрисовал окна домов. Дети катаются с горки на лыжах и играют в снежки. Весело зимой!
10. 9 Конкурс «Орфографический» (слайд 41)
- И, наконец, заключительный конкурс нашей игры ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ.
Перед вами столбики слов (слайд 42). Задание такое: прочитайте слова первого столбика и назовите орфограмму, которой соответствуют данные слова, затем нужно сделать то же самое со 2, 3 и 4ым столбиками.
Жи-ши; сочетания чк-чн; чу-щу; присутствует разделительный ь.
Следующее задание аналогичное (слайд 43)
Записаны словарные слова (т.е. орфограмма – безударная гласная непроверяемая ударением, кроме ГЛАЗА – можно подобрать проверочное слово: глаз или глазки)
Безударные гласные, проверяемые ударением, кроме СОРОКА, нельзя проверить, т.к. это словарное слово.
Парные звонкие и глухие согласные, слово ХОРОШО – лишнее
Имена собственные пишутся с заглавной буквы. В данном случае это названия рек, лишнее слово Орёл, т.к. это название города.
III Заключительная часть.
Подведение итогов
- Наш урок подошёл к концу, сегодня вы много рассуждали и размышляли, и поэтому успешно справились со всеми предложенными заданиями. Я хочу сказать вам: ребята, вы, молодцы! (слайд 44)
8