СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по сольфеджио в 5 классе по теме "Изучение обращений доминантсептаккорда"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок по предмету сольфеджио для  учащихся  5 класса ДПОП «Фортепиано».                                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по сольфеджио в 5 классе по теме "Изучение обращений доминантсептаккорда"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области РФ






Методическая разработка

урока

по сольфеджио.



«Изучение обращений Д7»









Подготовила:

Погонина И.С.

преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин

1 квалификационной категории











План – конспект

открытого урока по сольфеджио преподавателя Погониной Ирины Сергеевны

Дата проведения: 14.04.2019 г.

Урок проводится с группой учащихся 5 класса фортепиано музыкального отделения. На занятии присутствовало 7 детей: Возраст 11- 12 лет.

Тема урока: «Изучение обращений Д7».

Место учебного занятия в дополнительной образовательной программе: Программа по учебному предмету Сольфеджио, раздел «Септаккорды», пятый год обучения.

Степень сложности: Средняя, доступная для данной группы.

Цель: Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Формировать первичные навыки для построения обращений Д7 в ладу.

Научить исполнять голосом интонацию чистой квинты.

Научить отличать чистую квинту по тоновой величине. 2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес.

Развивать мелодический и гармонический слух и музыкальную память. Развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об Д7, Д65, Д43,Д2, умение их анализировать.

Развивать музыкальный вкус на основе традиций лучших образов русской и западноевропейской музыки 3.Воспитательные: Воспитывать музыкально-художественный вкус. Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.

Форма учебного занятия – урок. Тип урока - комбинированное занятие. Обоснованность выбора: выбран комбинированный тип урока, т. к. задачи, поставленные на уроке, невозможно выполнить в рамках одного урока. Работа над септаккордами не теряет своей актуальности в течение всего срока обучения детей. Форма организации работы – групповая.

Методы обучения

Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (показ, исполнение педагогом) Практический (пение упражнений, игра на инструменте) Игровой

Применение педагогических технологий :

1. Информационно-коммуникационные технологии

Использование презентации при объяснении нового материала Использование мультимедийных материалов при объяснении нового материала.

2. Технология проблемного обучения. Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое септаккорд?», «Сколько звуков в септаккорде?», «Из каких интервалов состоит септаккорд?», «Что такое обращение аккордов?» . Ученики включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.

3.Технология личностно - ориентированного обучения. На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку). Отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества. 4.Технология индивидуализации и дифференциации. Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО); метод эмоционально – волевого воздействия (оперирование образами сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его). 5. Технология формирования мотивации или игровая технология. Включение в учебный процесс игровых элементов – «Угадайте!», «Музыкальная игра» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышает мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация . 6.Здоровьесберегающая технология. На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс элементов ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально – эмоциональной терапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

Материально – техническое оснащение занятия

Занятие проходит в аудитории размером 45 кв. метров, 3 окна, хорошая освещенность. Мебель: 7 парт, 14 стульев, письменный стол, маркерная доска. Фортепиано, ноутбук, проектор.

Аудио записи; прелюдия №20 (c-moll) Ф.Шопена

«Попутная песня» М.Глинка

«До свиданья, Москва» А.Пахмутова

Ксерокопированный нотный материал для каждого учащегося:

прелюдия №20 Ф. Шопен

«Попутная песня» М.Глинка

«До свиданья, Москва» А.Пахмутова

Дидактическая игра «Интервально-аккордовое лото» (карточки).

Тесты «Найди ошибки»

Учебники сольфеджио. Канцелярские принадлежности.

Структура учебного занятия

Продолжительность занятия – 60 минут.

1.Вводная, организационная часть – 10 мин. Приветствие. Разминка. Вокально-интонационные упражнения. 2. Основная часть - 46 мин.

Знакомство с новым материалом

Выполнение практических заданий для закрепления теоретических понятий

Устный диктант

Проверка домашнего задания:

Слуховой анализ.

3.Заключительная часть – 4 минуты. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Ход урока



Разделы урока

Задание

Материал

Обучающий метод

На что направлен

Форма участия

время

1

Приветствие


Распевка «Здравствуйте, ребята»

Упражнение

Повторение
Формирование и закрепление ОУУН

Коллективно-
индивидуаль-ная

1

2

РазминкаПовторение


Повторение правил о количестве знаков в пройденных тональностях, строении простых интервалов, главных трезвучий и их обращений

Карточки с вопросами

Карточки с аккордами




Проблемный,
игровой, обобщающий Игра «Слабое звено»





повторение

терминологии,
мониторинг начального уровня ОУУН

Коллективно-
индивидуаль-ная

3

3

Вокально-интонационные упражнения

1. Пение гамм Es-dur и c-moll (3 вида) – (каждый учащийся пропевает один интервал по выбору). Все вместе поют кадансовые обороты разными способами:

· верхний голос – учащиеся, остальные играет педагог (таким же образом пропевают все голоса)

· трехголосие

2.

· от ре ↑↓ учащимся предлагается пропеть все интервалы (не по порядку) с последующим возвращением на ноту «ре»

· наоборот: педагог исполняет от ре ↑↓ интервалы, дети пропевают их с названием нот.


Упражнение

Повторение
Формирование и закрепление ОУУН

Коллективно-

индивидуаль-ная

6

4

Объяснение новой темы: обращение Д7

Знакомство с теоретическими понятиями       Построение в письменном виде аккордов в a-moll (гарм)

·   Пение построенных аккордов в С-dur  и  a-moll (г)

Презентация

Проблемный, словесный, игровой

Формирование и закрепление смысловых связей

Коллективная, индивидуаль-ная

10












5


Выполнение практических заданий для закрепления теоретических понятий

Дидактическая игра «Интервально-аккордовая лото»

- слуховой тест с одним ложным элементом н/р Т53 Т6 Д43 Т53 S64 Д6 Д65 Т53 в ладу

-от разных нот: Б53 М 64 t 53 Б6 М6

-в ладу: б3 М6 45 б6 М3 45 письменный тест с несколькими ошибками (учащимся предлагается найти ошибки в G-dur и e-moll (г) в построенных обращениях Д7)



Письменные задания

Работа с интервальными аккордовыми карточками. Учащиеся выкладывают из карточек аккорды – а) перечисленные б) исполненные на инструменте в разложенном виде

в) пропетые на нейтральный слог и с названием нот тестовые бланки «Найди ошибки» (дифференцированные задания различной сложной сложности)

на доске

Эвристи-ческий, проблемный



Игровой

Формирование и закрепление смысловых связей;
Применение знаний в новых условиях;

Коллективно-индивидуальная

12

6.

Устный диктант «Минутка»

Учащиеся после трехкратного прослушивания пропевают мелодию и определяют какой из обращений Д7 был использован)

Упражнение

Проблемный



Формирование и закрепление смысловых связей;

Применение знаний в новых условиях

Коллективно-индивидуальная

7

7

Мониторинг сформиро-ванности, ЗУН.
Проверка домашнего задания:


1.Коллективный анализ ошибок в письменной работе

2.Пение №630

3.Конкурс на лучшее сочинение песенки на заданный ритм



На диагностику обученности

Коллективная, индивидуальная

10

8

Слуховой анализ

Прослушивание произведений Ф.Шопен  прелюдия №20, М. Глинка «Попутная песня»

1.Краткая историческая справка о композиторах и истории создания произведений

2.Акцентирование внимания на выделенные участки нотного текста с определением аккордов.

3.Слушание


Аудио записи


На диагностику обученности


7

9

Домашнее задание


1.Выучить новое правило, повторить знаки в тональностях

2.Письменно построить, играть и петь Д7 с обращениями в F, d, G, e.

3.Сочинить мелодию в D-dur ¾ 8тактов используя обращения Д7

4.Петь № 631,634



Воспитание самостоятельности

Коллективная, индивидуальная

2

10

Оценка достижений урока


что было новым, интересным, что понравилось, что не получилось

 

 



2






















Выводы и рекомендации:

Урок прошел в хорошем рабочем темпе. Все учащиеся активно отвечали при опросе и выполнении заданий. На уроке было продемонстрировано много практических приемов, нацеленных на усвоение основной темы урока и закрепление пройденных. Использовались различные методические приемы повышения интереса к учебному материалу и предмету сольфеджио. Было отмечено, что для каждого учащегося дифференцированно подбирались задания. Все на уроке старались и были собраны, внимательны. Урок прошел в спокойной доброжелательной атмосфере. Цель и поставленные на уроке задачи были выполнены.



Список литературы

1.Калмыков. Фридкин. Сольфеджио, одноголосие I часть

2. Калмыков. Фридкин. Сольфеджио, двухголосие II часть

3.Давыдова. Сольфеджио для 5 классов ДШИ.

4. Лернер. Элементарное музицирование на уроках сольфеджио.

5. .Калинина. Рабочая тетрадь по сольфеджио для 5-6 класса

6. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио.

7. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Сольфеджио 5 класс.

8. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Музыкальные диктанты. 3 изд

9.Н.В.Панова Конспекты по элементарной теории музыки