Урок русского языка в 5 К классе.
Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Предметные цели урока:
Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
ЦЕЛЬ УРОКА:
дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
продолжить формировать навык транскрибирования;
ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.
УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
Задачи урока:
1. Повторить изученное на предыдущем уроке.
2. Научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я.
3. Доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.
4. Продолжить формировать навык транскрибирования.
5. Развивать грамотность устной и письменной речи.
6. Уметь оценивать себя.
7. Работать в паре, группе.
8. Применять логические операции (учить анализировать и сравнивать).
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Ход урока
Организационный момент
- Здравия желаю, кадеты!
За окном зима, а так хочется лета. Откройте тетради и возьмите бабочку, которая лежит у каждого в тетради, и посадите ее на свою ладонь. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете, а я вам в это время расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,(дети зажимают бабочку) он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: ……
- Как вы считаете, что ответил мудрец? Ответы детей
“Всё в твоих руках”. Эти слова будут девизом нашего урока.
Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать сегодня на уроке, насколько будете внимательны, зависят ваши знания, ваши результаты.
II. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка
Найти логическую ошибку.
а) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)
б) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
в) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Учитель: –Какой вывод, ребята, можем сделать?
Ученик: - Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения.
Учитель: - А какой раздел науки о языке изучает звуки речи ?
Ученик: - Фонетика.
Повторение изученного.
1)Ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения:
Падают пушистые снежинки и застилают землю белым ковром.
2) Работа с классом:
Согласен/не согласен
В русском алфавите 33 буквы.
Когда мы говорим , то произносим буквы. (звуки)
Все звуки речи делятся на гласные и согласные (согласен)
Ъ и Ь звука не дают. (согласен)
В слове мороз все согласные звуки звонкие. (не согласен)
В русском алфавите 10 гласных букв. (согласен)
В русском языке 6 гласных звуков: я , о,у, э, ы, и. (а)
Звук Й гласный.
В слове местный 7 букв, 7 звуков.
Объяснение нового материала.
- Эти буквы особенные:…
Это предложение вам сейчас предстоит продолжить.
Представьте, что вы находитесь в зимнем лесу, потерялись и зовёте своих друзей Яша, Юля.
– Какие звуки вы слышите в начале слова?
(В начале первого имени отчётливо слышится
[й′ а], в начале второго – [й′у]Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, ю.)
– Какие буквы в русском алфавите имеют также 2 звука, играют двойную роль? (е, ё)
-Так какие же буквы особенные?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока
Двойная роль букв е, ё, ю, я (Запись темы)
—Сегодня мы будем работать с особенными буквами в русском языке — е, ё, ю, я.
– В чём их необычность?
(Особенность их в том, что они имеют две функции: могут обозначать один или два звука).
Но у букв Е, Ё,Ю,Я есть ещё одна роль. Произнесите протяжно слова МЁД,ЛЕС, ЛЮК, МЯЧ. Какова функция букв в этих словах? (смягчение согласных)
Люк – лук (сравните)
- Чему мы сегодня должны научиться?
Ученики: (формулируют вопросы):
-В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?
Работа в группах.
Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука.
| Обозначают два звука, если стоят: |
| | | |
мера | ем | отъезд | боец |
полёт | ёлка | съёмка | приём |
клюв | юг | вьюга | каюта |
сяду | яблоко | обезьяна | стоят |
Ученики формулируют правило.
Таблица-схема № 1.
| Обозначают мягкость согласного (один звук) | Обозначают два звука, если стоят: |
в начале слова | после Ъ и Ь | после гласных |
Е – [э] | Мера - [ м‘] | ем - [ й‘] [э] | отъезд - [ й‘] [э] | Боец - [ й‘] [э] |
Ё – [о] | полёт - [ л‘] | ёлка -[ й‘] [о] | съёмка -[ й‘] [о] | приём - [ й‘] [о] |
Ю – [у] | клюв - [ л‘] | юг - [ й‘] [у] | вьюга -[ й‘] [у] | каюта - [ й‘] [у] |
Я – [а] | сяду - [с‘] | ясный - [ й‘] [а] | обезьяна- [ й‘] [а] | стоят - [ й‘] [а] |
Сравним правило с учебником на стр.142
Физкультминутка.
Класс стой! Раз-два!
А теперь тихонько сели-
Принимаемся за дело!
Первичное закрепление. Работа в парах.
Вернёмся к предложению, которое разбирали в начале урока.
Падают пушистые снежинки и застилают землю белым ковром.
Найдите и запишите в 2 столбика слова:
1) в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначает один звук и мягкость согласного;
2) в которых эти буквы обозначают 2 звука.
Взаимопроверка и оценка
Проверяем по шаблону :
Снежинки падают
Землю пушистые
Белым застилают
2. Работа в группах.
- А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает карточку. Слова в карточках одинаковые, но задания у всех разные. Ваша задача быстро и внимательно выбрать слова согласно своему заданию (слайд) Всё в ваших руках!
Актёр, желание, юла, подарок, радость, праздник.
1 группа: Количество букв и звуков совпадает (актёр, подарок)
2 группа: Букв больше, чем звуков (радость, праздник)
3 группа: Звуков больше, чем букв (желание, юла).
Проверка знаний. Магический квадрат.
(Дети в квадратики ставят 1 или2)
1 или 2?
1. Ёлка
2. День
3. Лью
4. Река
5. Баян
6. Тепло
7.Подъезд
8. Люди
9.Каюта
Закрасьте квадратики, где стоит цифра 2.
Оцените себя. (на слайде)
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки –«4»
3-4 ошибки – «3»
5 и более – не справились. Придётся поработать. Всё в ваших руках!
-Урок подходит к завершению.
Ребята, поработайте с оценочным листом. Оцените свои знания, полученные на уроке.
VIII. Домашнее задание
1) Параграф 61, упр. 312 стр. 142 (по заданию).
2) Задание творческое: придумать сказку «В каких словах спрятался хитрый [й,]?» Возможное начало: «На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живет очень хитрый звук [й,]».
(На выбор)
Рефлексия.