Разработка урока по технологии 8 класс.
Раздел: Семейная экономика. Деловая игра.
-Сегодня у нас не обычное занятие, а занятие – деловая игра, где мы потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем провести некоторые расчеты, представим себя хозяйками, хранительницами домашнего очага.
Для работы нам надо разделиться на семьи. (Количество семей зависит от количества обучающихся. Каждая семья придумывает себе фамилию).
-Ваша задача — вспомнить все, что вы знаете по теме семейная экономика. И тем самым заработать как можно больше денег в бюджет своей семьи. На протяжении всего занятия вам будут заданы вопросы по экономике, а вот стоимость его зависит от сложности. При неверном ответе из бюджета будет вычтена сумма равная цене вопроса. При верном ответе вы получаете прибавку в свой семейный бюджет.
Каждая семья получает на свой счет 50 000 руб. Уменьшится эта сумма или увеличится зависит от вас.
Для разминки, Вопросы для разминки команд
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
5.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
6.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибор в транспортное средство. (Емеля)
7.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
8.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
Скажите, как называется БЮДЖЕТ -Очень хорошо.
Тогда, кто ответит, — Мы говорили, что бюджет состоит из доходов и расходов. Так
— Итак, бюджет, в нашем случае семьи, состоит из доходов и расходов. Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую – расходы.
-Как вы думаете, в каком положении должны быть весы, чтобы семья жила в достатке и все семейные нужды были исполнены?
(в равновесии или лучше, чтобы доход был больше расходов).
Вам предлагается список. Ваша задача – разделить этот список на 2 группы — доходы и расходы.
Зарплата, коммунальные услуги, пенсия, пособие, счет за электроэнергию, стипендия, плата за телефон, плата за д/с, поход в театр, покупка одежды, транспортные расходы, расходы на питание, подработка в такси водителем.
Поговорим о расходах. Заполните таблицу, вписав в графы следующие расходы:
Коммунальные услуги
Транспорт
Культурные потребности
Хозяйственно –бытовые товары
Товары длительного пользования
(Молоко, мыло, билет на автобус, кастрюля, книга, билет в цирк, картофель, зубная паста, квартплата, мебель, холодильник, плата за отопление, поход в театр.)
Блиц – вопросы.
Семья, первая ответившая на вопрос, получает в свой бюджет по 1 000 рублей.
1.Посчитайте, чему равен доход семьи, если: папа получает зарплату 15 000 руб. в месяц, мама – 10 000 рублей в месяц, бабушкина пенсия составляет 8 000 рублей в месяц
( ОТВЕТ: 33 000 руб.)
2.Посчитайте, чему равны доходы и расходы семьи из 4 человек, если: Зарплата папы и мамы – 25 000 руб. Истратили на продукты — 11 000руб. Заплатили за квартиру, свет, газ – 4 000 руб. Пенсия бабушки – 8 000 руб. Ремонт холодильника – 1000 руб. Подарок сыну на день рождение – 2 000 руб. Очки бабушке -1000 руб. Интернет , телевидение – 1500 руб.
(ОТВЕТ: Доход: зарплата мамы и папы -25000, пенсия бабушки 8000 = 33000 расход- продукты- 11000, квартира, свет, газ -4000, ремонт холодильника-1000, подарок -2000, очки -1000, интернет -1500= 20 500) сколько осталось денег?(12 500)
3.Посчитайте что выгоднее.
Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг., а мешок сахара (50кг.) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком). Сколько составит экономия?
( ОТВЕТ : – если покупать в розницу, то цена за 50 кг. составит 1800 руб., если сразу оптом, то 1600.экономия составит 200 руб.) (ответ: 4,69)
Молодая семья откладывает каждый месяц по 2000руб. на покупку холодильника. Через сколько времени семья может купить его, если холодильник стоит 20 000 руб.?
( ответ: 20 000:2 000=10 мес.)
Решим практическую задачу.
Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 млн рублей каждый. Ваня Иванов положил деньги в банк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 30% годовых. Маша Смирнова купила телевизор, компьютер, пылесос и другую бытовую технику. А Света Сидорова зашила свои деньги в подушку. Годовой темп инфляции составил 20%. При этом бытовая техника подорожала за год в 2 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами?
Решение. Наименее удачно распорядилась своими деньгами Света, зашив их в подушку. В условиях высоких темпов инфляции хранение денег в наличной форме — наиболее невыгодное дело. За прошедший год они существенно обесценились. Ваня Иванов тоже не слишком удачно вложил свои деньги. Несмотря на их прирост, он сможет купить на эти деньги меньше товаров и услуг, чем год назад на миллион рублей, так как темп инфляции превысил номинальную ставку процента. Пете удалось не только сохранить, но и приумножить реальную стоимость, т. е. покупательную способность, своих денег. Маша Смирнова, пожалуй, наиболее удачно распорядилась своими деньгами. Тем более если приобретенная ей техника была ей необходима. Цена на бытовую технику выросла за год в 2 раза. Это значит, что, если бы даже Маше удалось полностью сохранить стоимость денег, положив их под 20% годовых, она все равно не смогла бы через год купить эти товары.