- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
- обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;
- формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
№ п/п | Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Самоопределение к деятельности | Организация направленного внимания на начало урока, формирование эмоционального настроя на урок. | Проверяет готовность рабочих мест, создает положительный настрой учащихся на урок, приветствует их. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. |
2. | Этап актуализации ранее полученных знаний | Создать условия для совершенствования своего лексического запаса путём повторения по теме «Правописание приставок на -з (-с)» через комментированный диктант. | Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Предлагает детям вспомнить материал по теме «Правописание приставок на -з (-с)» через комментированный диктант: бе..граничный, бе..крайний, ра..брос ать, ра..пустить, и..вестить, и..портить, в..дыхать, в..помнить, во..местить, во..хвалять, ни..вергать, ни..падать. | Вспоминают материал по теме «Правописание приставок на -з (-с)», объясняют написание изученной орфограммы в диктанте. |
3. | Этап мотивации к учебной деятельности. Возникновение проблемной ситуации | Подвести детей к самостоятельному определению темы урока и постановке познавательной цели. | Создаёт проблемную ситуацию на уроке. Предлагает слова: циркуль, станция, лестницы, лисицына. Слайд 1 - Что вы можете сказать о данных словах? В чём их схожесть и различия? - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? - Сформулируйте цель нашего урока. | Выясняют с помощью дискуссии в парах, в чем схожесть и различия данных слов, высказывают свою точку зрения. После установления сходства (во всех словах есть Ц) и различий (разные буквы И и Ы после Ц) формулируют учебную проблему: в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы? Определяют тему урока. Формулируют цель урока. |
4. | Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием | Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. | Демонстрирует слова на слайде, предлагает сравнить слова в столбиках, понять принцип группировки и сформулировать правило: цирк птицын птицы цифра сестрицын рукавицы цитата лисицын огурцы Слайд 2 - Попробуйте выявить закономерность. Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде таблиц. Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы: - От чего зависит выбор букв? - Когда пишется И, а когда – Ы после Ц? Организует самопроверку с помощью учебника (правило на стр. 128). Обращает внимание на те части правила, которые не были отражены в таблицах (слова на -ЦИЯ, слова-исключения: цыган, цыпленок, на цыпочки, цыц, цыкнуть). - Что нового вы обнаружили? - Дополните таблицу в тетрадях. Предлагает проговорить правило в парах. Физкультминутка | Работают в группах, высказывают свою точку зрения. Заполняют таблицу. Лидер каждой группы представляет результат работы. Задают выступающим вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки, если есть, в своих работах. Отвечают на вопрос учителя. Дополняют таблицу, выявляя новые части правила. Проговаривают правило в парах. |
5. | Этап закрепления с проговариванием во внешней речи | Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике. | Организует работу индивидуальную и в парах : 1.Комментированное письмо. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание в словах: станц..я, ц..пленок, ц..трус, ц..ц, синиц..н, улиц.., дисц..плина, ц..ган, гусениц.., круглолиц..й, ц..нга, ц..новка, Грец..я. Слайд 3 2.Работа по карточкам в парах: Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы. первая ц..фра | хитрый ц..ганѐнок | стоять на ц..почках | ц..плячья шея | смуглолиц..е матросы | краснолиц..й сторож | научная лекц..я | генеральная репетиц..я | куриц..но перо | лисиц..н след | загорелые дачниц.. | русские императриц.. | Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы. ц..рковой артист | ц..тата из романа | жѐлтенький ц..плѐнок | металлический ц..ркуль | вязальные спиц.. | большие луковиц.. | | | тигриц..н хвост | волчиц..н нюх | демонстрац..я мод | белая акац..я | свежие устриц.. | соленые огурц.. | Дополнительно прорабатывает слова-исключения. | Выполняют разные виды работ: индивидуальная (комментированное письмо); в парах (работают по карточкам, выполняют взаимопроверку, объясняют друг другу ошибки в случае их выявления). Дополнительно прорабатывают слова-исключения. |
6. | Этап проверки усвоения знаний | Проверить уровень усвоения учениками правописания слов на данную орфограмму. | Проводит мини-тест. Слайд 4 В какой строке во всех словах пишется буква Ы? а) улиц.., ц..пленок, бледнолиц..й б) станц..я, синиц..н, ц..ган в) ц..трусовый, ц..рк, нарц..сс Проверяет усвоение правила. Предлагает выполнить упр. 358 (стр. в учебнике 128) | Решают мини-тест. Повторяют правило. Выполняют упражнение. |
7. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Предлагает выполнить самооценку. - Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли ее? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу: - Я не допустил ни одной ошибки - Я ошибался 1-3 раза - Я ошибался более 3 раз - Я не понял материал Слайд 5 Учитель выставляет оценки в дневник. | Выполняют самооценку уровня усвоения знаний. Вспоминают цель, которую ставили перед собой в начале урока. Оценивают свою работу. |
8. | Домашнее задание | Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: 1.Параграф 45, упражнение 361 (выполняют все). 2. Составить текст, в котором бы встретилось не менее 10 слов на изученную орфограмму (дополнительное задание). | Записывают домашнее задание. |