Урок № 9-10 «ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ»
Продолжая изучать тему «Способности человека» мы поговорим сегодня о Природных (естественных) способностях - внимание и память.
Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания невозможно качественно выучить необходимый материал
ВНИМАНИЕ - НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОПРЕДЕЛЁННЫХ ОБЪЕКТАХ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ДРУГИХ.
Внимание и требования профессий.
ВОДИТЕЛЬ – распределяет внимание на сигналы светофора, дорожные знаки, ситуацию на дороге, работу своего автомобиля и т.д.
УЧИТЕЛЬ – контролирует ситуацию в классе и следит за логикой изложения материала
БУХГАЛТЕР или УЧЁНЫЙ – должны концентрироваться на работе так, чтобы не замечать помех.
ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ:
Активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов.
Целенаправленный отбор поступающей в организм информации.
Обеспечение избирательной длительности психической активности на объекте или деятельности.
Говорят, Юлий Цезарь мог выполнять одновременно несколько дел. Попробуйте выполнить одновременно хотя бы 2 элементарных действия.
Задание № 1 «Двойной счёт»
Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет.
Когда вы делали больше ошибок? Вначале или в конце?
Обычно в конце работы ошибок меньше.
Внимание, как и любая другая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться.
Это упражнение тренирует нашу способность распределять внимание.
Внимание может быть непроизвольны и произвольным.
Непроизвольное – Внимание без усилий
Произвольное – Внимание с волевым усилием.
Нарушения внимания приводят к ошибкам в работе.
ЛЕТЧИКИ, АВИАДИСПЕТЧЕРЫ, МАШИНИСТЫ, ВОДИТЕЛИ, ОПЕРАТОРЫ ПРОИЗВОДСТВ, связанных с повышенной ответственностью, перед выходом и на рабочее место проходят медицинскую экспертизу.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - УСПЕШНАЯ НАСТРОЙКА НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
ОБЪЁМ - КОЛИЧЕСТВО ОДНОВРЕМЕННО (в пределах 0,1 сек) ОТЧЁТЛИВО ВОСПРИНИМАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОДНОВРЕМЕННО)
КОНЦЕНТРАЦИЯ - СТЕПЕНЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЕ
УСТОЙЧИВОСТЬ - ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ОЪЕКТЕ.
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ - СПОСОБНОСТЬ БЫСТРО ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ОДНОГО ОБЪЕКТА К ДРУГОМУ.
Основной недостаток внимания – рассеянность.
Каждое переживание, впечатление или движение оставляет след, который может сохранится достаточно длительное время. Конечно, мы говорим о памяти.
ПАМЯТЬ - это способность запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения
Память - самая долговечная из человеческих способностей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я».
Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
ФУНКЦИИ ПАМЯТИ:
1. ЗАПОМИНАНИЕ
2. СОХРАНЕНИЕ
3. УЗНАВАНИЕ
4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Виды памяти
По характеру психической активности
Двигательная
Эмоциональная
Образная
Словесно-логическая
2. По характеру целей деятельности
Непроизвольная
Произвольная
По продолжительности закрепления и сохранения материалов
Кратковременная
Долговременная
Оперативная
По характеру психической активности
Двигательная – запоминание и воспроизведение движений
(Спортсмены, каскадеры, танцоры)
Эмоциональная – память на пережитые чувства (позволяет актеру войти в состояние души своего персонажа и передавать это состояние зрителю).
Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.
Образная – память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы (художник, писатель)
Подвиды образной памяти
Зрительная – должна быть развита у сотрудников правоохранительных органов и таможенников, художников и дизайнеров, учителей и воспитателей.
Слуховая – важна для людей, имеющих дело со звуковой информацией – акустиков и операторов связи, звукорежиссеров, звукооператоров, музыкантов и композиторов.
Осязательная - помогает запоминать, что называется, на ощупь. Это может быть как профессиональная черта, так и компенсация отсутствия каких-то возможностей, например, у слепых людей. помогает запоминать, что называется, на ощупь.
Обонятельная - у дегустаторов вин или духов обонятельную и вкусовую память можно назвать просто феноменальной
Вкусовая - у дегустаторов, поваров, кондитеров
Словесно – логическая - запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок (политик, ученый – они оперируют понятиями, формулами, схемами, гипотезами, идеями и т.д.)
По характеру целей деятельности
Непроизвольная – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует цель что-то запомнить. Информация запоминается сама собой, без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией
Произвольная – запоминание и воспроизведение, в котором имеется цель что-то запомнить. Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.
По продолжительности закрепления и сохранения материалов
Кратковременная – процесс небольшой длительности для воспроизведения только что произошедших событий.
Долговременная характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.
Оперативная – сохранение информации с последующим забыванием
Продуктивность памяти характеризуется:
1. ОБЪЁМОМ запоминания информации
2. СКОРОСТЬЮ запоминаемой информации
3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ сохранения информации
4. ТОЧНОСТЬЮ воспроизведения информации
Примеры феноменальной памяти
Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов
Швейцарский математик, физик и астроном Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100
Русский шахматист Александр Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно.
А сейчас мы проверим объем вшей кратковременной памяти.
Практическая работа №1
«Объем кратковременной слуховой памяти»
Инструкция:
Я зачитываю несколько 3-хзначных чисел, вы слушаете и по команде «Записывайте» - пишите цифры в строчку. Стр. 125 (Твоя проф. Карьера)
Вывод: Чем больше рядов запомнили, тем больше объем вашей кратковременной памяти
Практическая работа №2
«Механическое и смысловое запоминание пар слов»
Механическое запоминание
Инструкция:
Я зачитываю пары слов, вы их запоминаете. Затем я читаю первое –
вы записываете второе. Стр. 127 (Твоя проф. Карьера)
Смысловое запоминание
Инструкция: та же
Вывод: Количество воспроизведенных пар выше, чем в первом случае, это говорит о большой продуктивности смыслового запоминания.
Практическая работа №3 «Память на образы»
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те образы, которые запомнили в течении 1 минуты».
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 образов и больше
Практическая работа №4 «Кто быстрее» (переключение внимания)
Найдите все числа по порядку от 1 до 90.
Способы запоминания
Способ Цицерона – для людей с хорошо развитой двигательной памятью.
Алфавитный порядок – поставьте слова из списка (для запоминания)
в алфавитном порядке.
Группировка – провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, по количеству элементов в каждом из объектов.
4. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов.
Слова упорядочиваются с помощью рифмы. Из слов
шар, желток, медь, самовар, бритва, товар – составить фразу.
5. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов.
Например: «Каждый охотник желает знать , где сидит фазан»
(для запоминания расположения цветов в радуге)
Приемы тренировки памяти
Метод Айвазовского – посмотрите внимательно на предмет, в течение 3-5 секунд постарайтесь как можно лучше запомнить его. Закройте глаза
и представьте предмет в деталях. Откройте глаза на 1 сек., дополните
образ. И так несколько раз.
2. Метод спичек – бросьте на стол 4-5 спичек и в течение 2-3 сек. Запомните их расположение. Закройте глаза и представьте их расположение. Откройте глаза на 1 сек. и воссоздайте образ точнее. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну.
Анализ событий дня - вечером перед сном в течение 5-7 минут воссоздайте цепь основных событий дня с образами новых знакомых, их имен, телефонов только в том порядке, как это происходило.
Условия постоянной готовности памяти к запоминанию
Мини-перерывы через 40-45 минут интенсивной умственной работы.
Большие перерывы 15-20 минут через каждые 2-2,5 часа с физической разминкой.
Полноценный регулярный сон.
Полноценное питание.
Отказ от кофе и чая при переутомлении.
8