СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по родному (русскому) языку. Тема: "Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока раскрывает тему "У земли ясно солнце, а человека - слово."  раздела: «Русский язык: прошлое и настоящее» по учебнику О.М.Александровой "Русский родной язык" 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по родному (русскому) языку. Тема: "Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы".»

Раздел: «Русский язык: прошлое и настоящее».

Урок 10

Тема: Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Цель: научить распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты м сравнения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать слова с национально-культурным компонентом значением, обращать внимание на мелодичность народной звучащей речи, наблюдать особенности употребления сказочных образов в произведениях устного народного творчества; учащиеся получат возможность формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН (урок решения учебной задачи).


Ход урока



1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

  • Проверка домашнего задания.

  • Фронтальный опрос.
    - Какие черты характеризуют и лебёдушку, и девушку в русских народных песнях и сказках (Нежность, красота, плавность движений, белый цвет лица, верность и т.д.)

- Какие черты характеризуют сокола и юношу? (Смелость, гордость, сила, гордый нрав, сила воли, зоркий взор и д.р.)

- Как вы считаете, какие качества ценили русские люди в старину в юношах и девушках? (У юношей – смелость, гордость; у девушек – женственность, верность.)

3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Какие деревья растут в нашей местности?
- Кто из вас был в лесу? Какие деревья там видели?
- А вы знаете, что у нас в Крыму есть огромный дуб? Суворовский дуб в Белогорске просто поражает своими размерами! Из нижней части ствола выходят четыре широкие ветви, формирующих могучую крону, диаметр которой более 30 метров. Окружность ствола около 12 метров, а его высота – 18. Считается, что дереву около 800 лет. Четыре могучих ветви часто также именуются «Четыре брата». По историческим преданиям сидя именно под этим деревом генерал-поручик Суворов Александр Васильевич в 1777 году принимал представителя турецкого султана. Эти переговоры были своеобразной отправной точкой и коренным образом изменили историю Крыма.

- Кто знает, как называется лиственный лес, с преобладанием дуба? (Дубрава).

- Кроме дуба в дубраве произрастают липа, ясень, вяз, клен, граб и др. Для дубравы характерен густой подлесок (бересклет, лещина) и травяной покров, представленный дубравными видами: копытень, медуница, ясменник, сныть, зеленчук и др..

Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это…( дуб)

(Ж. Синючкова)

Могучий, сильный, вековой

дуб в лесу стоит большой

листья тихо шелестят

желуди под ним лежат

шепчет дивная дубрава

вон березки те, что справа

гнутся ветки их в поклоне

только  дуб тот непреклонен.

(Н. Субботина)

Упр. 14 с.85 (учеб.)
- Прочитайте и отгадайте загадки в учебнике.

- Предположите, чему будет посвящён наш урок?

- Сегодня на уроке мы узнаем об образах дуба и берёзы в русском народном творчестве.

4. Работа по теме урока.

  • Работа с учебником.
    Упр. 10 с. 82-83

- Прочитайте. Что объединяет все эти тексты? (В них встречается слово «дуб»).

- Чем они отличаются? (Разные жанры).
- Найдите среди них загадку, пословицу, песню, потешку.

- Какие непривычные формы слов для современного русского языка встретились в произведениях?



Рубрика «Интересный вопрос» с. 83. (Работа в парах)
- Обсудите ответ на этот вопрос с соседом по парте.
- К какому мнению вы пришли? (Дуб – символ мудрости.)



Упр. 11 с. 83-84

- Рассмотрите таблицу, прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (Имя прилагательное).

- Распределите имена прилагательные на группы. (Сила, размер и возраст дуба.)

- Какие слова не вошли не в одну группу?



Упр. 12 с. 84.

- Послушайте текст. Какой заголовок хотите предложить для этого текста?

- Выполните письменное задание к тексту.

Физкультминутка «Деревья».

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за парты)

5. Продолжение работы по теме.

  • Работа с учебником.

Упр. 15 с. 85-86. Работа с толковым словарём.

- Прочитайте произведения. Сравните берёзу из текста В.В. Бианки с берёзой из стихотворения С. Есенина. В чём сходство? (Описание красоты берёзы)

-В чём отличие? (Авторы описывают берёзу в разное время года).

Чтение информации из толкового словаря на с. 86 учеб.

- Что такое затон?

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.86 учеб.)

- Прочитайте статью. Почему берёзу так назвали.

Упр. 16 с. 87.

- Выпишите имена прилагательные, с помощью которых берёзку можно описать как человека.

6. Рефлексия.

- Перед вами картинки с изображение дуба и берёзы. (Картинки на магнитной доске или экране). У вас на карточках слова. Зелёным цветом подчеркните слова, которые характеризуют берёзу как человека, а коричневым – дуб.

Кривобокая, могучий, сильный, задумчивая, печальная, древний, богатырский, дуплистый, сонная, белолицая, грозный, молчаливый, хрупкая, темный, мудрый, ласковая, нежная, суровый, скромная, пугливая, крепкий, юная, величественный.

7. Итог урока

- С какими словами познакомились сегодня?

-Что нового узнали?

8. Домашнее задание.

Упр. 17. с. 87. ( на выбор).


Круг чтения по теме урока.

1.И.В Карнаухова «Белая лебедушка» Волшебные сказки.

2.Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»

3. С.А Есенин «Белая береза»