г. ИРКУТСК
(МБОУ г. Иркутска СОШ №40)
гимнастических упражнений под контролем внимания на мышечных ощущениях; научить правильному дыханию при выполнении упражнений хатха-йоги.
смелость, доброжелательность, толерантность; воспитывать физические качества: гибкость, координацию, ловкость;
обучению основам психической саморегуляции средствами гимнастических и дыхательных упражнений; совершенствовать координационные способности в равновесии; закреплять умения лазания по горизонтальной гимнастической стенке с переходом на вертикальную, хватом сверху; способствовать формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.
компетентностно - деятельностный, личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
действия и навыки ЗОЖ, позволяющие им вступить во взрослую жизнь здоровыми.
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные : регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; Личностные УУД: - ставить себе задачу осмысления темы урока, мотив к занятиям. | Класс, равняйсь, смирно! Здравствуйте, ребята! Чтоб скорей урок начать – хочу загадку загадать: а кто такие йоги? А где зародилось данное течение физической культуры? | Построение. Выполнение команд. Сознательный контроль за осанкой. Осмысление задач урока, ответы на вопросы учителя. |
Актуализация опорных знаний и умений | Метапредметные регулятивные: -осуществлять мыслительную деятельность коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; Личностные УУД: - понимать и осознавать необходимость занятий йогов для себя и своего здоровья | Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Но ведь йоги спят на гвоздях, ходят по раскаленным углям, при этом сохраняя невозмутимое спокойствие, где, же здесь оздоровление? | Ответы, предположения, детей. |
Формирование проблемы, планирование познавания новых знаний и их применения | Метапредметные регулятивные: -осознавать степень необходимости выполнения сложных упражнений для сохранения здоровья, а не нанесению ему ущерба. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли; Личностные УУД: - понимать и осознавать необходимость занятий йогой для своего здоровья | Вот и просится проблема: зачем терпеть, зачем бороться, зачем дышать и побеждать, и вы ответьте мне в конце урока, зачем нам йогу применять? | Дети анализируют предстоящую деятельность с целью ответа на поставленную проблему личного применения таких упражнений и их польза для укрепления здоровья. |
Создание мотивации на двигательную деятельность | Регулятивные: -осознавать степень необходимости выполнения сложных упражнений для сохранения здоровья, а не нанесению ему ущерба. коммуникативные: - не толкаться, не смотреть за другими детьми, сосредоточиться на своих ощущениях Личностные УУД: - понимать и осознавать необходимость занятий йогой для своего здоровья, -развивать деятельностную компетентность | А теперь повторяем за мной психологический настрой: «Мы явились на урок – запастись здоровьем впрок. Будем йогой заниматься - к ЗОЖ стремиться, приучаться!» Урок сегодня не простой - на йоге, главное - настрой- На дыханье, на здоровье, на гармонию души. Воздух носом ты втяни - и дыхание задержи, но при этом под контролем - спину ровненько держи. Выдох дробный – раз - задержка, два – задержка – Ну, а, три - выдох- полный – отдохни. Приступаем к активной части нашего занятия. Для того чтобы не навредить здоровью, необходимо провести разминку в ходьбе и беге | Активизируют внимание на выполнении упражнений под обязательным контролем сознания за дыханием и осанкой. Выполняется ходьба на носках, пятках, с различными движениями для рук. Затем выполняется легкий бег на носках, на средней части стопы с высоким подниманием колена, |
Открытие нового знания на основе двигательной деятельности | Метапредметные регулятивные: -осознавать степень необходимости выполнения сложных упражнений для сохранения здоровья, а не нанесению ему ущерба. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли ; -уметь взаимодействовать в колоннах, группах, осуществлять страховку и помощь товарищам. Личностные УУД: - понимать и осознавать необходимость занятий йогой для своего здоровья -уметь осуществлять самостраховку, уметь анализировать состояние своего самочувствия и определять степень нагрузки в соответствии с ним. -выполнять технику безопасности В отношении себя и товарищей по классу | Упражнения в ходьбе и беге. Перестроение в 3 колонны, взять коврики ОРУ «Путешествие в пустыне» Дети идею йоги усвоить должны- для этого в позе лотоса замри. «Движение – жизнь. Жизнь – в гармонии духа и тела». Обдумайте это и применяйте идею смело. 1. Езда на верблюде. И.п. - сед со скрещенными ногами, обхватить руками голени. Это будет седлом. Мы поедем на верблюде через пустыню. 1- глубокий вдох, наклониться вперёд, надавливая руками на колени 2 - выдох – голову откинуть назад, прогнуться в спине – лопатки вместе, упор руками сзади. 3-4 - Продолжай двигаться всё быстрее и быстрее. Помни, что в пустыне очень жарко, и нам надо пересечь её очень быстро. Не забывай контролировать дыхание. 2. Поза «Кобра». Мы едем по пустыне, и кого мы видим? БОЛЬШУЮ КОБРУ! И.п.- лёжа на животе, опора на предплечья. 1- прогнуться в спине, выпрямляя руки. Тянуть плечи вверх, смотреть на потолок. 2 - 3 - 4- удерживать положение прогнувшись, живот и ноги от пола не отрывать. Смотреть вверх и глубоко дышать через нос. А теперь начни ШИПЕТЬ, делая выдох через рот. Будь свирепой и страшной коброй! Продолжай одну или две минуты. 5-6 - вдох и поднимая согнутые ноги (свой хвост) вверх, стараться дотянуться носочками ног до головы. 7-8- сгибая руки в локтях, опуститься в и.п. | с захлёстыванием голени; с прямыми ногами в стороны. Ходьба с восстановлением дыхания, на вдох – разведение рук в стороны или вверх, с акцентом на выдох и движением рук на сжатие грудной клетки или с наклонами вперёд. Перестраиваются в 3 колонны.  Выполняют упражнения, контролируя дыхание и осанку. Выполнять упражнение в соответствии с методическими указаниями Выполнять упражнение в соответствии с методическими указаниями Выполнять упражнение в соответствии с методическими указаниями |
Открытие нового знания на основе двигательной деятельности | Метапредметные регулятивные: -осознавать степень необходимости выполнения сложных упражнений для сохранения здоровья, а не нанесению ему ущерба. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли ; -уметь взаимодействовать в колоннах, группах, осуществлять страховку и помощь товарищам. Личностные УУД: - понимать и осознавать необходимость занятий йогой для своего здоровья -уметь осуществлять самостраховку, уметь анализировать состояние своего самочувствия и определять степень нагрузки в соответствии с ним. -выполнять технику безопасности в отношении себя и товарищей по классу | 9 - 10- пауза - отдых, лёжа на животе, повернув голову на бок, дыхание спокойное. 3. Велосипед. Для возвращения домой мы сядем на «велосипед». И.П. лежа на спине. 1- 4 –поднимая ноги вверх, «крутить педали, удирая от кобры!» - от себя. Описывать ногами большие круги. Дыхание свободное. 5-8 – крутить «педали» на себя. 9-10- выпрямить ноги вверх и взяться за пальцы ног или голени руками. Ноги в коленях не сгибать. Вдох – подтянуться и 11-12- выдох – перекатом вперёд сесть в позу лотоса со скрещенными ногами. Мы вернулись из путешествия. 4. Стиральная машина. Необходимо постирать одежду после путешествия по горячей пустыне. И.п. Руки на плечах, большие пальцы сзади, остальные - спереди. Локти направлены в стороны от тела. 1 - 8 – повороты вправо-влево, выполняя вдох-выдох на каждое движение, с шумовым акцентом на выдох. 5. Сушилка. Теперь наша одежда чистая, но надо её сушить. И.п.- о.с. 1-8 – поднимая руки на уровень груди выполнять круговые движения руками, одна вокруг другой. Темп увеличивать, но руки не должны касаться друг друга. Дышать равномерно и глубоко, смотря на руки. (Детям нравится при этом быстро повторять мантру "Wahe Guru"). 6. Бабочка. Вспомним о путешествии с лёгкой ностальгией И.п. – о.с. 1-присед, колени в стороны, обхватить руками носочки ног. 2 - 3- раскачивать коленями вверх-вниз. Это крылья бабочки. 4- и.п. | Выполнять упражнение в соответствии с методическими указаниями Анализируя мышечные ощущения, не допуская болевых. Сохранять вертикальное равновесие, не отклоняться от вертикальной оси тела, ноги от пола не отрывать, колени напряжены в сторону выполняемого поворота туловища. Опора на полную стопу, без выхода на носок. Спину держать ровнее, дыхание произвольное. |
Применение нового знания на основе уже изученных элементов двигательной деятельности. Развитие физических качеств | Метапредметные регулятивные: -понимать что все упражнения пригодятся в жизни коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли ; -уметь взаимодействовать в колоннах, группах, осуществлять страховку и помощь товарищам. Личностные УУД: - понимать что только терпение, умение преодолевать страх и боль воспитывают волю и закаляют характер. -уметь осуществлять самостраховку, -анализировать состояние своего самочувствия и определять степень нагрузки в соответствии с ним. -выполнять технику безопасности в отношении себя и товарищей по классу | Основная часть урока: 2 круга. Движения выполняются поточно, друг за другом, дистанция 1м друг от друга, при необходимости выполняется страховка товарища, на данный момент освобождённого от занятия (в равновесии на бревне). 1 станция: равновесие в ходьбе по бревну. Держать осанку, руки в стороны, подбородок не опускать. Чтоб осанку соблюдать и спину ровненько держать – надо мышцы укреплять. Упражнения в равновесии красиво надо выполнять. 2 станция: подлезание под скамьёй. Голову опустить, передвижение на животе по-пластунски, первой вперёд под скамью идёт рука, а не голова, одновременно сгибается противоположное руке колено. Мышцы нужно напрягать, и очень важно расслаблять. Позвоночник разгружаем – под скамьёй мы пролезаем. 3 станция: «колючая» дорожка. Аппликатор Кузнецова хоть и колет очень больно - но при этом здоровью –огромная польза. По колючкам ты ступай, ногу аккуратно опускай. 4 станция: «ребристая» дорожка Дорога эта нелегка, очень ребристая она. Мелко ты по ней ступай и осанку соблюдай. 5 станция: массаж стоп на счётах. В век компьютеров, ракет - Эти счёты - старый бред. Но для нас они – отрада – Щекотать нас очень рады. |  |
Первичная проверка понимания Применение нового знания на основе уже изученных элементов двигательной деятельности. Развитие физических качеств | Метапредметные регулятивные: -понимать что все упражнения пригодятся в жизни коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли; осуществлять страховку и помощь товарищам. Личностные УУД: - понимать что только терпение, умение преодолевать страх и боль воспитывают волю и закаляют характер Предметные: - называть и выполнять заданные двигательные действия, понимать что значит последовательно выполнять упражнение по частям. Метапредметные (УУД): познавательные: - понимать классификацию упражнений по их степени воздействия на организм занимающегося. - выполнять анализ выполняемого движения. -ориентироваться в своей системе | 6 станция: разноимённое передвижение по наклонной и вертикальной гимнастической стенке, хватом сверху. В горку я с трудом ползу - Но влезть повыше я хочу. Посмотрите на меня: Высоко ли я сижу? 7 станция: и.п. упор присев. Перекатом вперёд, выйти в стойку на лопатках, руки с опорой на спину, или на полу (продвинутый уровень). Повторить 4 раза, с удержанием до 8 счетов. Дыхание произвольное, с выдохом на и.п. Стойка на лопатках изящна и легка. Как стройная берёзка смотрится она. Носочки к потолку тяни - равновесие сохрани. 8станция: упражнение «плуг». Из и.п. стойки на лопатках, опустить прямые ноги за голову, до касания стопами пола, удерживать позу до 3 счетов на выдохе. И.п.- упор присев – вдох. Повторить 4 раза Поза плуга нелегка, Мышцы спины сильно тянет она. Но выполнять её нам надо – здоровым быть – стремиться надо. Первичная проверка понимания Когда закончен первый круг тренировочных станций учитель задаёт вопрос,: какие упражнения вызвали наибольшие затруднения? В основном это поза плуга и стойка на лопатках. Учащимся предлагается разбиться на 3 группы и выполнить ещё раз упражнения в медленном темпе, с удержанием контроля внимания на опорных точках выполнения упражнений. Разрешается помощь товарищей, временно освобождённых от занятий. 1 группа: вся серия упражнений на равновесие и подлезание под скамьёй; 2 группа – массаж стоп, упражнения «плуг» и «берёзка» . Выполнять со страховкой | Д ети выполняют упражнения в медленном темпе, не стесняются принимать и сами оказывать помощь в сохранении равновесия в позе «берёзка» . |
Первичная проверка понимания | знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - осуществлять самоконтроль - прогнозировать результат; коммуникативные: -уметь реализовать на практике слова в действие; - уметь решать проблемы безконфликтно Личностные: - определять общие для всех правила поведения - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). | 3 группа - лазание на вертикально-горизонтальной гимнастической стенке и добавляется упражнение». в позе лотоса – удержание осанки на задержке дыхания до 8 счетов, с закрытыми глазами. Затем сделать выдох - «скруглить» спину и отдохнуть следующие 8 секунд Повторить 4 раза. По свистку все 3 группы меняются местами. Учитель: в заключительной части урока мы, ребята, поиграем в знакомую всем игру, но усложним задание: ваши морские фигуры должны напоминать упражнения йоги, но и это не главное. Главное условие – удерживая свою гимнастическую позу после свистка, вы должны правильно дышать, вспомнив, как делали это в разных упражнениях. |  Учащиеся разбиваются на группы и работают в медленном темпе, анализируя точки затруднения. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его. При необходимости обращаются к учителю или освобождённому товарищу за помощью в страховке. |
Применение новых знаний | Метапредметные (УУД): -выполнять анализ выполняемого движения. -ориентироваться в своей системе знаний и применять их на практике. | Заключительная часть урока: Игра «Морская фигура, замри!» Дети в кругу выполняют движения напоминающее морской прибой: «Море волнуется - раз, море волнуется- два. Море волнуется – три. На месте морская фигура – замри!» Учитель и временно освобождённые от урока физической культуры дети выбирают самую красивую, или самую неожиданную позу. Игра продолжается 3-4 минуты, затем учащиеся перестраиваются в одну шеренгу. | После слов «замри» учащиеся выполняют любую гимнастическую позу, выдерживают её до свистка.  |
Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | А теперь ответьте на вопрос, заданный в начале урока: зачем же детям применять йоговские упражнения? А вам можно ходить по горячим углям? А если очень хочется, что для этого надо делать долго и настойчиво? А теперь правильный ответ: сосредоточив внимание на внутренних изменениях в организме под воздействием дыхания и физических упражнений, Йоги постигают великое спокойствие, умиротворение и высший разум Вселенной. Упражнения йоги помогают достичь легкости, бодрости, энергичности, повышают тонус, дарят прекрасное самочувствие и настроение, проясняют ум. Сосредоточьте своё внимание на самочувствии в данный момент, чувствуете ли вы прилив сил и хорошее настроение? Учитель подводит итоги урока, обязательно отметив самые красивые морские фигуры в игре, отметить самых активных учащихся на уроке. Я спешу задать вопрос – вам понравился урок? И если было – всё о;кей - улыбнись мне поскорей. Ну, а кто разочарован, скучен, стал, что был не ловок Вам совет - займитесь йогой – всегда будете здоровы! | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, оценивают направленность урока в целом и отвечают на вопросы. Учащиеся анализируют внутренние ощущения и текущее настроение.  |