СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Слова - предметы. Слова - действия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 1 класса Перспективной начальной школы.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Слова - предметы. Слова - действия"»

Урок русского языка

Тема. Слова-предметы. Слова-действия.

Цель: формировать представление о словах-предметах и словах действиях

Планируемые результаты:

Предметные:

• формировать представление о словах-предметах и словах-действиях;

• учить ставить вопросы кто? что? к словам- предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам- действиям;

• формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

личностные:

• Развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.

• Проявление положительного отношения к школе, учебной деятельности на уроке русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: Учебник: Русский язык. Учебник. 1 класс. Чуракова Н.А

Ход урока

  1. Организация начала урока

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

  1. Знакомство с темой урока. Целеполагание.

Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать.

(“Миша и Маша знакомятся с миром слов”.)

- Как, обозначено начало урока? (Голубая вертикальная полоса с бабочкой.)

- Почему бабочка одна? (Это первый урок по теме.)

- Сколько уроков по данной теме в учебнике? (4 урока.)

- Как вы догадались? (На голубой полоске, вместо бабочки, появилась птичка, это значит – первый урок другой темы.)

- Посмотрите в оглавление. На какой странице начинается третья глава? Это действительно так? (Да, на странице 14.)

Разминка для пальцев рук.

Наши пальчики сплетем,

Руки вытянем потом.

Пальцы выгнутся чуть-чуть -

Их расслабить не забудь.

3. Звуковая разминка

- Прочитайте буквы, записанные на доске. (А, б, в, г.)

- Какую букву следует писать после буквы “г”? (Д.)

- Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту.)

- Какая буква в ряду “лишняя”? Почему? (Буква “а”, обозначает гласный звук.)

- Что общего у оставшихся букв? (Они обозначают согласные звуки.)

- Какие слоги можно составить из данных букв? (ба, ва, га,да.)

- Запишите эти слоги на строчке.

- Придумайте слова, в которых есть эти слоги.

(бабушка, труба, корова, гараж, карандаш и т.д.)

- Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:

Кто, кто в этой комнате живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?

- Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик.)

- Докажите свой выбор.

- Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.

- Этому мы и будем учиться на уроке.

III. Знакомство с новым материалом

  1. Первичное ознакомление

На доске запись: Кто это? Что это?

- Распределите слова, которые вы придумали, в два столбика. Запишите их вы тетрадь.

- О чем надо знать, когда задаешь вопрос к словам? (Живой или неживой предмет они обозначают.)

- Ребята, у нас в классе листопад. (Учитель показывает листочки со словами.)

- Объедините слова в тематические группы.

Люди растения животные

Мама береза заяц

Девочка клен лиса

Машинист яблоня корова

Водитель рожь коза

- На какой вопрос отвечают слова каждой группы?

2. Работа по учебнику (с. 14).

У детей учебник открыт на с. 12-13, чтение текста на с.14.

Над словами группы “ животные” помещают схему с вопросами:

КТО? ЧТО? -----------

Рядом другая схема: ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

3. Работа в группах.

Учащиеся работают по группам:

1-я группа называет слова-предметы с вопросом;

2-я группа – слова-действия с вопросом.

Карточка 1. Идет сильный дождь. Марат делает уроки. Алина рисует куклу. Миша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.

Карточка 2. Скакал зеленый кузнечик. Желтела рожь. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока. На цветке блестела роса.

  1. Работа по тетради. Упражнение 1, с.6.

Рисунки 1-2 – по вариантам; рисунки 3-4 – с комментированием; рисунок 5 – самостоятельно.

IV. Закрепление знаний.

Анишит Йокоповна познакомила вас с миром слов.

- Какие слова вы узнали? (слова-предметы, слова-действия.)

- На какие вопросы отвечают слова-предметы? Как их обозначают на схеме?

- На какие вопросы отвечают слова-действия? Как их обозначают на схеме?

- Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его.

Лента, песня, гудят, клюква.

Взял, труба, сидит, строит.

Морской, красный, быстрый, книга.

- Соедините стрелками пары слов по смыслу.

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Мальчик прыгает

Белка долбит

Дятел читает

Игра “ Волшебные превращения”.

Слова: коса, мак, капля, сон.

- Какой вопрос зададите к данным словам? (ЧТО?)

- Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос КТО? (Коза, рак, цапля, сом.)

- Спишите любое слово, составьте его схему.

V. Итог урока. Рефлексия.

Давайте обобщим наши знания.

- С чем познакомились?

- Чему учились на уроке?

- Что узнали нового?

У вас на партах – фишки.

Зеленый квадрат – я все понял, у меня все получилось.

Желтый– я испытывал затруднение.

Красный – мне было трудно на уроке, я нуждался в помощи.

Покажите тот цвет, которым вы оцените свою работу.

- Молодцы. Спасибо за урок.