СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку во 2 классе: "Корень слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Корень слова" (первое представление)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку во 2 классе: "Корень слова"»

Тема: Корень слова (первое представление).

Цель: Организовать знакомство с понятиями «корень», «однокоренные» слова.

Задачи: 1. Создать условия для формирования умения находить однокоренные  

                   слова, выделять общую  часть родственных слов – корень; доказывать    

                   правильность выделения корня в однокоренных словах.

  2.  Создать условия по развитию связной речи при ответах на вопросы,  

       умения работать в паре;        

  1. Создать условия по воспитанию доброжелательности, уважительного  

     отношения к иному мнению.  

Ход урока


1Организационный момент.
 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

-Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 
2 Актуализация знаний. Пробное действие.

На доске записаны группы слов:

        1. Жир, жизнь, чукча, житель, пружина.  (правило ЖИ)

        2. Ира, Москва, одуванчик, Садовая, Иванов. (имена собственные)

        3. Гора, горка, горный, гореть.


В каждой строчке найти «лишнее» слово и объяснить, почему.

- Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему?  

- Не знаем, что объединяет эти слова.

2. Тема урока. Целеполагание. Мотивация.

Чтобы узнать тему урока, мы должны разгадать одно слово :


Запись на доске: ЬРОКЕН

*на сколько групп можно распределить эти буквы?

*какая буква лишняя? Обоснуй свой ответ.

*Какое слово рассыпалось?

КОРЕНЬ – запишите слово, определите, сколько букв, звуков? Почему?

*Что же такое корень?

*Это часть растения, без него оно не может жить.

На доске:

*корень дерева

*корень зла

-Объясните значение данных выражений.

-Учитель: ученые – языковеды использовали это слово для названия главной части слова. Почему? КОРЕНЬ – начало, источник, суть, главное в чем – нибудь.

-Кое – что мы уже знаем из уроков обучения грамоте, а сегодня вы узнаете еще много нового.


        - Что общего между словом и деревом?   (предположения детей)

У каждого из вас на парте лежит изображение дерева. Вспомните и назовите, из каких частей оно состоит.  (Корень, ствол, крона: ветви с листьями)

- А только у деревьев такие части? (нет, у всех растений)

- А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение и удерживает его в земле?

- Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она – корень слова.

- Так, что же общего между словом и деревом?

Корень слова – тема нашего урока.

Кто сформулирует цель урока. Чему будем учиться?

- Узнаем, что такое корень слова, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем.

- А почему нужно знать, что такое корень слова, уметь находить корень в словах?

- Где вам это пригодится?

Если мы будем знать что такое корень слова и уметь его находить и подбирать слова, то (ответы детей)

3. Знакомство со способом действия.

Если мы посадим семя любого растения, то прорастать оно начнет с корня. Так и слова, тоже начинают «расти» с помощью корня. Послушайте одну историю, рассказанную в стихотворении. (по ходу чтения стихотворения на доске появляются однокоренные слова)

                Как-то много лет назад

                Посадили странный сад

                Не был сад фруктовым –

                Был он только словом.

                Это слово – слово корень

                Разрастаться стало вскоре

                И плоды нам принесло –

                Стало много новых слов.

                Вот из сада вам рассада

                Вот ещё посадки рядом

                А вот садовод

                С ним садовник идёт

                Очень интересно

                Гулять в саду словесном.

- Что объединяет все эти слова?

- Что у них общего?

- Можно ли про них сказать, что они близки по значению? Докажите.

- Какую общую часть слова они имеют?

        Слова, которые близки по значению и имеют общую (одинаковую) часть называют родственными или однокоренными.

        Корень – это общая часть родственных слов.

4. Физкультминутка.  

Пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»

                - Как живёшь?

                - Вот так!  (большой палец)

                - Как идёшь?

                - Вот так!  (прошагать двумя пальцами по ладони)

                - А бежишь?

                - Вот так! (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

                - Ночью спишь?

                - Вот так! (руки под щёку, нагнуть голову)

                - Как берёшь?

                - Вот так!

                - А даёшь?

                - Вот так!

                - Как молчишь?

                - Вот так! (прикрыть рот ладонями)

                - А грозишь?

                - Вот так! (погрозить соседу пальцем)

5.  Отработка изученного способа действия.

1.  Образование однокоренных слов.

        Запишите поговорку.

Увидал скворца – знай весна у крыльца.

*Какие задания можно выполнить? (Метод свободного выбора)

*Знаете ли вы? Древний обычай русских крестьян развешивать скворечники в деревнях изменил привычки птиц так, что скворцы стали предпочитать скворечники естественным дуплам. Скворцы прилетают к гнезду 198 раз в сутки.

Н. Полярус
Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик - просто молодец,
Он - заботливый отец. 


 Задание.

1.Найдите и подчеркните группу слов, в которых сохраняется общая часть (скворечник, скворец, скворушка, скворчиха, скворчик).

*Можете ли вы продолжить этот столбик слов?

*Слова, как и люди, живут семьями. У слова есть корень, и есть родня – слова с таким же корнем.

*Слова родственники – это слова с одинаковым корнем, т.е. однокоренные.

Вывод. Что же такое корень?


2. Работа в тетради. Оформление.

Ход: ходит, пешеход, походка, ходики, ходули, ходунки

Род: родители, родня, родственники, Родина

6. Возврат к пробному действию.

- А теперь я предлагаю вам вернуться в начало урока и вновь попробовать выполнить то задание, которое вызвало у вас затруднение.

- Как называются эти слова?

- Почему?

- Что у них общего?  (они близки по смыслу и есть общая часть)

- А какое же слово «лишнее»?

- Почему? (не близко по смыслу)

7. Контроль. Самостоятельная работа.  

Сейчас вы поработаете в парах. У вас есть два корня вод и сол. Ваша задача подобрать и записать на листочках дерева как можно больше однокоренных слов.

Через 5 минут у вас должно получиться два дерева.

Проверка по Слайду  

8. Рефлексия.

        - Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке?

        - Удалось ли нам её достичь?

        - Что вы делали для того, чтобы этому научиться?

        - Что нужно знать, чтобы правильно подбирать однокоренные слова?                                

9. Домашнее задание

Карточки:

 Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.