СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по Родному(Русскому) языку в 4 классе с обучающимся сОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

как и когда появились знаки препинания

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по Родному(Русскому) языку в 4 классе с обучающимся сОВЗ»


Тема урока по Родному (русскому) языку в 4 классе у обучающегося с ОВЗ

«Когда и как появились знаки препинания?


Цель урока: Создание условий для формирования у учащегося представлений о возникновении, назначении и правильном употреблении знаков препинания.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию у учащегося умения выделять главное, отбирать нужный материал, умению правильно употреблять знаки в письменной речи.

Развивающие: способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.

Воспитательные: воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактические средства:

- учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов и др.;

- карточка с заданием.

Технология: технология критического мышления.

Методические приёмы: инсерт, кластер, мозговой штурм.


Планируемые результаты.

Личностные УУД:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности;

- осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

Предметные УУД:

- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

- совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

- контролировать свои действия ; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Ход урока.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащегося. Запись числа, классная работа.

2. Вызов.

Чтение учителем стихотворения.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке

- Ты прочитал бы так же?

- Объясни свой выбор.

Появляется смысл.

- Что меняет стихотворение?

Паузы.

- Чего не хватает в письменном тексте, чтобы были паузы в нужных местах?

Точек.

Определение темы, постановка целей урока.

- Предположи, какой будет тема урока?

…Знаки препинания.

- На какие вопросы мы хотели бы получить ответы?

Какие бывают знаки препинания? От чего зависит их постановка? Для чего они нужны? ……

- На уроке постараемся найти ответы на поставленные вопросы. Важную информацию отразим в схеме.

3. Осмысление.

- Что знаешь о постановке точки на письме?

Ставится в конце предложений.

- Расставь точки и запиши стихотворение в тетрадь.

Самостоятельная работа.

- Какую роль играет точка в письменной речи?

Позволяет увидеть границы предложения, помогает понять содержание.

- О том, какие бывают знаки препинания, когда они появились, прочитаем в учебнике, § 8, № 1. При чтении делай следующие пометки на полях: «V» - знал ранее, «+» - узнал сейчас. По заданию учебника выпиши из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.

- Какие слова выписал?

+ Точка, двоеточие, многоточие, точечный (разум).

- Что нового узнал из материала? Что заинтересовало?



- На самом деле знаков препинания в современном русском языке стало больше и с ними ты познакомишься в старших классах. Чтобы научиться с ними общаться, важно понять, что является основанием для их использования. Объясни, как ты понимаешь высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении».

+Знаки подсказывают, где делать паузу, с какой интонацией произносить фразы: вопросительно или утвердительно, восклицательно или невосклицательно.

- Какую информацию впишем в схему?

+ Знаки препинания помогают выбрать нужную интонацию.

- Известен факт переписки французского писателя Виктора Гюго со своим издателем. Закончив писать роман, Гюго послал рукопись книги издателю, приложив к нему письмо. Вместо слов на листке бумаги стоял большой вопросительный знак. В ответном письме на листке бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак.

Как ты думаешь, поняли ли он друг друга? Что сказали такими письмами?

+……

- Приходилось ли тебе общаться знаками?

+ Точки, тире, скобки в СМС-сообщениях.

- Чем можно дополнить схему?

+ Иногда знаками препинания можно общаться.

- Прочитай два предложения.

На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата своего товарища.

- Чем различаются предложения?

+ Количеством запятых, смыслом.

- Назови, о ком говорится в первом предложении?

+ Петя, мать, сестра, брат, Петин товарищ.

- Назови, о ком говорится во втором предложении?

+ Петя, мать, сестра, брат Петиного товарища.

- Какую роль может играть запятая в предложении?

+ Запятая может поменять смысл высказывания.

- Подумай, какие варианты постановки запятой возможны в следующих утверждениях, придумайте ситуации, в которых данные высказывания уместны.

Быть дома нельзя идти в поход.

Делегация выезжает утром встречайте.

Установить статую золотую пику держащую.

+ (Совместная работа обучающегося с учителем)

Быть дома, нельзя идти в поход. Быть дома нельзя, идти в поход.

Делегация выезжает, утром встречайте. Делегация выезжает утром, встречайте. Установить статую, золотую пику держащую. Установить статую золотую, пику держащую.


- Что ещё важно знать о знаках препинания?

+ Когда какие знаки ставятся.

- Какие правила уже изучены на уроках русского язык

- Выполни задание в тетради:

Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания.

За грибами

Осе(нн/н)им  утром  мы  (за/зо)гл..нули   (в)лес   пр..б..жал  в..т..рок   (по)в..рхушкам  д..ревьев  и (с)ли(б)п б..рё(з/с)  осин   (по)сыпались   з..л..тые   монетки  что это около   старой  ели    куч?ка   белых  гр..бов   до  чего  же  они  красивые   мы  искали  гр..бы  не  сп..ша.

- Чем дополним схему?

+Знаки препинания пишутся по правилам.

4. Рефлексия.

- Рассмотри схему, которая выстроилась в ходе работы на уроке.


- Что оказалось новым для тебя? Интересным? Полезным?

- Как оцениваешь свою работу на уроке?

- Закончить урок мне хочется притчей о знаках препинания. Послушай и поразмышляй.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. 

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. 

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире. 

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!






















Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Василия Михайловича Репринцева»



















Конспект урока проведённого в 4 классе

(обучение) на дому

по родному (русскому) языку по теме:

«Как и когда появились знаки препинания?»















Подготовила и провела учитель : Сапрыкина В.А.











2022 уч. г.