СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по светской этике "Дружба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по светской этике "Дружба"»


Класс: 4

Учебный модуль «Основы светской этики».

Тема: «Дружба»

Цели:

Личностные:

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные:

Формирование понятий «друг», «дружба»; осознание ценности человеческой жизни.

Задачи:

На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы и виды деятельности:

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, групповая деятельность, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

План урока:

  1. Организационный момент. 2 мин.

  2. Создание проблемной ситуации. 5 мин.

  3. Беседа по содержанию. 10 мин.

  4. Групповая деятельность. 7 мин.

  5. Физпауза. 3 мин.

  6. Основные понятия. 12 мин.

  7. Рефлексия. 5 мин.

  8. Дом. Задание. 1 мин.

  1. Организационный момент.

Прослушивание песни «Настоящий друг» ( музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Вот что значит настоящий, верный друг!

Мы поссоримся — и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придёт на помощь –

Вот что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту —

Вот что значит настоящий, верный друг!

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель зачитывает рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о дружбе)

3. Беседа по содержанию.

- Какое настроение вы испытали, слушая произведение?

- В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?

- А когда настроение стало солнечным, светлым?

- Назовите героев рассказа.

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Кто не понравился? Почему?

Подберите пословицы, которые можно соотнести с содержанием рассказа.

( Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Друзья познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

- Обоснуйте свой выбор.

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.

Легенда.

К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?

Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.

- Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить?

Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.

А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  1. Групповая деятельность.

Вспомните слова с корнем друж- (дружить, дружок, дружелюбие,…)

Продолжите предложения:

«Дружба – это…..»

«Друг – это тот….»

Формулируется вывод, к которому приходят дети.

А по толковому словарю Ожегова:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  1. Физпауза.

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

  1. Основные понятия.

Работа по иллюстрации в учебнике на с. 32.

Чтение текста. С. 32-33

Игра «Найди вторую половинку»

Друга ищи, …(а найдешь, береги)

Старый друг -… (лучше новых двух)

Один за всех,…(а все –за одного)

Доброе братство -… (лучше богатства)


  1. Рефлексия.

- Ребята, у кого есть настоящий друг, друг, которому можно доверять?

- Кто в нашем классе может быть настоящим другом?

- Могут ли взрослые (родители, учителя) быть вашими друзьями?

-Улыбнитесь друг другу.

Закончи фразы:

«Своей работой на уроке я… доволен

не совсем доволен

не доволен, потому что..»

«Сегодня на уроке…. было интересно

было трудно..

больше всего понравилось….

8. Домашнее задание.

Сформулируйте законы дружбы.





Источники:

  1. Учебно –методическое пособие: Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе. Автор – составитель С. С. Пичугин. –Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012.

  2. Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики». Изд-во «Просвещение», 2010.

  3. www.festival.1september.ru

  4. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.








7