Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.
- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Авторский медиапродукт: презентация.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:
Этап урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, дидактические материалы | УДД |
1.Организационный момент | Подготовка учащихся к работе. Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л). Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).
| - Руки? - Ноги? - Локти? - Спинка? | Приветствие – На месте! – На месте! – У края. – Прямая.
| -создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. - улыбнитесь друг другу.
-глубоко вздохнули и тихо выдохнули, уселись по местам. | Л, Р |
2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания. | : Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).
| Организатор Коммуникативное взаимодействие | Короткие ответы, развёрнутые ответы учащихся. Практическая работа | -Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И.) -Вспомним правило. По моей руке хором. ( ЖИ- ШИ пиши с буквой И.) - Дети, помогите мне отгадать загадки. Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве… (Ч) -Что вы можете рассказать об этой букве? ( Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий. ) -Отгадаем вторую загадку. Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща- От леща осталась… (Щ (ща).) -Что вы знаете о букве щ? ( У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.) Слайд 2 На экране звуки: ж , ш , щ ‘ , ч ‘ . -Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч‘ , щ‘ ? -Выбрать картинки, которые соответствуют характеристике этих звуков. - Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.
Слайд 3 - 4 -На экране правописание букв . Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность: Чч Ччч Щщ Щщщ | К ,П ,К |
3.Самоопределение к деятельности. | Организовать и направить к цели деятельность учащихся. Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р ) | Подводит учащихся к формулированию темы урока | Формулируют тему урока, ставят цели и задачи. Короткие ответы, развёрнутые ответы учащихся. | - Ребята, посмотрите на доску. Слайд 5-6 (Ребусы) -Какое задание можете предложить? ( Разгадать ребусы.) -Попробуем их разгадать. (Чашка, щука.) - Что можете сказать о написании этих слов? ( В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у. ) - С какой буквой не дружат буквы ч и щ? ( Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.) - Кто сможет сформулировать тему нашего урока? ( Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. ) - Какая же цель стоит перед нами на уроке? (Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу. ) - Хором, по моей руке произнесём правило. ( ЧА –ЩА пиши с буквой А. ЧУ – ЩУ пиши с буквой У. ) Слайд 7 (картинки животных) На экране появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки. -Кто изображён на картинках? ( Животные. ) -Вспомним, как зовут детёнышей этих животных? ( Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата. )
| К ,П,Р |
4. Применение и добывание знаний. Работа в парах | Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре. Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).
| Формулирует задание. При проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком. | Учащиеся работают в парах Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей. Сигналами светофора оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. | - Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы. На какие группы у вас получилось разбить слова? ( Детёныши зверей и детёныши птиц.) - Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам. -Что общего у всех слов? ( Все слова предметы во множественном числе.) - Какое задание предложите выполнить с этими словами? ( Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук. ) - Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.
| Р ,Л ,К |
5.Физкультминутка | Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела. Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л). | Управляет | Договаривают слова и выполняют движения | -Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении. Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи). Ши-ши-ши – маршируют … (малыши). Ча-ча-ча – прискакала … (саранча). Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу). Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща). Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу). | Л |
6.Усвоение новых знаний через решение учебной задачи. А)Работа по словарю Б)Работа в тетради | Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре. Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).
| Координирует действия детей Объясняет новые термины, значение новых слов. | На карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Отвечают на вопросы, выполняют задания, работают с толковым словарём, читает значение слова в словаре, делают выводы. | Слайд 8
- Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано. ( В них спрятались слоги. ) -Что бы вы хотели сделать с этими слогами? ( Составить из слогов слова.) - Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила. - Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»? ( Это такая трава. )( Это кислое растение. ) -Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова? ( В толковом словаре. ) -Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём? ( Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями. ) -Какое задание предложите выполнить с этим словом? ( Составить предложение. ) - Кто готов поделиться своими предложениями? Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ) -Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно. (Маша сорвала щавель. Из щавеля сварили щи. В огороде растёт щавель. ) - Какое предложение понравилось вам больше? - Запишем третье третее предложение в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение? ( Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно. ) -Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема) -Что же это за задание? ( Найти главные слова в предложении. ) - Выполните работу самостоятельно. Какие орфографические задачи решаем в этом предложении? ( « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно. ) (В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге. ) (В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь. ) -Дети, вы любите отдыхать на природе? (Да, конечно.) | Р ,Л ,К,П |
6. Физкультминутка для глаз | : Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость. Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы. Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).
| Формулирует задание. | Представляют с закрытыми глазами прогулку в лес. Слышат в записи стук дятла. Записывают составленные предложения. Делают выводы. Играют в игру «Молчанка» | -Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? -О.. сколько рук… Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес. -А как называется такой лес? (Чаща. ) Слайд 11 -В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим. - Кто же этот невидимка? (Дятел.) - Как же дятлы нарушают тишину? (Дятлы стучат по деревьям.) - Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат». - Зачем дятлы стучат по деревьям? ( Они ищут пищу. ) -Запишите предложение. Какие правила подчеркнём? ( В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.) -Отдыхать вы любите. А играть ? Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка». Что понадобится для этой игры? ( Веер букв.)
| Л |
7. Контроль и самоконтроль полученных знаний | Проверить полученные знания. Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).
| | Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Работают самостоятельно. | Слайд 12 На доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву.. Самостоятельно по карточкам будут работать три человека. Задания на карточках. Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… . Слова на доске: Ч…йка уш… скач… уж…н щ…кА тащ… дач… рощ… кач…ет - Что вы можете сказать о словах третьего столбика? (Это слова действия. ) -Какое слово «лишнее»? («Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога. )
| Р,Л, П |
7. Рефлексия деятельности. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели. Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л). | Координирует действия детей | Определение уровня активности и понимания на уроке | -Какая цель была перед нами в начале урока? ( Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.) - Предлагаю дополнить предложения. Слайд 13 ЧА – ЩА пиши с буквой … ЧУ – ЩУ пиши с буквой …
| Л ,Р |
8. Итог урока | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке. Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы. Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л). | Подводит итог | Поднимают карточки с весёлыми мордочками | Слайд 14 -На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная. Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную. -Урок окончен. Всем спасибо | Р,Л |