«Разработка урока по Основам православной культуры и светской этики по теме «Подвиг» в 4 классе»
Автор: Селиванова Марина Николаевна, педагог-библиотекарь, учитель ОРКСЭ МБОУ «Вавожская СОШ»
2022 г.
Цель урока:
Формирование у обучающихся понимания подвига и жертвенности как движения в сторону от эгоизма.
Задачи урока:
объяснить детям, что христианин может жертвовать ради самого себя, ради других людей и ради Бога;
продолжить формирование христианского отношения детей к жизни, к людям, побудить их к анализу собственных поступков;
познакомить с рассказами о детях-героях из сборника «Дорогой героев»;
побудить к самостоятельному изучению литературы по истории нашей страны, в том числе и о Великой Отечественной войне.
Планируемые результаты и способы их проверки. Личностные результаты:
- воспитание основ российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметные результаты: - овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты: - знать значение подвига и человеческой жертвенности; - понимать роль жертвенности ради самого себя, ради других людей и ради Бога; - формирование потребности в нравственном и духовном совершенствовании, преодолевая собственный эгоизм.
Назначение урока: материал рассчитан на обучающихся 4 класса и является источником изучения новой темы «Подвиг» по предмету ОРКСЭ.
Основные понятия: подвиг, жертва, подвижник.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир. Тип урока: изучение нового материала.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Регулятивные УУД:
- прогнозировать предстоящую работу;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- анализировать поступки свои и других, выделять главное;
- эмоционально и осознанно воспринимать прочитанное.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в коллективном обсуждении темы урока;
- высказывать свою точку зрения;
- формировать умение работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания.
Личностные УУД:
- проявляют устойчивый познавательный интерес к новому учебному материалу;
- выражают своё собственное мнение;
- адекватно воспринимают оценку учителя.
Оценивание: в журнал выставляется отметка за урок. Ожидаемые результаты: - учащиеся углубят знания о подвигах и жертвенности; - задумываются над возможностью и необходимостью совершать подвиг ради себя, ради других и ради Бога. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник ОПК Кураева А. В., сборник рассказов «Дорогой героев», нарисованное дерево и листики к нему.
Предварительная подготовка: все обучающиеся читают рассказы из сборника «Дорогой героев».
На классной доске написаны цитаты:
«Подвиги детей — это следствие того воспитания, которое они получили от своих родителей». М. Кэтрин.
«Подвиг есть в сраженье, Подвиг есть в борьбе; Высший подвиг – в терпенье, Любви и мольбе… » А. Хомяков.
«В жизни всегда есть место подвигу» М. Горький.
План урока:
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Выявление восприятия, мотивация.
Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока.
Изучение нового материала.
Закрепление пройденного материала.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент. (1 мин.)
Здравствуйте, ребята!
Настроение у всех отличное?
Пожелаем друг другу добра,
И урок начинать нам пора.
Повторение изученного материала. (2 мин.)
- Вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке? (Как христианство пришло на Русь)
- Назовите имя князя, с именем которого связано распространение христианства на Руси? (Князь Владимир)
- Когда произошло это событие? (в 988 году)
- Какое имя народ дал князю Владимиру? (Владимир Красное Солнышко)
- Со временем, князя Владимира причислили к лику святых.
- Молодцы!
Выявление восприятия, мотивация. (2 мин.)
Слайд № 1. (Открываем презентацию)
- Расшифруйте слово 17, 16, 5, 3, 10, 4 (ПОДВИГ)
(вместо цифр подставьте буквы из алфавита). (Ответы детей)
Слайд № 2. ПОДВИГ.
- Предположите о чём будем говорить на уроке? (Ответы детей)
- Запишите число и тему урока.
4. Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока. (1 мин.) - Откройте учебник на странице 90. Давайте проверим, ваши предположения подтвердились или нет? (Ответы детей)
Слайд № 3. Вы узнаете:
- о том, что такое подвиг;
- о человеческой жертвенности.
5. Изучение нового материала. (29 мин.)
- Прочитайте тему урока. Попробуйте самостоятельно дать определение слову ПОДВИГ. (Ответы детей) - Мне кажется, что понятие ПОДВИГ более ёмкое. Давайте попробуем его расширить. - Что может нам помочь, к чему можно обратиться? (Ответы детей) - Я предлагаю поработать в парах и самостоятельно найти определения понятия «ПОДВИГ» в учебнике первый абзац (стр. 90).
(Предварительная работа детей. Два человека из класса заранее, по заданию учителя, находят определение ПОДВИГ в Толковом словаре Д. Ушакова и в Интернете в Википедии.)
Слайд № 4. (По мере зачитывания детьми определение ПОДВИГ щёлкаем по слайду левой кнопкой мыши (далее л.к.м. ) и все определения (всего три) выводится на экран.)
1) В Толковом словаре Д. Ушакова даётся толкование слова ПОДВИГ-м. Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский подвиг. Подвиг ученого. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-н. (книжн.). Подвиг любви.
2) В Интернете в Википедии дано следующее определение: (Щёлкаем по слайду л.к.м.) ПОДВИГ – Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях; форма выражения подвижничества.
3) (Щёлкаем по слайду л.к.м.) В учебнике: ПОДВИГ – это слово однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причём это движение от своей корысти, своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва.
- Давайте сравним ваше первоначальное мнение с определениями, которые вы только что услышали. (Ответы детей)
- Какие однокоренные слова вы услышали в определениях понятия ПОДВИГ? (Ответы детей: подвиг, подвижничество, двигаться, движение)
Слайд № 5. – Посмотрите внимательно на слово ПОДВИЖНИК. (Слово на слайде)
- Что общего у слов подвиг и подвижник? (Ответы детей: корень)
- Кто такой подвижник? Найдите в учебнике определение на стр. 92 (последний абзац), запишите его в тетрадь. (Щёлкаем по слайду л.к.м. определение выводится на экран)
- Как вы поняли, что лежит в основе подвига? (Ответы детей)
- Ради кого могут совершаться подвиги? (Ответы детей)
- Конечно, подвиг можно совершить ради других людей, но можно ради самого себя и ради Бога.
- Что нужно сделать, чтобы совершить подвиг ради самого себя, чем надо пожертвовать? (Ответы детей)
- Например, тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева, а ты держишь себя в руках – это подвиг ради самого себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты не отвечаешь обидчику и становишься сильнее и благороднее. Это и есть подвиг ради себя.
- В вашем возрасте, очень трудно пожертвовать своей гордостью, искренне понять и признать свою неправоту, принести извинение. Именно в этот момент вы и совершаете подвиг, жертву ради другого человека.
- Ребята, послушайте небольшой рассказ Митрополита Антония Сурожского «О подвиге любви»: «Шла война. В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, пришли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали её в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: «У меня нет детей, пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем». Ее расстреляли. Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был лишён ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали, и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми её смертью, поставили себе задачу быть плодом её жизни».
- Как вы думаете, эта молодая женщина совершила подвиг? (Ответы детей)
- Почему она принесла себя в жертву ради незнакомых людей? (Ответы детей)
- Может быть, её жертва была напрасной? (Ответы детей) - Как вы понимаете, что такое «Жертва»? (Ответы детей)
Слайд № 6. (Щёлкаем по слайду л.к.м. определение ЖЕРТВА выводится на экран.) - Правильно. Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения, без сожаления, по собственной воле.
- Так и Иисус Христос ради любви к человеку принёс Себя в жертву. Он ради нас с вами, искупая человеческие грехи, отдал Себя на страшную смерть – распятие на кресте.
- Как вы думаете, Иисус Христос своей смертью совершил подвиг или принёс себя в жертву? (Ответы детей)
- Правильно, Иисус Христос принёс себя в жертву. Так Он показал свою любовь к человеку.
- Но и человек может принести жертву Богу – это память о Боге, Его заповедях и стремлении жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога.
- Есть подвиги, которые люди совершают ради веры и, не раздумывая отдают свою жизнь. Слайд № 7. Таким был подвиг Евгения Родионова. В Чечне шла жестокая война. Он был пограничником. Выполняя одно из заданий, попал в плен. Погиб, потому что отказался снять с груди православный крестик. За христианский мученический подвиг Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
- Ребята, каких православных святых вы ещё знаете? Назовите их. (Ответы детей)
Слайд № 8. Физкультминутка.
- Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! (Щёлкаем л.к.м. по звуковой дорожке, включается видео с физкультминуткой) https://youtu.be/k5cbrQn9ryU
- Ребята, как вы поняли, что такое подвиг? Когда мы его совершаем? (Ответы детей)
Слайд № 9. - Запишите определение ПОДВИГ в тетрадь. (Щёлкаем по слайду л.к.м. определение выводится на экран.) «Подвиг … это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва». «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма».
- Во все времена на Руси были люди, защищавшие родную землю, свой дом. (Щёлкаем по слайду л.к.м. выводится на экран картинка.) Но истинной проверкой патриотизма, нашего народа стала Великая Отечественная война.
- Давайте посмотрим, как всё начиналось. 22 июня 1941 года наш народ услышал сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны.
Слайд № 10. (Чтобы началась аудиозапись, щёлкаем левой кнопкой мыши по звуковой дорожке и смотрим видео.)
Слайд № 11. - Вся страна поднялась против ненавистного врага. И вместе со взрослыми - обыкновенные мальчишки и девчонки.
Слайд № 12. - Дома вы прочитали рассказы из сборника «Дорогой героев» и познакомились с историей детей, которые воевали против фашистов. Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали книгу.
- Вам надо узнать героя рассказа по фотографии и рассказать коротко историю его подвига. (Если дети долго не могут вспомнить, выводим на экран подсказки, для этого щёлкаем л.к.м. по слайду (13-17 слайды)).
Слайд № 13. Портрет Лени Голикова.
Он был разведчиком в партизанском отряде. Преследовал немецкого генерала, добыл важные бумаги. Погиб в бою 24 января 1943 года в Новгородской области.
Слайд № 14. Портрет Марата Казея.
Партизан - разведчик. Погиб в мае 1944 года в Белоруссии. Окруженный фашистами, он подорвал себя и немцев гранатой.
Слайд № 15. Портрет Зины Портновой.
Ленинградка. Война застала её на Украине. Помогала партизанам, вела разведку, устраивала поджоги. Работала в столовой, отравила более 100 немцев. В декабре 1943 года её схватили немцы. Девочку пытали, но она молчала, не выдала партизан. Убежала, отстреливалась от немцев, но кончились патроны…, юную партизанку расстреляли.
Слайд № 16. Портрет Вали Котика.
Смелый парнишка - партизан, связной и разведчик минировал железные дороги, взрывал мосты, расклеивал листовки, брал в плен «языков». Погиб в бою в феврале 1944 года.
Слайд № 17. Портрет Бори Царикова.
Юный партизан - разведчик. Взорвал эшелон, уничтожил 70 немецких танков. Взял с товарищами 30 «языков». Убит пулей немецкого снайпера 13 ноября 1943 г.
- Молодцы, вы внимательно прочитали рассказы!
Слайд № 18. Дети отвечают на вопросы, которые представлены на слайде. (Вопросы появляются на слайде друг за другом по щёлчку л.к.м.)
- Ребята, что объединяет все эти рассказы? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что заставило ребят совершать геройские поступки? (Ответы детей)
- От чего зависит способность человека к подвигу? (Ответы детей)
- Напрасна ли была жертва детей? (Ответы детей)
- Над чем заставляют задуматься эти рассказы? (Ответы детей)
- Ребята, как вы поняли, слово «подвиг» может быть связано только с военным временем? Обсудите это с одноклассниками. (Ответы детей)
Слайд № 19. Мы говорили о ребятах, которые жили в 20 веке, вы дети 21 века. Скажите, надо ли помнить о войне, о подвигах, которые совершали дети, и если да, то для чего? Проведите параллель между современными детьми и вашими ровесниками военного времени. (Ответы детей)
Закрепление пройденного материала. (3 мин.)
Слайд № 20. - Давайте подведем итоги нашей работы на уроке с помощью викторины https://learningapps.org/display?v=p1s7gv5yn22(Приложении 1.)
Слайд № 21. – Действительно, жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами, — говорит народная мудрость. А я бы ещё добавила высказывание Максима Горького: «В жизни всегда есть место подвигу».
Рефлексия. (6 мин.)
Поработайте в группах (4 группы), составьте синквейн на тему «Подвиг». Слайд № 22. Напоминаю правило написания синквейна:
1. Одно слово существительное.
2. Два прилагательных, раскрывающих тему.
3. Три глагола, описывающих действие.
4. Четыре слова (фраза), предложение, пословица.
5. Одно слово, которое выражает главную мысль темы (существительное).
(Выступления детей, от группы выступает один человек)
Слайд № 23. - Оцените свою работу (приём рефлексии «Дерево успеха»). Прикрепите к нарисованному дереву листик, учитывая свои успехи на уроке. Чем лучше усвоили материал, тем листик крепится выше.
8. Домашнее задание: (1 мин.)
Слайд № 24. – Напишите небольшое сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигу», используя знания, полученные на уроке (возможность совершать подвиг ради себя, ради других или ради Бога). Слайд № 25. - Всем спасибо, до новых встреч!
Источники:
Дорогой героев: Рассказы. – Устинов: Удмуртия, 1987. – 64 с.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А. В. Кураев. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.: ил.
Обернихина Г. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г.А.Обернихина. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
Интернет-ресурсы и изображения:
Викторина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/display?v=p1s7gv5yn22
Интегрированный урок по Основам православной культуры и музыки. Методическая разработка по теме «Подвиг» // Черепкова З. П., Ушакова И. В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/arG39
Картинки: война и дети [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/M7d6Q
Картинки: листья дерева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/b2qcU
Картинки: подвиги современных детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/b2rAe
Картинки: подвижники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/bF9Ey
Картинки: приём рефлексии «Дерево успеха» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/b2rC5
Картинки: распятие Иисуса Христа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/b2r7v
Картинки: смайлики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/b2ujF
Кликер. Серьёзный укорачиватель ссылок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/19
Подвиг: Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/au7Mk
Сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xoqW1BXZVZs
Физкультминутка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtu.be/k5cbrQn9ryU
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Вопросы к викторине:
Выберите наиболее подходящее определение понятию «подвиг». Жертва. Героизм. Сила воли.
Подвиг – это движение в сторону от чего? Добро. Эгоизма. Гордость.
Что лежит в основе подвига? Смелость. Эгоизм. Любовь.
Выберите наиболее подходящее определение понятию «жертва». Самоотречение. Добро. Помощь.
Христианин может жертвовать чем-то ради кого? Ради себя самого. Ради Бога. Ради других людей.
Когда совершается подвиг? Люди, помогая кому-то, ищут себе славы. Человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят. Человек жертвует собой ради других не рассчитывая получить награду за свой поступок.
Подвигу всегда сопутствуют ... Удача и корысть. Любовь и жертвенность. Самолюбование и гордость.
Когда человек может совершить подвиг? В любой день. Только в войну. Один раз в жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Презентация к уроку «Подвиг».
Слайд № 1.
Слайд № 2.
Слайд № 3.
Слайд № 4.
Слайд № 5.
Слайд № 6.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Физкультминутка: https://youtu.be/k5cbrQn9ryU
Слайд № 9.
Слайд № 10.
сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны
Слайд № 11.
Слайд № 12.
Слайд № 13.
Слайд № 14.
Слайд № 15.
Слайд № 16.
Слайд № 17.
Слайд № 18.
Слайд № 19.
Слайд № 20.
Слайд № 21.
Слайд № 22.
Слайд № 23.
Слайд № 24.
Слайд № 25.