СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по сказу П.П.Бажова "Огневушка- поскакушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по сказу Бажова П.П. "Огневушка поскакушка" 4 класс литературное чтение, программа Занкова Л.В.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по сказу П.П.Бажова "Огневушка- поскакушка"»

Тема урока: Сказ П.П. Бажова «Огневушка - Поскакушка».

Характеристика главного героя..

Цель урока: Создать условия для понимания нравственных проблем, поднятых в сказе.

Предметные умения

Обучающийся научится:

– выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

– отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

– осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Обучающийся получит возможность освоить:

– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;

– вычленять систему образов произведения,

основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;

– самостоятельно читать тексты большого объема.

УУД

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

-самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

-уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные УУД:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-составлять план последовательности действий;

-осуществлять пошаговый контроль по результату;

Познавательные УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать образовательную цель;

-осуществлять сбор и обработку информации;

-установление причинно – следственных связей.

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-строить понятные для партнера высказывания;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-строить монологическое высказывание.

ХОД УРОКА

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

А что для этого нужно?

Вы готовы?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Для разминки мы поиграем в игру, которая называется «Назови причину»

Ссадина на колене

Ошибка в диктанте

Качается дерево

Проектор не работает

А всегда ли легко можно назвать причину?

Сможете ли вы привести примеры?

Когда мы ищем причину. Какой вопрос задаём? (Почему?)

3. Выход на тему урока.

- На сегодняшнем уроке нам предстоит выполнить серьезную работу. Вы узнаете много нового, интересного. Работать вы будете в парах и в группах. На столах лежат задания и книга, по которой вы будете работать.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?

- Чем отличаются и чем похожи?

- Особая примета этих камней – их красота. Вам нужно подобрать одно слово, объединяющее эти камни. (На экране: “Ведь каждый из них… (самоцвет)”)

- Они и так привлекательны и красивы, но если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по камню затейливые узоры, точно художник какой разрисовал или даже волшебник. Повернешь его в руке и вспыхнут разводы, кольца, откроются не то луг в росе, не то море зеленое. (На экране: анимация – узоры малахита)

Особенно ценился самоцвет-малахит. Из него делали знаменитые на весь мир шкатулки.

- Вам знакомо слово – шкатулка? Что оно означает? Зачем она нужна? Прочтите слова о шкатулке.

- А вот рядом еще одна малахитовая шкатулка. В какой из шкатулок ценнее богатство, ценнее сокровища? Почему вы так думаете?

- “Малахитовая шкатулка” – сокровищница народной мудрости. Книга, прочитав которую, каждый из нас становится “душою лучше, чище и добрее”.

- Кто создал и собрал сокровища в эту шкатулку? (Бажов)

- И слова о шкатулке принадлежат ему.

- Что вы знаете о Бажове? Где он родился, жил? СЛАЙДЫ



Добрый волшебник с Урала, 
Павел Петрович Бажов, 
Чтоб нам грустно не стало, 
Сказочный отпер засов. 
Только засов отворился, 
В сказку открылася дверь: 
Запах лесов заструился, - 
В мир ты волшебный поверь. 
Чтоб Огневушка смешная 
К кладам открыла нам путь, 
Или змея голубая, - 
Книги прочесть не забудь



- Есть на земле уральский край. А уж красив он так, что и описать нельзя: озера синие, леса сосновые, светлые, горы высокие. Сказочный край. Какие богатства добывали на Урале? Край очень богатый! А как жил мастеровой люд? Трудились от зари и до зари, на дикий камень красоту наводили. А вечерами байки рассказывали. Маленький Павлушка сидел, слушал, запоминал, а когда вырос, сам стал мастером сказы сочинять.



4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

Вы дома дочитали сказ П. П. Бажова «Огневушка – Поскакушка». Это Одно из сокровищ «Малахитовой шкатулки».

- Понравилось произведение? Назовите жанр этого произведения.

Жанр этого произведения не сказка и не рассказ. Это сказ - особый жанр, в котором есть реальность, и сказка. Отличительная черта сказа – манера повествования. В сказе оно ведется от лица рассказчика: передается его устная речь с особыми словами, прибаутками и даже с «ошибками».Сказ Бажова очень достоверен он переносит нас на уральскую землю, рассказывает о мастеровых людях, но заставляет задуматься о вопросах важных для всех и во все времена.

-Заставило о чём-нибудь задуматься?

- Какой бы главный вопрос вы могли задать к нему? Он должен начинаться со слова почему.

Это проблемный вопрос нашего урока.

Почему Огневушка - Поскакушка открыла золото Федюньке?

Сможете ли сформулировать цель урока?

Цель: ответить на проблемный вопрос, анализируя текст.

Чтобы достичь цели урока , что мы должны будем делать?

5. Работа с тестами.

  1. Кто является главным героем:
    а) Дед Ефим; б) Старатель, артельщик; в) Федюня?

  2. Какой из волшебных персонажей является главным:
    а) Клубочек; б) Огневушка-Поскакушка; в) Лопатка?

  3. Что искали старатели:
    а) Железную руду; б) Золото грудное; в) Хризолиты?

- Своими ответами вы выделили главных героев. Докажите, что это сказ.

- Кто самым первым увидел Огневушку-Поскакушку? Чем она ему понравилась? Какой знак она давала? Кто в Поскакушку не верил?

- Огневушку-Поскакушку видели все, а дорогу к золоту показала только Федюне. Почему?

- Бажов писал сказы для детей и надеялся, что вы лучше взрослых сумеете ответить на этот вопрос. (Ответы детей)

6. Открытие новых знаний.

Какой проблемный вопрос ставили?

Каких героев мы указали в проблемном вопросе?

Как вы думаете что будем анализировать ?

Всего было 3 встречи Огневушки – Поскакушки с Федюнькой.

По вопросам работают 3 группы

Анализ эпизода №1:стр8-10

Мы анализировали эпизод, в котором говорится о…

Участники..

Почему важно, что среди взрослых был мальчик?

Какой показалась Огневушка – Поскакушка?

Переживали ли старатели, что не нашли легкое золото?

Почему они это событие назвали обманным счастьем?

Что вы можете сказать о Федюньке в этом эпизоде?

Анализ эпизода №2: стр.13-15

Мы анализировали эпизод, в котором говорится о…

Участники..

Верит ли дедко Ефим в то, что они с Федюнькой найдут золото?

Какой показалась им Огневушка – Поскакушка?

Почему он говорит, что будем счастье пытать?

Почему не ослабевает вера в Огневушку у мальчика?

Что вы можете сказать о Федюньке в этом эпизоде?

Анализ эпизода №3: стр.19-23

Мы анализировали эпизод, в котором говорится о…

Участники..

Почему на этот раз мальчик один?

Какой показалась Огневушка – Поскакушка?

(Чудеса и волшебные предметы)

Как описывается время и место занимательной встречи?

Почему Федюнька смело, даже дерзко разговаривает с Огневушкой?

Что вы можете сказать о Федюньке в этом эпизоде?

Работа в парах:

Пара работает с чертами характера главного героя. Ученики по списку черт характера, выбирают те, которые подходят для главного героя.

Почему Огневушка - Поскакушка открыла золото Федюньке?

Вывод 1 группы: Первый раз Огневушка показалась артели. Взрослые не поверили, стали искать причину и даже не сознавались себе в том, что видели плясунью Мальчик верит в сказки и чудеса, для него главное было не золото, а маленькая девчонка. Федюнька любознательный , но не жадный

Вывод 2 группы: Во второй встрече Огневушка показалась дедке Ефиму и Федюньке.

Дедко Ефим был похож на Федюньку, поэтому они и дружили. Он верит , что счастье не в золоте. Поддерживает эту веру в Федюньке. Федюнька убеждён, что филин не дает Огневушке показать золото. Он её пугает, а Федюньку испытывает. Мальчик не обвиняет Огневушку и продолжает верить в чудо. Он добрый и трудолюбивый.

Вывод 3 группы: Мы работали с эпизодом, где Огневушка – Поскакушка встретилась с Федюнькой один на один. Федюнька сирота, он в сильный мороз отправляется к дедке Ефиму, потому что мачеха злится на него, не дает жизни. Мальчик добрый и смелый, он не побоялся идти за Огневушкой. За то, что он такой, Огневушка открывает ему золото. И опять Бажов показывает, что золото для главного героя не самое важное, а вера в чудеса, добро, дружбу важнее для мальчика, чем все богатства.



Коллективное обсуждение работы групп. Каждая группа отработала свой эпизод.

Как вы думаете, какой период в жизни Федюньки показал автор?

Ответы учеников, которые работали в парах.

Каким был Федюнька? (работа со списком качеств характера человека)

Ребята, а теперь мы можем ответить на проблемный вопрос?

Слушаю ваши выводы.



Вы правильно поняли мысль сказа Бажова. В сказках герои делятся на две группы. Какие?

- Кто является черной злой силой в сказе?

- А кто является светлой доброй силой в сказе?

- Стали ли дед Ефим и Федюня богатыми? Почему люди не смогли прихранить богатство? Ведь светлая сила им старалась помочь. Кого из героев сказа напоминает филин? Кто сыграл злую роль в жизни Федюни? Кому достался прииск?

Разочарованы ли два главных героя повествования в том, что не стали богатыми?

Как вы думаете, в чём был истинный смысл поисков? Нашли ли они что искали?

Вывод: Золото, которое добывается трудом не самоценно, оно словно «высвечивает» в человеке дурное и хорошее, что есть в нем самом.

- Я считаю, что Федюньке Огневушка открыла золото, потому что он не был жадным.

-Ещё он был добрым и верил в чудеса.

-Он ни на кого не злился.

-Федюнька не боялся работы.

Вывод: Огневушка открыла золото Федюньке потому, что он был хорошим человеком. Он прошел испытания и показал, что самое ценное в жизни для него не золото, а вера в доброе, надежда на лучшее и верная дружба.

7. Итог урока.

Ребята, вы хорошо работали . Мы ответили на вопрос нашего урока?

Прекрасно.

-А как вы думаете, пригодятся ли эти знания нам в жизни?

-Для чего?

А вы хотели бы иметь такого друга как Федюнька?

- Почему?

Вы хотите , чтобы рядом с вами были хорошие люди?

- А какими должны быть вы? (притча о волках)

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.



8. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание.

  1. Белая карточка – обычное задание. Перескажи сказ.

  2. Желтая карточка- повышенной трудности. Перескажите сказ от имени Федюньки.

  3. Красная карточка- творческое задание. Написать письмо Федюньке.