II. Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для применения в ситуации «открытия нового знания». III . Целеполагание. 1.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Цель: выявление затруднений, обсуждение границ знания и незнания, определение темы урока, постановка цели и учебной задачи
2.Исследовательский этап. 3.Работа с правилом. | - Мы продолжаем изучать раздел языкознания – морфемику, который тесно связан с орфографией – разделом науки о языке, изучающим и устанавливающим написание слов. - Какую орфограмму в приставке мы изучили на прошлом уроке? - Выполняя домашнее задание, вы закрепляли умение выбирать орфограмму-согласную в приставке. Проверим, как вы усвоили этот материал. Буквенный диктант. - Я диктую слово, вы записываете ту букву, на которую оканчивается приставка в слове. (В это время на компьютере индивидуально выполняет задание сильный ученик: вставляет пропущенные буквы в словах, которые диктует классу учитель. Графически обозначает условия выбора вставленных орфограмм) Бе..шумный, ра..будить, ра..считать, бе..мысленный, бе..совестный, во..гордиться, бе..цельный, и..править, ра..гладить, во..глас. - Проверим работу. - Оцените себя. Поднимите карточку, которая соответствует вашей оценке(«5»- смайлик улыбается, «4» - смайлик не улыбается, «3» или»2» - смайлик грустит. - Зависит значение приставки от выбора согласных з и с? - Какие теоретические знания помогают нам сделать правильный выбор конечной согласной в приставках на з и с? - В каких еще морфемах знания по фонетике смогут помочь заметить «ошибкоопасное» место в слове и решить орфографическую задачу? -В какой морфеме чаще всего мы сталкиваемся с орфограммами? - Какие орфограммы в корне слова вам известны? - Остановимся на орфограмме «Безударная гласная в корне слова». -Какие знания по фонетике помогут в работе с этой орфограммой? - Какое фонетическое условие необходимо для выбора безударной гласной в корне слова? Слайд №2 На экране слова: тропинка, морковь, лесной,местечко, прилагать, приложить, долина, карниз. -Сгруппировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне в таблицу. -Возьмите карточку №1 Один учащийся выполняет задание на доске. -Все ли слова вы распределили по группам, почему нет заголовка у третьей, какие слова вы бы отнесли в третью колонку -Выпишите отдельно слова прилагать, приложить, в третий столбик выделите корни -Какое противоречие(проблему) обнаружили в написании гласных в корне этих слов? -Сформулируйте вопрос, который мы должны решить на нашем уроке. - Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока в тетрадь. Слайд №3 - Какие цели мы перед собой поставим на уроке? Слайд №4 -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? Для решения выявленной проблемы предлагаю стать исследователями и определить условия выбора букв О-А в корнях. Поработаем в группах. -Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебников, сформулировать правило правописания корней с чередованием А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-. Для этого внимательно посмотрите на Слайд №5 Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать. Перед вами правильно написанные слова Прочитайте их, запишите, выделите корень, сгруппируйте слова с чередующимися гласными О-А в корне в два столбика, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании. Все ли справились с заданием? Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных. - Ребята, прочитайте правило в учебнике; установите соответствие выдвинутой нами гипотезы данному правилу. -Что еще нужно знать , чтобы правильно писать слова с корнем –лаг-, -лож-? - Найдите в словаре лексическое значение данного слова. -Ребята, давайте составим алгоритм ,чтобы легче запомнить правило. - Что же нужно делать, чтобы правильно писать корни –лаг- -лож- . Давайте попробуем с вами составить кластер в тетради: Слайд №6 В корне –лаг-,-лож- пишу | -Буквы з и с на конце приставок Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме. Индивидуальная словарно-орфографическая работа ученика на компьютере; учащиеся пишут буквенный диктант, проверяют правильность выполнения своей работы и работы одноклассника на компьютере, отвечают на вопросы учителя Индивидуальная работа сильного ученика на компьютере выводится на экран, а остальные ученики сверяют цепочку из букв с эталоном на экране: с з с с с з с с з з. Слайд №1 -Оценивают себя Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме. Выполняют задание по карточке Распределяют слова с безударной гласной на две группы, испытывают трудности при распределении слов Комментарии учащегося по поводу отнесения слов к той или другой группе Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания вызванным к доске учащимся. Записывают слова прилагать, приложить -Буквы меняются О или А, то есть происходит чередование этих букв -В каких случаях в корнях -лаг-, -лож-, - пишется А, а в каких О? -Дети высказываются, формулируют тему урока ,записывают в тетрадь. «Буквы о и а в корне - лаг- --- -лож-» -Выяснить, когда в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А. Тренироваться в написании слов с этой орфограммой. -Можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности Работают в группах Группируют слова с чередующимися гласными, корне. Выделяют корни и подчеркивают буквы, стоящие после корня Да, с заданием справились Дети формулируют свои варианты правил(фиксируют гипотезу на карточках ). Правило(мой вариант).____________ Самостоятельно читают правило в учебнике на странице 33 Сверяют зафиксированную гипотезу с правилом в учебнике. -В этом правиле есть исключение. Искл. ПОЛОГ. Работают со словарями. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. -Дети проговаривают шаги алгоритма (выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»). |
VI. Тренировочные упражнения Цель: проговаривание вслух и закрепление нового знания, развитие умения решать учебно-познавательные задачи: формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора букв о-а в корне с чередованием –лаг-/-лож-; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; осуществление коррекции 1.Самостоятельная работа 2.Творческое задание. 3.Работа с текстом 4.Орфоэпическая работа | Ну, наконец , пришло время теоретические знания, полученные по этой теме применить на практических заданиях Слайд №7 Вставить буквыА или О. Прил.гательное,пол.жение, предл.гать,распол.жение, сл.жение, прил.жение, пол.гать, предпол.жить,изл.жение, нал.гать, обл.жить, нал.жить Работа с карточкой №2. -От данных глаголов с помощью суффикса ени образовать существительные, обозначить корень. пол-гать предл-гать предпол-гать возл-гать сл-гать распол-гать прил-гать -Восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова. Объяснить знаки препинания. Карточка №3 Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть. Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились. - Морфемика и орфография связан еще с одним разделом русского языка – культурой речи. Ребята подготовили сценку о глаголах, которые вы часто в своей речи неправильно употребляете. Аня: «Не ложи, Миша, книгу в портфель. Я хочу посмотреть иллюстрации». Миша: « Хорошо, Аня. Я покладу ее на полку». В комнату вошла мама. Мама: «Ах, дети, слова с корнем -лаг –/ -лож- всегда имеют приставку. Вот только глагол «ложиться» мы употребляем без приставки, например, «ложиться спать», а глагол «класть» - бесприставочный». Аня: «Я должна была сказать «не КЛАДИ книгу в портфель»? «Да», - подтвердила мама. Миша: «А я должен был ПОЛОЖИТЬ ее на полку?» Мама: «Опять неверно. Правильно произнести это слово так: положить, положил, положила, положу, но положишь». Миша: «Понял. Я положУ книгу на полку». Мама: « Молодцы! А теперь ложитесь спать, завтра вставать рано.» - Оцените выступление «артистов». | Самостоятельно в тетрадях выполняют задание. В парах проверяют друг друга выполненное задание. Учащиеся, допустившие ошибки, объясняют причины их возникновения. -самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». (Положение, предложение, предположение, возложение, сложение, расположение, приложение, изложение) Сдают заполненные карточки учителю на проверку. Восстанавливают текст, используя слова для справок. Вставляют пропущенные буквы. Объясняют графически выбор гласной в корне слова и знаки препинания. Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку, остальные учащиеся внимательно слушают, оценивают выступление «артистов» |