Раздел: «Русский язык: прошлое и настоящее».
Урок 10 | Тема: Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. |
Цель: научить распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты м сравнения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать слова с национально-культурным компонентом значением, обращать внимание на мелодичность народной звучащей речи, наблюдать особенности употребления сказочных образов в произведениях устного народного творчества; учащиеся получат возможность формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении.
Тип урока: урок совершенствования ЗУН (урок решения учебной задачи).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Какие черты характеризуют и лебёдушку, и девушку в русских народных песнях и сказках (Нежность, красота, плавность движений, белый цвет лица, верность и т.д.)
- Какие черты характеризуют сокола и юношу? (Смелость, гордость, сила, гордый нрав, сила воли, зоркий взор и д.р.)
- Как вы считаете, какие качества ценили русские люди в старину в юношах и девушках? (У юношей – смелость, гордость; у девушек – женственность, верность.)
3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.
- Какие деревья растут в нашей местности?
- Кто из вас был в лесу? Какие деревья там видели?
- А вы знаете, что у нас в Крыму есть огромный дуб? Суворовский дуб в Белогорске просто поражает своими размерами! Из нижней части ствола выходят четыре широкие ветви, формирующих могучую крону, диаметр которой более 30 метров. Окружность ствола около 12 метров, а его высота – 18. Считается, что дереву около 800 лет. Четыре могучих ветви часто также именуются «Четыре брата». По историческим преданиям сидя именно под этим деревом генерал-поручик Суворов Александр Васильевич в 1777 году принимал представителя турецкого султана. Эти переговоры были своеобразной отправной точкой и коренным образом изменили историю Крыма.
- Кто знает, как называется лиственный лес, с преобладанием дуба? (Дубрава).
- Кроме дуба в дубраве произрастают липа, ясень, вяз, клен, граб и др. Для дубравы характерен густой подлесок (бересклет, лещина) и травяной покров, представленный дубравными видами: копытень, медуница, ясменник, сныть, зеленчук и др..
Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это…( дуб)
(Ж. Синючкова)
Могучий, сильный, вековой
дуб в лесу стоит большой
листья тихо шелестят
желуди под ним лежат
шепчет дивная дубрава
вон березки те, что справа
гнутся ветки их в поклоне
только дуб тот непреклонен.
(Н. Субботина)
Упр. 14 с.85 (учеб.)
- Прочитайте и отгадайте загадки в учебнике.
- Предположите, чему будет посвящён наш урок?
- Сегодня на уроке мы узнаем об образах дуба и берёзы в русском народном творчестве.
4. Работа по теме урока.
- Прочитайте. Что объединяет все эти тексты? (В них встречается слово «дуб»).
- Чем они отличаются? (Разные жанры).
- Найдите среди них загадку, пословицу, песню, потешку.
- Какие непривычные формы слов для современного русского языка встретились в произведениях?
Рубрика «Интересный вопрос» с. 83. (Работа в парах)
- Обсудите ответ на этот вопрос с соседом по парте.
- К какому мнению вы пришли? (Дуб – символ мудрости.)
Упр. 11 с. 83-84
- Рассмотрите таблицу, прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (Имя прилагательное).
- Распределите имена прилагательные на группы. (Сила, размер и возраст дуба.)
- Какие слова не вошли не в одну группу?
Упр. 12 с. 84.
- Послушайте текст. Какой заголовок хотите предложить для этого текста?
- Выполните письменное задание к тексту.
Физкультминутка «Деревья».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за парты)
5. Продолжение работы по теме.
Упр. 15 с. 85-86. Работа с толковым словарём.
- Прочитайте произведения. Сравните берёзу из текста В.В. Бианки с берёзой из стихотворения С. Есенина. В чём сходство? (Описание красоты берёзы)
-В чём отличие? (Авторы описывают берёзу в разное время года).
Чтение информации из толкового словаря на с. 86 учеб.
- Что такое затон?
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.86 учеб.)
- Прочитайте статью. Почему берёзу так назвали.
Упр. 16 с. 87.
- Выпишите имена прилагательные, с помощью которых берёзку можно описать как человека.
6. Рефлексия.
- Перед вами картинки с изображение дуба и берёзы. (Картинки на магнитной доске или экране). У вас на карточках слова. Зелёным цветом подчеркните слова, которые характеризуют берёзу как человека, а коричневым – дуб.
Кривобокая, могучий, сильный, задумчивая, печальная, древний, богатырский, дуплистый, сонная, белолицая, грозный, молчаливый, хрупкая, темный, мудрый, ласковая, нежная, суровый, скромная, пугливая, крепкий, юная, величественный.
7. Итог урока
- С какими словами познакомились сегодня?
-Что нового узнали?
8. Домашнее задание.
Упр. 17. с. 87. ( на выбор).
Круг чтения по теме урока.
1.И.В Карнаухова «Белая лебедушка» Волшебные сказки.
2.Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»
3. С.А Есенин «Белая береза»