СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку . Тема:"правописание ча - ща"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируется способность к самооценке, умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, добывать новые знания, находить ответы на вопросы , используя словарь.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку . Тема:"правописание ча - ща"»

Тема урока: «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ» Урок обучения грамоте (послебукварный период).

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.

 Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

 Задачи. 
Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. 
Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь. 
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

 Планируемые результаты 
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 
Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

 Метапредметные результаты: 
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя; 
- проговаривает последовательность действий на уроке; 
- работает по коллективно составленному плану; 
- фиксирует затруднения в выполнении заданий; 
- оценивает правильность выполнения действий; 
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 
- высказывает свои предположения; 
- строит краткое устное высказывание по теме; 
- слушает и понимает речь других; 
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного; 


- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

 Авторский медиапродукт: презентация.

 Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактические материалы: 


Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, дидактические материалы

УДД

1.Организационный момент

Подготовка учащихся к работе. 
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. 
Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л). 
Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р). 



- Руки?

- Ноги?

- Локти?

- Спинка?

Приветствие


– На месте!
– На месте! 

– У края. 
– Прямая.




-создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок.

- улыбнитесь друг другу. 

-глубоко вздохнули и тихо выдохнули, уселись по местам.











Л, Р


2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания. 

: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. 
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. 
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к). 

Организатор

Коммуникативное взаимодействие


Короткие ответы, развёрнутые ответы учащихся.


Практическая работа


-Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке? 
(ЖИ – ШИ пиши с буквой И.) 
-Вспомним правило. По моей руке хором. 
( ЖИ- ШИ пиши с буквой И.) 
- Дети, помогите мне отгадать загадки. 
Черепаха понимает, 
Что домой не опоздает. 
При луне, как при свече, 
Подползает к букве… 
(Ч) 
-Что вы можете рассказать об этой букве? 
( Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий. )
-Отгадаем вторую загадку. 
Щуке в речке каждый день 
Щёткой зубы чистить лень. 
Позвала к себе леща- 
От леща осталась…
 
(Щ (ща).) 
-Что вы знаете о букве щ? 
( У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.)


Слайд 2 На экране звуки: ж , ш , щ ‘ , ч ‘ . 

-Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч‘ , щ‘ ? 
-Выбрать картинки, которые соответствуют характеристике этих звуков. 

- Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. 

Слайд 3 - 4 
-На экране правописание букв . 
Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность
Чч Ччч 
Щщ Щщщ


К ,П ,К

3.Самоопределение к деятельности. 

Организовать и направить к цели деятельность учащихся. 
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний. 
Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )


Подводит учащихся к формулированию темы урока

Формулируют тему урока, ставят цели и задачи.


Короткие ответы, развёрнутые ответы учащихся.


- Ребята, посмотрите на доску. 
Слайд 5-6 (Ребусы)

 -Какое задание можете предложить? 
( Разгадать ребусы.) 
-Попробуем их разгадать. 
(Чашка, щука.) 
- Что можете сказать о написании этих слов? 
( В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у. )

- С какой буквой не дружат буквы ч и щ? 
( Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.) 
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока? 
( Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. )
- Какая же цель стоит перед нами на уроке? 
(Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу. )
- Хором, по моей руке произнесём правило. 
( ЧА –ЩА пиши с буквой А. 
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У. )
Слайд 7 (картинки животных) 
На экране появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки. 
-Кто изображён на картинках? 
( Животные. )
-Вспомним, как зовут детёнышей этих животных? 
( Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата. )


К ,П,Р


4. Применение и добывание знаний. Работа в парах 

Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре. 
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. 
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к). 

Формулирует задание.























При проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.


Учащиеся работают в парах





Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей. 
















Сигналами светофора оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь.






- Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы. 
На какие группы у вас получилось разбить слова?
 
( Детёныши зверей и детёныши птиц.) 
- Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам. 
-Что общего у всех слов? 
( Все слова предметы во множественном числе.) 
- Какое задание предложите выполнить с этими словами? 
( Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук. )
- Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.  



Р ,Л ,К

5.Физкультминутка

Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела. 
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. 
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

Управляет

Договаривают слова и выполняют движения

-Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

 Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи). 
Ши-ши-ши – маршируют … (малыши). 
Ча-ча-ча – прискакала … (саранча). 
Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу). 
Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща). 
Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).


Л

6.Усвоение новых знаний через решение учебной задачи.


А)Работа по словарю


Б)Работа в тетради



Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре. 
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. 
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к). 

Координирует действия детей


Объясняет новые термины, значение новых слов.






На карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова.



Отвечают на вопросы, выполняют задания, работают с толковым словарём, читает значение слова в словаре, делают выводы.








 Слайд 8 

- Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано. 
( В них спрятались слоги. )
-Что бы вы хотели сделать с этими слогами? 
( Составить из слогов слова.) 
- Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила. 
- Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»? 
( Это такая трава. )( Это кислое растение. )
-Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова? 
( В толковом словаре. )
-Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём? 
( Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями. )
-Какое задание предложите выполнить с этим словом? 
( Составить предложение. )
- Кто готов поделиться своими предложениями?

 Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ) 
-Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно. 
(Маша сорвала щавель. 
Из щавеля сварили щи. 
В огороде растёт щавель. )
- Какое предложение понравилось вам больше? 
- Запишем третье третее предложение в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение? 
( Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно. )
-Я предлагаю вам такое задание.

Слайд 10 (схема) 
-Что же это за задание? 
( Найти главные слова в предложении. )
- Выполните работу самостоятельно. 
Какие орфографические задачи решаем в этом предложении? 
( « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно. )
(В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге. )
(В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь. )
-Дети, вы любите отдыхать на природе? 
(Да, конечно.)


Р ,Л ,К,П

 6. Физкультминутка для глаз 

: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость. 
Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы. 
Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л). 

Формулирует задание.



Представляют с закрытыми глазами прогулку в лес.














Слышат в записи стук дятла.


Записывают составленные предложения.


Делают выводы.




Играют в игру «Молчанка»


-Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу?

-О.. сколько рук… 
Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес. 
-А как называется такой лес?
 
(Чаща. )

Слайд 11 
-В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим. 

- Кто же этот невидимка? 
(Дятел.)

- Как же дятлы нарушают тишину? 
(Дятлы стучат по деревьям.) 
- Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат». 
- Зачем дятлы стучат по деревьям? 
( Они ищут пищу. )
-Запишите предложение. 
Какие правила подчеркнём?
 

( В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.) 
-Отдыхать вы любите. А играть ? 
Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка». 
Что понадобится для этой игры?
 
( Веер букв.) 

Л

7. Контроль и самоконтроль полученных знаний 

Проверить полученные знания. 
Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов. 
Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л). 


Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное).


Работают самостоятельно.

Слайд 12 
На доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву.. Самостоятельно по карточкам будут работать три человека. 
Задания на карточках. 
Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… . 
Слова на доске: 
Ч…йка уш… скач… 
уж…н щ…кА тащ… 
дач… рощ… кач…ет 
- Что вы можете сказать о словах третьего столбика? 
(Это слова действия. )
-Какое слово «лишнее»? 
(«Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога. )

Р,Л, П

7. Рефлексия деятельности.


Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели. 
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. 
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).


Координирует действия детей



Определение уровня активности и понимания на уроке













-Какая цель была перед нами в начале урока? 
( Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.) 
- Предлагаю дополнить предложения. 
Слайд 13 
ЧА – ЩА пиши с буквой … 
ЧУ – ЩУ пиши с буквой … 




Л ,Р

8. Итог урока


Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке. 
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы. 
Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).


Подводит итог

Поднимают карточки с весёлыми мордочками

Слайд 14 
-На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная. 
Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.


 -Урок окончен. Всем спасибо


Р,Л




На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий 
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. 
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. 
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. 
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.