СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Правописание падежных безударных окончаний имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Правописание падежных безударных окончаний имен существительных" в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Правописание падежных безударных окончаний имен существительных"»



Технологическая карта урока

ФИО

Аржанова Ирина Алексеевна

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тип урока

Урок комбинированный

Тема

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах

Цель

выработка умений самостоятельно применять написание безударных падежных окончаний имен существительных

Задачи:

  • развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

  • учить сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания –е, -и;

  • учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания имен существительных.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

  • Выбирать нужный способ проверки при написании окончания;

  • Обосновывать написание безударного падежного окончания;

  • Находить и исправлять ошибки при написании безударного падежного окончания.

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • Применять установленные правила в планировании способа решения;

  • Проводить самооценку, взаимооценку;

  • Вносить коррективы в действия после проверки;

  • Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

  • Понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию

Межпредметные связи

Окружающий мир

Литературное чтение

Ресурсы урока

Основные: УМК учебник Канакина В.П.

Дополнительные: презентация, карточки, елочка, шары.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация познавательной деятельности (минутка вхождения в урок). – 1 мин

Долгожданный дан звонок (1 слайд)
Начинается урок.
Приходи старание

к нам без опоздания.

- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.

- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас всё получится.


Приветствуют учителей

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

(2 слайд)

1.Я говорю определение, а вы название падеж, о котором идёт речь:

Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)

Какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п)

Кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п)

Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)

Предлогам «перед», «под» и «над» в любой момент я буду рад; (Т.п)

Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п)

2.Перед вами картина. Какое время года изображено на ней?

( 2 слайд)

Вспомним, что такое имя существительное, дадим ему характеристику.










































Откройте тетради, запишите дату.

Просклоняйте слово «Зима», выделите окончание.


Работа на доске. (1 человек), остальные в тетради.





Посмотрите на картину и составьте предложение с именем существительным в единственном числе с предлогом. Запишите данное предложение в тетрадь.

Определите падеж и склонение имени существительного



Отвечают на вопросы.


Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя











Отвечают: зима


Дети выкладывают магнитные карточки на доске по очереди и характеризуют существительное зима





Имя сущ



Часть речи рречи




предмет




Кто?

Что?




Одуш


неодуш




собств

нариц



род




муж

ср

жен





склонение




1 скл

2 скл

3 скл






падеж



П.п.


И.п.



Р.п

Т.П.


Д.п.

В.п.


И.п. – зима

Р.п.- зимы

Д.п. – зиме

В.п. – зима

Т.п. – зимой

П.п. – о зиме



Составляют предложение по картине, записывают в тетрадь. Определяют падеж и склонение имени существительного.

Проверка (устно)

2.Распределите слова по группам (склонениям)

(3слайд)

(4слайд) - самопроверка

м…тель, сне…, п…льто, изм…розь, п…года, в…юга, солнце


Повторяют алгоритм определения склонения, распределяют слова

(самопроверка)


Локализация индивидуальных затруднений

Прочитайте слова. Какой звук слышится в окончании имён существительных?

( 5 слайд) (6 слайд)

- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Нет)

- Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? (Склонение и падеж имён существительных). Выполните задание в тетради.

1 ученик у доски. (7 слайд) Вспоминаем 2 способа

- Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.

(8 слайд)


- Какие задачи вы поставите перед собой?



Самостоятельная работа. 1 ученик у доски.

Без книг…, по дорог…, в тетрад…










Формулируют тему и цель урока.

- Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.



Научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.


Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Работа по карточкам.

(9слайд)

Вставь окончания и выдели их. Определи склонение и падеж.

О мякот…(и), по пустын…(е), на пароход…(е), от радост…(и), из берлог…(и), к побед…(е), для библиотек…(и), на горизонт…(е), об осен…(и), по горст…(и), о мыш…(и), о капел…(и).



Выполняют упражнение на карточках.

Самопроверка. За правильное задание – 3 б.



(9 слайд)

- Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.

Я буду называть имена существительные.

Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, вы делаете повороты;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то топаете.

Слова для физкультминутки: Зима (1),  вьюга(1), мороз(2), снег(2),  метель(3),  солнце(2), буран(2),  печь(3),  горка(1).

Звучит музыка.


Физминутка

Хлопаем, хлопаем, поворот, поворот, топаем, поворот, поворот, топаем, хлопаем.

Реализация построенного проекта

Организует самостоятельную деятельность учащихся. Во время зимней вьюги все слова смешались. Надо распределить их на 3 группы и прикрепить на пьедестал. Вместе наводить порядок веселее. Работаете в группе.

Вспомним правила работы в группе. (Работаем дружно, выслушиваем мнение каждого ученика)

(10слайд)


Снежинка, ветер, облако, глушь, ель, дядя


1

2


3


Обобщение затруднений во внешней речи

1 способ

  1. Определить падеж

  2. Определить склонение

  3. Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже

2 способ

Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже

Объясняют правило вставки окончания.

Алгоритм:

1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.

2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.

3. Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.

4. Проверяю, обозначаю орфограмму графически.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Работа с учебником.

Организует самостоятельную работу учащихся. Предлагает выбрать уровень задания.

Работу проверяю на уроке.


Разноуровневая самостоятельная работа

Базовый уровень – упр. 241

Повышенный уровень – упр. 244

Итог

- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

  • - Какая задача останется на следующие уроки?

  • Отработать навык определять склонение и падеж имён существительных.

  • Отработать умение правильно писать падежное окончание имён существительных.

  • Отработать навык определять склонение и падеж имён существительных во множественном числе.


Рефлексия деятельности на уроке

(11 слайд)

-Ребята, закончите фразы




Приближается Новый год. Эта лесная красавица пришла к нам сегодня в гости Давайте украсим нашу ёлочку.

--Возьмите красный шарик, если считаете, что вы очень хорошо научились определять безударные падежные окончания имен существительных.

-Возьмите желтый шарик, если считаете, что работали на уроке хорошо, но иногда нуждались в помощи.

-Возьмите зеленый шарик те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи. И приклейте на елочку.

-Ребята, спасибо вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали.

(12 слайд)


Мне понравилось…

Мне было легко…

Мне было трудно…


Дети клеят шары на елку.












Выставляют отметки

Домашнее задание

Базовый уровень – упр.245

Повышенный уровень – упр.246