Разработка урока
по русскому языку в 5 классе
Тема: «Правописание и-ы после ц»
Цели: 1) усвоение учащимися основных случаев написания и-ы после ц;
2) развитие умений применить правило на практике с выделением частей слова; умений анализировать, делать выводы.
3) воспитание любви к русскому языку.
Оборудование: доска, мел, карточки с загадками.
Урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему и цели урока.
Мы должны понять, в каких случаях пишется и, а в каких ы после ц
Цитрусы, порция, улицы, синицын,
цистерна, секция, синицы, лисицын,
цинга, авиация, куцый, куницын
Исключения – Ы после Ц в корне связаны фразой: «Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку : «ЦЫЦ!»
В первых двух случаях –И : в корне и если слово оканчивается на –ЦИЯ. В окончаниях и суффиксах –Ы.
Разбираем правило по учебнику.
Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?
Предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.
В существительных на –ЦИЯ
Мы всегда напишем –ИЯ.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву И.
2.Словарная работа:
Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.
Конституция – основной закон государства.
Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.
Цимбалы – струнный музыкальный инструмент, звуки из которого извлекаются деревянными палочками. Похож на гусли.
3. Закрепление материала.
1) Распределительный диктант: делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын хвост, цыган, модницы, цирк, станция, продавщицы, дверцы, панцирь, цыпленок, акация, дисциплина, Конституция, циновка (пишем в 2 столбика).
2) Образуй существительные, названия жителей стран.
Япония, Китай, Америка, Европа, Канада, Италия.
Физкультминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
3) Отгадывание загадок ( на карточках)
1. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором.( Пальцы)
2.Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу.( Циркуль)
3. Что это: точная выдержка из текста? (Цитата)
4. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.( Цифры)
5. Мифическое существо с одним глазом на лбу? (Циклоп)
6.Тренировка театрального представления без зрителей (Репетиция)
7. Маленький пушистенький детеныш курицы ( Цыпленок)
4) Выборочный диктант: выбери слова на изученное правило.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только он одно не знал,
Где пишут ци и цы.
5) Самостоятельная работа.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Цыгане прекрасно поют и пляшут. В цирке мне очень понравилось. Операция прошла успешно. Цикады громко поют перед дождем. Цикорий полезен для сердца.
4) Оценивание. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели были поставлены в
начале урока?
- Как вы думаете, вы их достигли?
- Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.
- Что узнали нового?
- Что вызвало затруднение?
5) Домашнее задание: составить мини - сочинение (на 6-7 предложений со словами на изученную орфограмму) с использованием слов-исключений.
Учитель русского языка МОУ «Новоазовская школа№1» администрации Новоазовского района Короткова Светлана Григорьевна, высшая категория.