СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Функциональные разновидности языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядность на уроках русского языка в средней школе способствует формированию чётких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Функциональные разновидности языка"»

Десятое октября Классная работа Переписать , вставить пропущенные буквы Л..ства , л..нивый , скр..петь , прод..вец , п..тёрка , л..шадка , ст..рик , сн..жок , м..стерская , в..зать , в..дро , б..лезнь , пом..риться , тр..ва , л..сичка , л..сник , пл..сать , покр..снеть , г..ревать

Десятое октября

Классная работа

Переписать , вставить пропущенные буквы

Л..ства , л..нивый , скр..петь , прод..вец , п..тёрка , л..шадка , ст..рик , сн..жок , м..стерская , в..зать , в..дро , б..лезнь , пом..риться , тр..ва , л..сичка , л..сник , пл..сать , покр..снеть , г..ревать

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка

Всегда, когда вы занимаетесь написанием текста или ведете диалог с другими людьми, вы выбираете тот стиль речи, который вам наиболее подходит. Стоит рассмотреть более подробно, какие стили текста существуют и какие особенности они имеют.

Всегда, когда вы занимаетесь написанием текста или ведете диалог с другими людьми, вы выбираете тот стиль речи, который вам наиболее подходит. Стоит рассмотреть более подробно, какие стили текста существуют и какие особенности они имеют.

Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?

Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?

Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.

Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – это палочка с заострённым концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное.

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – это палочка с заострённым концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное.

Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать ещё лучше.  

Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать ещё лучше.  

Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. СТИЛИ РЕЧИ 5 стилей  разговорный  к н и ж н ы е  разговорный В быту научный В науке и технике художественный Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям Эмоциональная окраска Научная лекция, доклад, статья, учебник публицистический В художественной литературе В общественной жизни Научно-популярная лексика, термины Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня официально-деловой Речь, выступление, газетные статьи Худ-ные образы, эмоционально-оценочная В официально-служебных отношениях Краткая, лаконичная, общественно-политическая Законы, договоры, документы, постановления, объявления Клише, шаблоны, бланк

Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог.

СТИЛИ РЕЧИ

5 стилей

разговорный

к н и ж н ы е

разговорный

В быту

научный

В науке и технике

художественный

Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям

Эмоциональная окраска

Научная лекция, доклад, статья, учебник

публицистический

В художественной

литературе

В общественной жизни

Научно-популярная лексика, термины

Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня

официально-деловой

Речь, выступление, газетные статьи

Худ-ные образы, эмоционально-оценочная

В официально-служебных отношениях

Краткая, лаконичная, общественно-политическая

Законы, договоры, документы, постановления, объявления

Клише, шаблоны, бланк

Жанры Функция Официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ, соглашение сторон, отчёт и др. Языковые черты Передача информации  Точность выражения мысли  Недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

Жанры

Функция

Официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ, соглашение сторон, отчёт и др.

Языковые черты

Передача информации

  • Точность выражения мысли
  • Недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.
Пример официально-делового стиля: Директору  МБУ «СШ №7» Иванову Ивану Ивановичу от заместителя директора  Сидоровой Светланы Сергеевны  заявление  Прошу перенести и предоставить мне ежегодный основной оплачиваемый отпуск  с 1 августа 2023 года в количестве 5 календарных дней на новый период  с 25 июля 2023 года. 20.07.2023 подпись

Пример официально-делового стиля:

Директору МБУ «СШ №7»

Иванову Ивану Ивановичу

от заместителя директора Сидоровой Светланы Сергеевны 

заявление

Прошу перенести и предоставить мне ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 1 августа 2023 года в количестве 5 календарных дней на новый период с 25 июля 2023 года.

20.07.2023

подпись

Жанры Функция Доклад, учебник, реферат, аннотация, лекция и др. Языковые черты Передача информации и доказательство её истинности  Точность выражения мысли  Недопустимость экспрессивных средств  Использование терминов

Жанры

Функция

Доклад, учебник, реферат, аннотация, лекция и др.

Языковые черты

Передача информации и доказательство её истинности

  • Точность выражения мысли
  • Недопустимость экспрессивных средств
  • Использование терминов
Жанры Функция газетные и журнальные статьи, статьи из интернета, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др. Языковые черты Информирование об актуальных событиях  социальная оценочность  отбор фактов  использование экспрессивных языковых средств

Жанры

Функция

газетные и журнальные статьи, статьи из интернета, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.

Языковые черты

Информирование об актуальных событиях

  • социальная оценочность
  • отбор фактов
  • использование экспрессивных языковых средств
С возрастом молодые люди всё более активно участвуют в политической жизни общества, ибо понимают, что от этого зависят условия их реальной жизнедеятельности, их будущее.

С возрастом молодые люди всё более активно участвуют в политической жизни общества, ибо понимают, что от этого зависят условия их реальной жизнедеятельности, их будущее.

Жанры Функция  неформальное общение  современный Интернет; Языковые черты общение (коммуникативная)  естественность  раскованность  эмоциональность   своя специфическая лексика  подстраивание под получателя информации.

Жанры

Функция

  • неформальное общение
  • современный Интернет;

Языковые черты

общение (коммуникативная)

  • естественность
  • раскованность
  • эмоциональность
  •   своя специфическая лексика
  • подстраивание под получателя информации.
– Ну, ты, наверное, от страха со всех ног бросилась наутёк. – Наоборот. Встала и стою как столб. Боюсь пошевелиться.

Ну, ты, наверное, от страха со всех ног бросилась наутёк.

Наоборот. Встала и стою как столб. Боюсь пошевелиться.

Жанры Функция  стихотворение  поэма  очерк  рассказ  роман и др. Языковые черты эмоциональное воздействие на читателя с помощью образа  использование средств других стилей и нелитературных элементов (диалектизмов, просторечий, жаргонизмов);  широкое использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, поэтического синтаксиса);  стиль писателя.

Жанры

Функция

  • стихотворение
  • поэма
  • очерк
  • рассказ
  • роман и др.

Языковые черты

эмоциональное воздействие на читателя с помощью образа

  • использование средств других стилей и нелитературных элементов (диалектизмов, просторечий, жаргонизмов);
  • широкое использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, поэтического синтаксиса);
  • стиль писателя.
Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

Катя помолчала и опять спросила: Оля, а кто такой Тимур? Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории. Оля, а кто такой Тимур? Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории. Тимур (Тамерлан), гг жизни 1336 — 1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран

Катя помолчала и опять спросила:

  • Оля, а кто такой Тимур? Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.
  • Оля, а кто такой Тимур?
  • Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.

Тимур (Тамерлан), гг жизни 1336 — 1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран

Юные друзья! Вы являетесь наследниками культуры.  Вам продолжать дело старшего поколения. Будьте достойными преемниками их. Изучайте культуру родного края, собирайте материалы о писателях, художниках, композиторах и других деятелях культуры, которые живут или родились в нашем краю.  Счастливых дорог и новых открытий вам, юные исследователи. . Рекомендация  Администрация ОШ № 6 рекомендует Дмитриева Александра Олеговича, окончившего 7 июня 201.. года общеоразовательную школу, для внеконкурсного зачисления в среднее специальное учебное заведение.  Это право Дмитриев А.О. Заслужил своим добросовестным отношением к учёбе, трудолюбием и личной дисциплинорованностью.  08. 06. 201.. г.  Директор школы Н.А. Серова

Юные друзья! Вы являетесь наследниками культуры.

Вам продолжать дело старшего поколения. Будьте достойными преемниками их. Изучайте культуру родного края, собирайте материалы о писателях, художниках, композиторах и других деятелях культуры, которые живут или родились в нашем краю.

Счастливых дорог и новых открытий вам, юные исследователи.

. Рекомендация

Администрация ОШ № 6 рекомендует Дмитриева Александра Олеговича, окончившего 7 июня 201.. года общеоразовательную школу, для внеконкурсного зачисления в среднее специальное учебное заведение.

Это право Дмитриев А.О. Заслужил своим добросовестным отношением к учёбе, трудолюбием и личной дисциплинорованностью.

08. 06. 201.. г. Директор школы Н.А. Серова

Домашнее задание Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки. Больше думай, _____________ говори. Век долог, да час ____________ . Горькая правда лучше ____________лжи. Добро помни, а зло ___________ . Дождик вымочит, а красное солнышко________________ . Новых друзей наживай, а ________________не теряй.

Домашнее задание

  • Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

Больше думай, _____________ говори. Век долог, да час ____________ . Горькая правда лучше ____________лжи. Добро помни, а зло ___________ . Дождик вымочит, а красное солнышко________________ . Новых друзей наживай, а ________________не теряй.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!