СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по предмету "Окружающий мир" на тему: "Живая и неживая природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по предмету "Окружающий мир" на тему: "Живая и неживая природа"»

Введение. этот УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления об учебном предмете, ознакомления с учебником «Окружающий мир», уточнения понятий объект природы, живая природа, неживая природа; способствовать развитию речи, познавательной активности, наблюдательности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ориентироваться в понятиях и терминах: окружающий мир, объекты природы, живая природа, неживая природа, находить отличия среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приводить соответствующие примеры, рассказывать о мире с опорой на собственные представления, соблюдать правила поведения в школе, на уроке.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать по-знавательную цель; предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распо-знавания объектов, выделение существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные пред-ставления.

Личностные: самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Оборудование: нарисованные знаки – условные обозначения, рисунки с изображением объектов для самопроверки (рабочая тетрадь, с. 4, первое задание).

Ход урока

I. Знакомство с учебником.

– Давайте поближе познакомимся с нашими верными друзьями – учебником и рабочей тетрадью. Рассмотрите обложку учебника как можно внимательнее. Наш учебник называется «Окружающий мир». Как вы понимаете это название? Что мы будем изучать? (Окружающий мир – это всё то, что нас окружает: природа, явления природы, различные предметы, которые сделаны человеком.)

– Откройте учебники. Попробуйте разгадать, что означают знаки, которые даны автором как условные обозначения. Как называется пятый знак? (Это восклицательный знак.)

– Как вы думаете, когда подобный знак используется? (Предположения детей.)

– Этот знак в учебнике говорит, что нам необходимо сделать определённые выводы. А вот такой кружок говорит нам, что надо выполнить определённые задания и ответить на вопросы. А как, по-вашему, когда может появиться такая улыбка? (Когда человеку весело, смешно.) Действительно, такой значок предлагает нам посмеяться вместе с автором учебника. Он так и называется – «смешинки».

Прежде чем определить, что означает следующий знак, отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

– Что же может означать символ раскрытой книги? (Предположения учащихся.) Такой знак говорит, что этот материал предназначен для тех, кто уже умеет читать.

– Назовите второй знак. (Лупа.) Что это за приспособление? Для чего его используют? (Лупа – это увеличительное стекло, которое помогает увеличить всё мелкое, даёт возможность лучше его разглядеть.)

– Верно. В данном случае этот знак советует нам провести наблюдения, опыты. И последний знак. Он означает, что здесь есть подсказка, которую вам предлагает автор учебника.

II. Объяснение нового материала.

– Вы сегодня утром шли в школу. Светило яркое солнце. Дул лёгкий ветерок…

Мы с вами все живём в волшебном мире.

И этот мир не только у нас в квартире.

Он в сказочном дворце, в звезде,

В снежинке, в лучике, в дожде…

Работа с материалом учебника.

– Рассмотрите иллюстрации на странице 4 учебника. Перечислите всё, что вы здесь видите. Какие группы получились? (Неживая природа, живая природа, предметы, сделанные человеком.)

– Что мы относим к неживой природе? (Солнце, луну, облако, тучу, дождь, снег.)

– Что мы относим к живой природе?

Учащиеся перечисляют объекты живой природы, изображенные в учебнике.

– Все ли представители живой природы здесь изображены? Какие большие группы входят в состав живой природы? (Растения; животные и человек.)

– Перечислите предметы следующей группы. Как вы думаете, почему они выделены в особую группу? (Эти предметы не относятся к природе, так как все они сделаны руками человека.)

– На схеме представлена ещё одна группа. Что вы можете о ней сказать?

Учащиеся отмечают, что здесь изображена семья.

– Мы уже говорили о том, что человек является частью живой природы. Для чего же авторы поместили эту группу отдельно?

Ребята высказывают предположения, в ходе которых приходят к выводу, что семья – это близкие люди, которые нас окружают, это наш окружающий мир.

Физкультминутка

ЗАРЯДКА

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем заряду,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

А потом присесть и встать.

III. Закрепление пройденного.

1. Работа с материалом учебника.

– Выполните задание в учебнике (с. 5).

Учащиеся перечисляют каждый объект на рисунке.

– Какие две группы предметов вы видите? Докажите своё мнение.

Ребята объясняют, что здесь можно выделить группу объектов, которые относятся к природе, и те, которые не являются природой, потому что сделаны руками человека.

2. Работа в тетради.

– Рассмотрите внимательно эти объекты и раскрасьте только те, которые относятся к живой природе. Кто может выполнить это задание самостоятельно? Кому необходима помощь?

Учащиеся выполняют задание.

– Проверьте себя. На доске представлен образец правильного выполнения задания.

Самопроверка выполнения задания по образцу.

– Попробуйте определить, что нужно сделать в следующем задании. Почему рисунок с солнышком прикреплён к синему вагончику, а с цветком – к зелёному? (Солнышко – это неживая природа, а цветок – живая природа.) Выполните задание.

Проверку можно осуществить либо фронтально, либо предложить поменяться тетрадями и проверить друг у друга.

– Поработайте в паре. Посоветуйтесь и выполните следующее задание в тетради.

Учащиеся выполняют задание.

– Что у вас получилось?

IV. Итог урока.

– О чём мы говорили сегодня на уроке? Какой вывод вы можете сделать?