В современном образовательном процессе не обойтись без применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютерных технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа их обучения, эффективному применению личностно-ориентированного подхода к обучению, проведению контроля с помощью различного вида заданий: тестов, заданий самоконтроля. Использование интерактивного комплекса возможно на различных этапах занятия: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, проведения и проверки самостоятельной работы, повторения пройденных тем, проведения виртуальных практических работ. Во время объяснения нового материала, обобщения и закрепления можно использовать презентации, мультимедийные электронные учебники и CD-диски.
При использовании на уроках русского языка и литературы различных мультимедийных средств и интерактивного комплекса учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул органических соединений, что сложно сделать в их плоскостном изображении, показанном в учебнике.
Особенно удобными являются задания самоконтроля и тестов, которые позволяют оперативно проверить уровень усвоения материала не только учителем, но и самими учащимися.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Нельзя работать по новым учебникам старыми методами.
Таким образом, деятельность учителя с внедрением ФГОС, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята. А ну-ка, все дружно улыбнёмся, чтобы сразу же настроение у нас поднялось. Тихонечко сели на места. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу на уроке |
2.Целеполагание | Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока, заполнить таблицу «ЗХУ» (1 и 2 столбики). | Учащиеся определяют цель своей деятельности, заполняют первые 2 столбика таблицы «ЗХУ»: |
3.Орфографическая разминка | Учитель заранее проверяет заготовки учащихся | Учащиеся сами подготовили слова для орфографической работы заранее. Один ученик записывает на доске под диктовку другого ученика (слова берутся из заготовок учащихся) |
4. Проверка домашнего задания | Упражнение 82,84 (по цепочке) | В это время на доске трое учеников склоняют словосочетания присуждающаяся награда ,победивший конкурсант, проснувшееся солнце |
5.Освоение нового материала | В начале урока учитель проводит фронтальный опрос: Что такое причастие? Назовите морфологические признаки. Какова синтаксическая роль причастия в предложении? Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь. Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом. Найдите причастие, обоснуйте свой ответ. Как подчеркнём причастие? Каким членом предложения оно будет являться? Как вы думаете, есть ли у причастия блиставшая зависимые слова? Как их найти? Назовите зависимые слова. Как мы подчеркнём наш причастный оборот? Причастный оборот на письме обособляется запятыми, является обособленным членом предложения. Границы причастного оборота обозначаются вертикальными линиями. Обозначьте границы причастного оборота в тетрадях. Какую часть предложения вы выделили? Давайте вспомним еще раз, что такое определяемое слово, как обозначить его графически. Найдём в предложении определяемое слово. | Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии и заполняет и заполняют таблицу. (Блиставшая. Имеет суффикс –вш-, можно заменить глаголом (которая блистала). (Волнистой линией. Будет являться определением). (Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия блиставшая). (Над морем). (Как определение). (…блиставшая над морем…) (Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту. Графически мы обозначаем его крестиком). (Луна) |
6.Активизация и закрепление изученного | Упр. 86 Учитель обращает внимание учеников на предложение 2, где два причастных оборота следуют один за другим. Определяемое слово второго причастного оборота входит в состав предшествующего причастного оборота. Упр. 88. Комментированное письмо. | Учащиеся находят предложения с причастными оборотами, записывают их. |
Физминутка | Учитель включает музыку | Один ученик проводит физминутку |
7.Предупредительный диктант | Учитель озвучивает дополнение к правилу. Если причастный оборот относится к личному местоимению, то он выделяется на письме запятыми независимо от местоположения. На самой окраине села на песчаном пригорке стояла сосна. Выросшая на приволье, она поражала своей гигантской мощью. И теперь ещё она, прожившая многие десятки лет, не потеряла остатки былой силы. Толстенный ствол напоминал окаменевшие в сверхъестественном напряжении мускулы гиганта. Ветви торчали в стороны, как костлявые руки молящегося старца. (По Н. Ткаченко) | Ученики читают текст, задают вопросы учителю для прояснения написания слов и знаков препинания |
| 5) Дорогие мои, тема «Причастный оборот» встречается и в заданиях ОГЭ. Это задание 9.Я вам раздала задания ОГЭ, давайте попробуем решить. Обратим внимание на формулировку задания: найти предложения с обособленными определениями. (Обос. опред – это и есть прич. оборот.) | Учащиеся выполняют задания |
8.Тестовые задания | Текст спроецирован на интерактивную доску В каком варианте все конструкции являются причастными оборотами с определяемым словом? а) человек, обладающий тактом; лежащий у дороги валун; крестьянин, колющий дрова; заметённый колючим снегом б) дремлющий у конуры пёс; охватившая людей дрёма; старик, задремавший на печи; в дремучем лесу обитающие животные в) выбеленный садовником ствол яблони; дикий виноград, вьющийся по стене; дикий вьющийся виноград; беречь высаженные растения | Учащиеся выполняют задание и тут же проверяют себя (Ответы выведены на экран) |
9.Разноуровневые задания. | Учитель заранее подготовил карточки на повторении орфографии. | Слабоуспевающие учащиеся сами себе выбирают карточку |
10.Рефлексия деятельности | Учитель предлагает учащимся сделать вывод по теме урока, оценить свою деятельность на уроке, заполнить 3 столбик таблицы «ЗХУ», комментирует и оценивает работу учащихся на уроке. | Учащиеся делают вывод по теме урока, оценивают свою работу, заполняют 3 столбик таблицы «ЗХУ» |
11. Домашнее задание | Домашнее задание может быть разноуровневым: и/з. Подготовить небольшой рассказ про табасаранские ковры, используя причастные обороты; . § 14. Выписать из любых источников (газеты, журналы, художественная литература) два предложения с одиночным причастием, два предложения с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, и два предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Подготовиться к самостоятельной работе на знание терминов по теме «Причастие». | Учащиеся записывают д/з |