Класс: 4
Учебный модуль «Основы светской этики».
Тема: «Дружба»
Цели:
Личностные:
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные:
Формирование понятий «друг», «дружба»; осознание ценности человеческой жизни.
Задачи:
На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы и виды деятельности:
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, групповая деятельность, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
План урока:
Организационный момент. 2 мин.
Создание проблемной ситуации. 5 мин.
Беседа по содержанию. 10 мин.
Групповая деятельность. 7 мин.
Физпауза. 3 мин.
Основные понятия. 12 мин.
Рефлексия. 5 мин.
Дом. Задание. 1 мин.
Организационный момент.
Прослушивание песни «Настоящий друг» ( музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся — и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь –
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий, верный друг!
Создание проблемной ситуации.
Учитель зачитывает рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о дружбе)
3. Беседа по содержанию.
- Какое настроение вы испытали, слушая произведение?
- В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?
- А когда настроение стало солнечным, светлым?
- Назовите героев рассказа.
- Кто из героев вам понравился? Почему?
- Кто не понравился? Почему?
Подберите пословицы, которые можно соотнести с содержанием рассказа.
( Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Друзья познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
- Обоснуйте свой выбор.
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.
Легенда.
К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:
- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?
Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.
- Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить?
Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.
А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Групповая деятельность.
Вспомните слова с корнем друж- (дружить, дружок, дружелюбие,…)
Продолжите предложения:
«Дружба – это…..»
«Друг – это тот….»
Формулируется вывод, к которому приходят дети.
А по толковому словарю Ожегова:
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Физпауза.
Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
Основные понятия.
Работа по иллюстрации в учебнике на с. 32.
Чтение текста. С. 32-33
Игра «Найди вторую половинку»
Друга ищи, …(а найдешь, береги)
Старый друг -… (лучше новых двух)
Один за всех,…(а все –за одного)
Доброе братство -… (лучше богатства)
Рефлексия.
- Ребята, у кого есть настоящий друг, друг, которому можно доверять?
- Кто в нашем классе может быть настоящим другом?
- Могут ли взрослые (родители, учителя) быть вашими друзьями?
-Улыбнитесь друг другу.
Закончи фразы:
«Своей работой на уроке я… доволен
не совсем доволен
не доволен, потому что..»
«Сегодня на уроке…. было интересно
было трудно..
больше всего понравилось….
8. Домашнее задание.
Сформулируйте законы дружбы.
Источники:
Учебно –методическое пособие: Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе. Автор – составитель С. С. Пичугин. –Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012.
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики». Изд-во «Просвещение», 2010.
www.festival.1september.ru
Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.
7