«Комплексный анализ текста. Понятие и определение»
Конспект урока: «Комплексный анализ текста. Понятие и определение».
Цели урока:
1) учить учащихся комплексному анализу текста;
2) развивать у учащихся внимание, чутьё к слову;
3) воспитывать у учащихся любовь к родному языку.
Задачи урока:
1) углубить знания учащихся о форме и содержании публицистического текста;
2) выработать навыки анализа текста: определять тему, основную мысль, проблему; характеризовать лексические, грамматические, выразительные средства текста;
3) учить учеников видеть текст как единое целое.
Оборудование урока:
1) справочный материал «Стили речи»;
2) рабочий лист с текстом И. Ильина.
Ход урока:
I. Орг.момент.
II. Слово учителя. Работа с эпиграфом.
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его,
хорошо им владеть.
М. Горький.
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- О чём будет текст, с которым нам предстоит работать на уроке? (О языке)
- Прежде чем начнём работу с текстом, дадим определение понятиям: тема, идея, проблема.
III. Работа с текстом.
- На уроке мы будем работать с текстом известного русского философа 20 века Ивана Александровича Ильина. Перед нами понятие текст. Чтобы дать определение этому понятию, надо в него погрузиться. (Чтение текста учителем).
Ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плёски чуть слышные. В нём – вся поющая русская душа: эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений…
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его язык.
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу Родину.
IV. Фронтальная работа с текстом.
- Какова тема текста? (Родной язык)
- Назовите ключевые слова. (Язык, Россия)
- Какую проблему поднимает автор? (Бережное отношение к русскому языку)
- Какова позиция автора? (Любить родной язык, блюсти его)
- Что значит блюсти язык? (Правильно употреблять слова, говорить и писать грамотно)
- Определите стиль текста. Какое у вас понимание о слове «стиль»?
Определение стиля требует погружения в текст.
Используя справочный материал «Стили речи», докажите его принадлежность к определённому стилю.
- К какому типу речи можно отнести текст? (Рассуждение). Докажите.
- Расширим определение понятия «публицистический стиль».
Задание по группам:
1 группа: найти и подчеркнуть в тексте тропы, способствующие раскрытию идеи текста (эпитеты, метафоры, гиперболы, книжные слова, старославянские слова и т. п.);
2 группа: найти и подчеркнуть в тексте фигуры, способствующие раскрытию идеи текста (анафора, инверсия, ряды однородных членов и т. п.)
V. Проверка выполненных заданий.
VI. Выражение отношения к проблеме, поднятой автором в тексте.
- Как вы понимаете слова: «Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе…»
- Почему сейчас важна проблема, поднятая автором?
VII. Заключительное слово учителя.
- Мы работали с понятием «стиль», «текст». Поняли бы вы текст, не дав ему определение? (Нет) Значит, каждое понятие требует определения – только тогда мы можем быть уверены в своей правоте, если будем знать определение данного понятия.
VIII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Моё отношение к родному языку».
Анализ текста.
Прочитайте текст и определите его тему и основную мысль. Что хотел передать нам автор?
(1) И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный,наш могучий, наш поющий язык.(2) В нем вся она – наша Россия.(3) В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.(4) Все доступно нашему языку.(5) Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
(6) Это язык зрелого самобытного национального характера.(7) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – наш язык…
(8) Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его - в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и ризах его органически выросшего правописания.(9) Не любить его – значит не любить и не блюсти Родину нашу.
(10) А что есть человек без Родины?
(11) Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?
(12) Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (13) А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.
(14) Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины.(15) Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.
(И.А.Ильин.)
Какова же тема и основная мысль текста известного русского философа Ивана Александровича Ильина?
Выполните тестовые задания.
I. Какое из утверждений не соответствует мыслям автор, высказанным в тексте?
1) В русском языке отражается историческая судьба и ментальность русского народа.
2) Не любить язык – значит не любить Родину.
3) Тот, кто не знает язык, не достигнет духовной высоты.
4) Русский язык властен выразить и передать любые чувства, мысли, эмоции.
II. Какая тема не затрагивается в этом тексте?
1) Богатство и могущество русского языка.
2) Значение охраны языка.
3) Отражение ментальности в языке.
4) Язык и речь.
III. Определите стиль и тип речи текста.
1) Научный стиль, описание;
2) Публицистический стиль, рассуждение;
3) Художественный стиль, описание.
IV. Какое из слов употреблено в тексте в прямом значении?
Поющий. 2) В ризах. 3) Познает. 4) Парение.
V. Какое предложение содержит индивидуально-авторский неологизм?
1) 3; 2) 5; 3) 8; 4) 13.
VI. Какие средства выразительности используются в абзаце 1?
1) Синекдоха. 2) Эпитеты. 3) Гипербола. 4) Антитеза.
VII. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово властен? (предложение 5).
VIII. Из предложения 14 выпишите частицы.
IX.Сколько грамматических основ входит в состав предложения 12?
X. Какое из предложений является сложным бессоюзным?
1) 3; 2) 7; 3) 9; 4) 13.