Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Урок по русскому языку по теме «Фонетика»
5 класс.
Разработала:
Хе Н.В. - учитель русского языка и литературы,
II квалификационной категории.
Цели: обобщить, закрепить сведения по фонетике;
выявить уровень знаний учащихся по теме «Фонетика»;
развивать познавательный интерес к русскому языку;
воспитывать любовь к слову и речевой культуре.
Оборудование: карточки с заданиями; записи на доске, цветные карандаши у каждого ученика, цветные буквы
Ход урока
Орг. момент.
Калиграфическая минутка + словарная работа: Яя
-Что вы можете рассказать о букве Я? (гласная, может обозначать 1 (а) или 2 звука (й,а). Приведите примеры слов.)
На доске: ЯБЛ_КО, ОБ_ЯВЛЕНИЯ. Сколько звуков и какие в данных словах обозначает буква Я?
Сообщение темы урока:
Тему урока узнаем, вы полнив следующее задание:
Из звуков, взятых из других слов, составить транскрипцию слова и назвать само слово.
Улов – 4 звук; Илья – 4 звук; нота – 1 звук; енот – 2 звук; Митя – 3 звук; кричит – 5 звук; слог – 4 звук; молоко – 2 звук.
(ф,а,н,э,т, и,к,а – фонетика)
-Дайте определение понятию «фонетика».
IV. Закрепление и обобщение:
–Сколько букв, звуков в русском языке? Согласных букв, звуков? Гласных букв, звуков? Какие буквы не являются ни гласной, ни согласной буквой? Что еще можно про них сказать? (ь, ъ. Они не обозначают звуков).
Какие буквы из указанных названы неверно?
1) б (бэ) 2) в (вэ) 3) г (гэ) 4) с (сэ)
После Ж, Ш, Ч, Щ пишутся буквы Е,У,А, но не пишутся буквы Ы,Ю,Я. Назовите слова, которые отступают от данного правила.
1)сч…стье 2) ш…нель 3) ч…шка 4) ч...вство
5) брош…ра 6) пощ…да 7) ж…ри 8) параш…т
Укажите(выпишите) слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1)рожь 2) въезд 3) яблоко 4) соль 5) лён 6) съемка 7) семья 8) лямка 9) здесь 10) известно 11) юг 12) ёлка
Найдите “третье лишнее” слово:
1) что, чтобы, нечто
2) конечно, нарочно, игрушечный
3) теннис, тема, текст
4) свитер, ателье, тенор
6). Работа в парах: Распределите слова по алфавиту и запишите их:
Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Саранск, Минск, Рига, Архангельск. (на доске) Один ученик работает у доски (нумерует слова).
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
ФИЗМИНУТКА «Вышли мышки как-то раз»
7). Работа с предложением (пословицей):
Даны слова, составьте из них пословицу, объясните её значение.
Хлеб, язык, дело, кормит, портит, и, и. (Язык и хлебом кормит, и дело портит.)
-Сколько раз в предложении встречается звук О? (2 раза)
- Запишите предложение, произведите его синтаксический разбор.
V. Проверочная работа (диффиринцированная).
У каждого ученика карточка с заданием по уровням.
Задание: разукрасить картинку по условию задания:
Зеленый – согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук;
Синим – согласные буквы, которые обозначают всегда твердый звук;
Красным – гласные буквы, обозначающие 1 звук;
Желтым – гласные буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука;
Черным – буквы, не обозначающие звук;
Коричневым – буквы, обозначающие сонорные звуки;
Голубым – согласные буквы, обозначающие звуки, парные по звонкости-глухости.
VI. Итог урока.
Детям выдаются листочки, где они отмечают, что узнали нового, где испытывали трудности, что понравилось, не понравилось.
Ф.И._________________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ |
VI. Дом.задание. Выполнить фонетический разбор фамилии, имени соседа по парте.
Ф.И._________________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ |
Ф.И._________________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ |
Ф.И._________________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ |
З
Ф.И._________________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ | Ф.И.________________ Понравилось__________ _____________________ Не понравилось_______ _____________________ Что для себя узнал нового_______________ _____________________ Где испытал трудности__ _____________________ |
Задание: разукрасить картинку по условию задания: Зеленый – согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук; Синим – согласные буквы, которые обозначают всегда твердый звук; Красным – гласные буквы, обозначающие 1 звук; Желтым – гласные буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука; Черным – буквы, не обозначающие звук; Коричневым – буквы, обозначающие сонорные звуки; Голубым – согласные буквы, обозначающие звуки, парные по звонкости-глухости; | Задание: разукрасить картинку по условию задания: Зеленый – согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук; Синим – согласные буквы, которые обозначают всегда твердый звук; Красным – гласные буквы, обозначающие 1 звук; Желтым – гласные буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука; Черным – буквы, не обозначающие звук; Коричневым – буквы, обозначающие сонорные звуки; Голубым – согласные буквы, обозначающие звуки, парные по звонкости-глухости; |
Задание: разукрасить картинку по условию задания: Зеленый – согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук; Синим – согласные буквы, которые обозначают всегда твердый звук; Красным – гласные буквы, обозначающие 1 звук; Желтым – гласные буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука; Черным – буквы, не обозначающие звук; Коричневым – буквы, обозначающие сонорные звуки; Голубым – согласные буквы, обозначающие звуки, парные по звонкости-глухости; | Задание: разукрасить картинку по условию задания: Зеленый – согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук; Синим – согласные буквы, которые обозначают всегда твердый звук; Красным – гласные буквы, обозначающие 1 звук; Желтым – гласные буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука; Черным – буквы, не обозначающие звук; Коричневым – буквы, обозначающие сонорные звуки; Голубым – согласные буквы, обозначающие звуки, парные по звонкости-глухости; |
Задание: разукрасить картинку по условию задания: Зеленый – согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук; Синим – согласные буквы, которые обозначают всегда твердый звук; Красным – гласные буквы, обозначающие 1 звук; Желтым – гласные буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука; Черным – буквы, не обозначающие звук; Коричневым – буквы, обозначающие сонорные звуки; Голубым – согласные буквы, обозначающие звуки, парные по звонкости-глухости; | Задание: разукрасить картинку по условию задания: Зеленый – согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук; Синим – согласные буквы, которые обозначают всегда твердый звук; Красным – гласные буквы, обозначающие 1 звук; Желтым – гласные буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука; Черным – буквы, не обозначающие звук; Коричневым – буквы, обозначающие сонорные звуки; Голубым – согласные буквы, обозначающие звуки, парные по звонкости-глухости; |
| |
| |