Тема: Корень слова (первое представление).
Цель: Организовать знакомство с понятиями «корень», «однокоренные» слова.
Задачи: 1. Создать условия для формирования умения находить однокоренные
слова, выделять общую часть родственных слов – корень; доказывать
правильность выделения корня в однокоренных словах.
2. Создать условия по развитию связной речи при ответах на вопросы,
умения работать в паре;
Создать условия по воспитанию доброжелательности, уважительного
отношения к иному мнению.
Ход урока
1Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
-Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
2 Актуализация знаний. Пробное действие.
На доске записаны группы слов:
1. Жир, жизнь, чукча, житель, пружина. (правило ЖИ)
2. Ира, Москва, одуванчик, Садовая, Иванов. (имена собственные)
3. Гора, горка, горный, гореть.
В каждой строчке найти «лишнее» слово и объяснить, почему.
- Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему?
- Не знаем, что объединяет эти слова.
2. Тема урока. Целеполагание. Мотивация.
Чтобы узнать тему урока, мы должны разгадать одно слово :
Запись на доске: ЬРОКЕН
*на сколько групп можно распределить эти буквы?
*какая буква лишняя? Обоснуй свой ответ.
*Какое слово рассыпалось?
КОРЕНЬ – запишите слово, определите, сколько букв, звуков? Почему?
*Что же такое корень?
*Это часть растения, без него оно не может жить.
На доске:
*корень дерева
*корень зла
-Объясните значение данных выражений.
-Учитель: ученые – языковеды использовали это слово для названия главной части слова. Почему? КОРЕНЬ – начало, источник, суть, главное в чем – нибудь.
-Кое – что мы уже знаем из уроков обучения грамоте, а сегодня вы узнаете еще много нового.
- Что общего между словом и деревом? (предположения детей)
У каждого из вас на парте лежит изображение дерева. Вспомните и назовите, из каких частей оно состоит. (Корень, ствол, крона: ветви с листьями)
- А только у деревьев такие части? (нет, у всех растений)
- А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение и удерживает его в земле?
- Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она – корень слова.
- Так, что же общего между словом и деревом?
Корень слова – тема нашего урока.
Кто сформулирует цель урока. Чему будем учиться?
- Узнаем, что такое корень слова, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем.
- А почему нужно знать, что такое корень слова, уметь находить корень в словах?
- Где вам это пригодится?
Если мы будем знать что такое корень слова и уметь его находить и подбирать слова, то (ответы детей)
3. Знакомство со способом действия.
Если мы посадим семя любого растения, то прорастать оно начнет с корня. Так и слова, тоже начинают «расти» с помощью корня. Послушайте одну историю, рассказанную в стихотворении. (по ходу чтения стихотворения на доске появляются однокоренные слова)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом
А вот садовод
С ним садовник идёт
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Что объединяет все эти слова?
- Что у них общего?
- Можно ли про них сказать, что они близки по значению? Докажите.
- Какую общую часть слова они имеют?
Слова, которые близки по значению и имеют общую (одинаковую) часть называют родственными или однокоренными.
Корень – это общая часть родственных слов.
4. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»
- Как живёшь?
- Вот так! (большой палец)
- Как идёшь?
- Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)
- А бежишь?
- Вот так! (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)
- Ночью спишь?
- Вот так! (руки под щёку, нагнуть голову)
- Как берёшь?
- Вот так!
- А даёшь?
- Вот так!
- Как молчишь?
- Вот так! (прикрыть рот ладонями)
- А грозишь?
- Вот так! (погрозить соседу пальцем)
5. Отработка изученного способа действия.
1. Образование однокоренных слов.
Запишите поговорку.
Увидал скворца – знай весна у крыльца.
*Какие задания можно выполнить? (Метод свободного выбора)
*Знаете ли вы? Древний обычай русских крестьян развешивать скворечники в деревнях изменил привычки птиц так, что скворцы стали предпочитать скворечники естественным дуплам. Скворцы прилетают к гнезду 198 раз в сутки.
Н. Полярус
Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик - просто молодец,
Он - заботливый отец.
Задание.
1.Найдите и подчеркните группу слов, в которых сохраняется общая часть (скворечник, скворец, скворушка, скворчиха, скворчик).
*Можете ли вы продолжить этот столбик слов?
*Слова, как и люди, живут семьями. У слова есть корень, и есть родня – слова с таким же корнем.
*Слова родственники – это слова с одинаковым корнем, т.е. однокоренные.
Вывод. Что же такое корень?
2. Работа в тетради. Оформление.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ход: ходит, пешеход, походка, ходики, ходули, ходунки
Род: родители, родня, родственники, Родина
6. Возврат к пробному действию.
- А теперь я предлагаю вам вернуться в начало урока и вновь попробовать выполнить то задание, которое вызвало у вас затруднение.
- Как называются эти слова?
- Почему?
- Что у них общего? (они близки по смыслу и есть общая часть)
- А какое же слово «лишнее»?
- Почему? (не близко по смыслу)
7. Контроль. Самостоятельная работа.
![]()
![]()
Сейчас вы поработаете в парах. У вас есть два корня вод и сол. Ваша задача подобрать и записать на листочках дерева как можно больше однокоренных слов.
Через 5 минут у вас должно получиться два дерева.
Проверка по Слайду
8. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке?
- Удалось ли нам её достичь?
- Что вы делали для того, чтобы этому научиться?
- Что нужно знать, чтобы правильно подбирать однокоренные слова?
9. Домашнее задание
Карточки:
Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.
У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.