СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 7 классе. Тема:предлог

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Цель урока: повторение знаний и умений, связанных с изучением предлога.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 7 классе. Тема:предлог»

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Цель урока: повторение знаний и умений, связанных с изучением предлога.

Учащиеся должны уметь: различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме.

Ход урока.

1.Беседа с учащимися.

  • Что такое предлог?

  • Какие предлоги бывают?

  • Порядок морфологического разбора предлога.

  • Расскажите о слитном и раздельном написании производных предлогов.

2. Тест.

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной

Синие ночи царицы.

А к царевне с вышки голубиной

Прилетали белые птицы.

(А.Блок)

А) Один.

Б) Два.

В) Три.

Г) Четыре.



2.Каким членом предложения является предлог?

А)Обстоятельством.

Б)Дополнением.

В)Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

3.Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.



А) Из-за шторы, около сада, под елью.

Б) В течение дня, перед рассветом, через минуту.

В)Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.

Г) Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.


1.Причинное значение.

2.Значение цели.

3.Значение пространства(места).

4.Временное значение




4.Укажите непроизводные предлоги.

А) В, на, над, от, под, с

Б)Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.



5.Какой частью речи является выделенное слово?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.

(А.Ахматова)

1. Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.

2.Вдоль – предлог, производный от наречия, т.к. употреблен с существительным брёвен и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.



6. Проанализируйте написание производных предлогов.



А) Слитное написание

Б) Раздельное написание


1.(На)счет, (в)место, (на)подобие.

2.(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.




7. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определенной форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имен существительных.

А) В течен.. реки, в продолжен.. повести, в заключен.. не был.

Б) В течении.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.



8.С какими падежными формами употреблены предлоги?

А) Солнце клонилось к закату. (Ф.Сологуб).

Б) Отец сидит, упираясь ладонями в колени…(А.Перегудов).

В) Сердце замерло, - и застучало от боли быстро и сильно. (Ф.Сологуб)

Г) Мама еще на сенокосе, скоро придет…(В.Белов)

Д) С холодами прилеты птиц уменьшились. (А.Яковлев)


  1. Родительный падеж

  2. Дательный падеж

  3. Винительный падеж

  4. Творительный падеж

  5. Предложный падеж



9. В каком предложении предлог «В» использован с предложным падежом?



А) И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселены, в дыме густом такую картину… (П.Антокольский)

Б) В лицо веял легкий морозный ветерок (Ф.Сологуб)

3.В гостиной слышались веселые голоса и смех. (Ф.Сологуб)





3. Вопросы «на засыпку».

1.

Из-за леса солнце всходит.

Из-под дуба, из-под вяза

Вылезал зайка – горностайка.

Здесь употреблены два сложных предлога: из-за, из-под. Какие ты еще знаешь сложные предлоги?

2. Вставь подходящие по смыслу предлоги по образцу.

Пошел: в школу, на студию, на курсы, в лагерь, на станцию.

Вернулся: … школы, … студии, … курсов, … лагеря, … станции.

3.Вставь, где нужно, предлог «за».

Я … четыре года учился грамматике. Я … четыре года научилась грамматике.

4. Для слабых учащихся карточки.

5.Игра «Что? Где? Когда?»

  1. Какой предлог является нотой?

  2. Какие предлоги похожи на деепричастия?

  3. В конце какого предлога стоит сотня?

  4. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги?

  5. С каким падежом больше всего употребляется предлогов?

  6. Какие предлоги являются самыми частотными словами? Какие места занимают в частотном списке?

  7. Какие предлоги не могут быть приставками?



6.Задание: из художественного текста литературы 7 класса найти предложение с предлогами по теме «Родина».

7.После написания текстов, которые сразу сдаются учителю, идет работа по вопросам «на засыпку». Учитель проверяет тесты.

8. Подведение итогов урока. Сообщение результатов тестирования.

На дом: из литературы 7 класса или любого художественного текста найти предложение с предлогами по теме «Родина» (3-4); можно придумать самим.