СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Правописание И-Ы после Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Правописание И-Ы после Ц"»

Разработка урока

по русскому языку в 5 классе

Тема: «Правописание и-ы после ц»

Цели: 1) усвоение учащимися основных случаев написания и-ы после ц;

2) развитие умений применить правило на практике с выделением частей слова; умений анализировать, делать выводы.

3) воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: доска, мел, карточки с загадками.
Урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для  вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему и цели урока.

Мы должны понять, в каких случаях пишется и, а в каких ы после ц

Цитрусы, порция, улицы, синицын,

цистерна, секция, синицы, лисицын,

цинга, авиация, куцый, куницын

Исключения – Ы после Ц в корне связаны фразой: «Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку : «ЦЫЦ

В первых двух случаях –И : в корне и если слово оканчивается на –ЦИЯ. В окончаниях и суффиксах –Ы.

Разбираем правило по учебнику.

Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

Предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем –ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

2.Словарная работа:

Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.

Конституция – основной закон государства.

Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.

Цимбалы – струнный музыкальный инструмент, звуки из которого извлекаются деревянными палочками. Похож на гусли.



3. Закрепление материала.

1) Распределительный диктант: делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын хвост, цыган, модницы, цирк, станция, продавщицы, дверцы, панцирь, цыпленок, акация, дисциплина, Конституция, циновка (пишем в 2 столбика).

2) Образуй существительные, названия жителей стран.

Япония, Китай, Америка, Европа, Канада, Италия.

Физкультминутка

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.


3) Отгадывание загадок ( на карточках)

1. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором.( Пальцы)

2.Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу.( Циркуль)

  3. Что это: точная выдержка из текста? (Цитата)
4. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.( Цифры)

5. Мифическое существо с одним глазом на лбу? (Циклоп)
6.Тренировка театрального представления без зрителей (Репетиция)

7. Маленький пушистенький детеныш курицы ( Цыпленок)

4) Выборочный диктант: выбери слова на изученное правило.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только он одно не знал,

Где пишут ци и цы.
5) Самостоятельная работа.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Цыгане прекрасно поют и пляшут. В цирке мне очень понравилось. Операция прошла успешно. Цикады громко поют перед дождем. Цикорий полезен для сердца.

4) Оценивание. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели были поставлены в  

      начале урока?

    - Как вы думаете, вы их достигли?

    - Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.

- Что узнали нового?

- Что вызвало затруднение?

5) Домашнее задание: составить мини - сочинение (на 6-7 предложений со словами на изученную орфограмму) с использованием слов-исключений.

Учитель русского языка МОУ «Новоазовская школа№1» администрации Новоазовского района Короткова Светлана Григорьевна, высшая категория.