Тема урока: Сказ П.П. Бажова «Огневушка - Поскакушка».
Характеристика главного героя..
Цель урока: Создать условия для понимания нравственных проблем, поднятых в сказе.
Предметные умения
Обучающийся научится:
– выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
– отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
– осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.
Обучающийся получит возможность освоить:
– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;
– вычленять систему образов произведения,
основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;
– самостоятельно читать тексты большого объема.
УУД
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
-самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;
-уважительное отношение к иному мнению.
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-составлять план последовательности действий;
-осуществлять пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать образовательную цель;
-осуществлять сбор и обработку информации;
-установление причинно – следственных связей.
Коммуникативные УУД:
-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
-строить понятные для партнера высказывания;
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-строить монологическое высказывание.
ХОД УРОКА
1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
А что для этого нужно?
Вы готовы?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Для разминки мы поиграем в игру, которая называется «Назови причину»
Ссадина на колене
Ошибка в диктанте
Качается дерево
Проектор не работает
А всегда ли легко можно назвать причину?
Сможете ли вы привести примеры?
Когда мы ищем причину. Какой вопрос задаём? (Почему?)
3. Выход на тему урока.
- На сегодняшнем уроке нам предстоит выполнить серьезную работу. Вы узнаете много нового, интересного. Работать вы будете в парах и в группах. На столах лежат задания и книга, по которой вы будете работать.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?
- Чем отличаются и чем похожи?
- Особая примета этих камней – их красота. Вам нужно подобрать одно слово, объединяющее эти камни. (На экране: “Ведь каждый из них… (самоцвет)”)
- Они и так привлекательны и красивы, но если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по камню затейливые узоры, точно художник какой разрисовал или даже волшебник. Повернешь его в руке и вспыхнут разводы, кольца, откроются не то луг в росе, не то море зеленое. (На экране: анимация – узоры малахита)
Особенно ценился самоцвет-малахит. Из него делали знаменитые на весь мир шкатулки.
- Вам знакомо слово – шкатулка? Что оно означает? Зачем она нужна? Прочтите слова о шкатулке.
- А вот рядом еще одна малахитовая шкатулка. В какой из шкатулок ценнее богатство, ценнее сокровища? Почему вы так думаете?
- “Малахитовая шкатулка” – сокровищница народной мудрости. Книга, прочитав которую, каждый из нас становится “душою лучше, чище и добрее”.
- Кто создал и собрал сокровища в эту шкатулку? (Бажов)
- И слова о шкатулке принадлежат ему.
- Что вы знаете о Бажове? Где он родился, жил? СЛАЙДЫ
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь
- Есть на земле уральский край. А уж красив он так, что и описать нельзя: озера синие, леса сосновые, светлые, горы высокие. Сказочный край. Какие богатства добывали на Урале? Край очень богатый! А как жил мастеровой люд? Трудились от зари и до зари, на дикий камень красоту наводили. А вечерами байки рассказывали. Маленький Павлушка сидел, слушал, запоминал, а когда вырос, сам стал мастером сказы сочинять.
4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.
Вы дома дочитали сказ П. П. Бажова «Огневушка – Поскакушка». Это Одно из сокровищ «Малахитовой шкатулки».
- Понравилось произведение? Назовите жанр этого произведения.
Жанр этого произведения не сказка и не рассказ. Это сказ - особый жанр, в котором есть реальность, и сказка. Отличительная черта сказа – манера повествования. В сказе оно ведется от лица рассказчика: передается его устная речь с особыми словами, прибаутками и даже с «ошибками».Сказ Бажова очень достоверен он переносит нас на уральскую землю, рассказывает о мастеровых людях, но заставляет задуматься о вопросах важных для всех и во все времена.
-Заставило о чём-нибудь задуматься?
- Какой бы главный вопрос вы могли задать к нему? Он должен начинаться со слова почему.
Это проблемный вопрос нашего урока.
Почему Огневушка - Поскакушка открыла золото Федюньке?
Сможете ли сформулировать цель урока?
Цель: ответить на проблемный вопрос, анализируя текст.
Чтобы достичь цели урока , что мы должны будем делать?
5. Работа с тестами.
Кто является главным героем:
а) Дед Ефим; б) Старатель, артельщик; в) Федюня?
Какой из волшебных персонажей является главным:
а) Клубочек; б) Огневушка-Поскакушка; в) Лопатка?
Что искали старатели:
а) Железную руду; б) Золото грудное; в) Хризолиты?
- Своими ответами вы выделили главных героев. Докажите, что это сказ.
- Кто самым первым увидел Огневушку-Поскакушку? Чем она ему понравилась? Какой знак она давала? Кто в Поскакушку не верил?
- Огневушку-Поскакушку видели все, а дорогу к золоту показала только Федюне. Почему?
- Бажов писал сказы для детей и надеялся, что вы лучше взрослых сумеете ответить на этот вопрос. (Ответы детей)
6. Открытие новых знаний.
Какой проблемный вопрос ставили?
Каких героев мы указали в проблемном вопросе?
Как вы думаете что будем анализировать ?
Всего было 3 встречи Огневушки – Поскакушки с Федюнькой.
По вопросам работают 3 группы
Анализ эпизода №1:стр8-10
Мы анализировали эпизод, в котором говорится о…
Участники..
Почему важно, что среди взрослых был мальчик?
Какой показалась Огневушка – Поскакушка?
Переживали ли старатели, что не нашли легкое золото?
Почему они это событие назвали обманным счастьем?
Что вы можете сказать о Федюньке в этом эпизоде?
Анализ эпизода №2: стр.13-15
Мы анализировали эпизод, в котором говорится о…
Участники..
Верит ли дедко Ефим в то, что они с Федюнькой найдут золото?
Какой показалась им Огневушка – Поскакушка?
Почему он говорит, что будем счастье пытать?
Почему не ослабевает вера в Огневушку у мальчика?
Что вы можете сказать о Федюньке в этом эпизоде?
Анализ эпизода №3: стр.19-23
Мы анализировали эпизод, в котором говорится о…
Участники..
Почему на этот раз мальчик один?
Какой показалась Огневушка – Поскакушка?
(Чудеса и волшебные предметы)
Как описывается время и место занимательной встречи?
Почему Федюнька смело, даже дерзко разговаривает с Огневушкой?
Что вы можете сказать о Федюньке в этом эпизоде?
Работа в парах:
Пара работает с чертами характера главного героя. Ученики по списку черт характера, выбирают те, которые подходят для главного героя.
Почему Огневушка - Поскакушка открыла золото Федюньке?
Вывод 1 группы: Первый раз Огневушка показалась артели. Взрослые не поверили, стали искать причину и даже не сознавались себе в том, что видели плясунью Мальчик верит в сказки и чудеса, для него главное было не золото, а маленькая девчонка. Федюнька любознательный , но не жадный
Вывод 2 группы: Во второй встрече Огневушка показалась дедке Ефиму и Федюньке.
Дедко Ефим был похож на Федюньку, поэтому они и дружили. Он верит , что счастье не в золоте. Поддерживает эту веру в Федюньке. Федюнька убеждён, что филин не дает Огневушке показать золото. Он её пугает, а Федюньку испытывает. Мальчик не обвиняет Огневушку и продолжает верить в чудо. Он добрый и трудолюбивый.
Вывод 3 группы: Мы работали с эпизодом, где Огневушка – Поскакушка встретилась с Федюнькой один на один. Федюнька сирота, он в сильный мороз отправляется к дедке Ефиму, потому что мачеха злится на него, не дает жизни. Мальчик добрый и смелый, он не побоялся идти за Огневушкой. За то, что он такой, Огневушка открывает ему золото. И опять Бажов показывает, что золото для главного героя не самое важное, а вера в чудеса, добро, дружбу важнее для мальчика, чем все богатства.
Коллективное обсуждение работы групп. Каждая группа отработала свой эпизод.
Как вы думаете, какой период в жизни Федюньки показал автор?
Ответы учеников, которые работали в парах.
Каким был Федюнька? (работа со списком качеств характера человека)
Ребята, а теперь мы можем ответить на проблемный вопрос?
Слушаю ваши выводы.
Вы правильно поняли мысль сказа Бажова. В сказках герои делятся на две группы. Какие?
- Кто является черной злой силой в сказе?
- А кто является светлой доброй силой в сказе?
- Стали ли дед Ефим и Федюня богатыми? Почему люди не смогли прихранить богатство? Ведь светлая сила им старалась помочь. Кого из героев сказа напоминает филин? Кто сыграл злую роль в жизни Федюни? Кому достался прииск?
Разочарованы ли два главных героя повествования в том, что не стали богатыми?
Как вы думаете, в чём был истинный смысл поисков? Нашли ли они что искали?
Вывод: Золото, которое добывается трудом не самоценно, оно словно «высвечивает» в человеке дурное и хорошее, что есть в нем самом.
- Я считаю, что Федюньке Огневушка открыла золото, потому что он не был жадным.
-Ещё он был добрым и верил в чудеса.
-Он ни на кого не злился.
-Федюнька не боялся работы.
Вывод: Огневушка открыла золото Федюньке потому, что он был хорошим человеком. Он прошел испытания и показал, что самое ценное в жизни для него не золото, а вера в доброе, надежда на лучшее и верная дружба.
7. Итог урока.
Ребята, вы хорошо работали . Мы ответили на вопрос нашего урока?
Прекрасно.
-А как вы думаете, пригодятся ли эти знания нам в жизни?
-Для чего?
А вы хотели бы иметь такого друга как Федюнька?
- Почему?
Вы хотите , чтобы рядом с вами были хорошие люди?
- А какими должны быть вы? (притча о волках)
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
8. Домашнее задание.
Выберите себе домашнее задание.
Белая карточка – обычное задание. Перескажи сказ.
Желтая карточка- повышенной трудности. Перескажите сказ от имени Федюньки.
Красная карточка- творческое задание. Написать письмо Федюньке.