План открытого урока по теме:
«Роль птиц в экосистемах,
их значение для человека.
Охрана птиц»

Подготовил
учитель биологии
Казмирук В. В.
Тема урока. Роль птиц в экосистемах, их значение для человека. Охрана птиц.
Цели и задачи. Расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть их роль в природе и значение в жизни человека; познакомить с методами охраны птиц; условиями для их искусственного разведения;
продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам; формировать понимание целостности природы.
Методы «Ранжирование высказываний», беседа, поисковый,
Оборудование. Компьютер, проектор, экран, подготовленная учителем презентация к уроку с фотографиями птиц, тестом, текстами из Красной книги и учебных пособий,
Основные понятия и термины. Экологические группы, биоценоз, искусственный отбор, порода, птицеводство, охрана птиц.
Ход урока
Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика.
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.
Учитель.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Птицы - самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Они украшают естественные и искусственные ландшафты, придавая им неповторимое разнообразие. В отличие от других представителей животного мира, птицам присуща высокая мобильность и некоторые уникальные возможности. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, относящихся к 40 отрядам. Наиболее богата орнитофауна лесов: смешанных, тропических, экваториальных, меньше -- в лесостепях, еще меньше - в степях, полупустынях, мало в пустынях и высоко в горах, но тем не менее они везде встречаются и дороги нам тем, что являются частью природы. А природа - это гениальный конструктор, инженер, великий зодчий, непревзойденный метеоролог. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. В течение этого времени они развивались, разнообразились и приспосабливались к изменениям окружающей среды. В результате естественного отбора безжалостно отвергалось все, что не могло приспособиться к условиям существования и закреплялось то, что позволило выжить. Так произошло со многими существами, в том числе и с птицами.
«Ранжирование высказываний»
Необходимо предложенные высказывания разделить на группы: «согласен», «согласен, но», «не согласен», «не согласен, но». При проверке учащиеся аргументируют свой ответ.
Пуховые перья имеют бородки. (+, но…)
В воздушных мешках происходит газообмен. (-)
Пингвины имеют хорошо развитый киль. (+)
Птицы не имеют мочевого пузыря. (+, но…)
Птицы имеют хорошо развитые железы. (-, но…)
Птицы поддерживают постоянную температуру тела потому, что у них хорошо развит перьевой покров. (+, но…)
По форме клюва у птиц можно судить о характере их питания. (+)
Голуби, воробьи, ласточки, попугаи являются выводковыми птицами. (-)
Птицы вскармливают малышей «птичьим молоком». (+, но…)
Развитие у птиц прямое, т.к. зародыш хорошо защищен. (-, но…)
Учитель.
На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, познакомились с разнообразием птиц. У нас образовались творческие группы, которые готовили проектные работы по теме «Разнообразие птиц» Им предоставляем слово. (Презентация работы групп по темам: «Надотряд Бескилевые», «Надотряд Пингвины», «Надотряд Килегрудые».
Мотивация учебной деятельности.
Давайте решим экологические задачи (задание по вариантам)
1. Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?
Ответ : 400 х 34 х 33 х 2 = 897600 насекомых.
2. Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя составляет 3,2 г. Какую массу желудей переносит сойка за один полет? Сколько полетов должна совершить сойка, чтобы создать зимний запас желудей? Как сойке удается переносить желуди?
Ответ: 3,2 х 6 = 19,2 г 4000: 19,2 = 208 ( полетов)
Сойка переносит желуди в подъязычном мешке. Желуди она прячет в кладовых под кочками, мхом, подстилкой из листьев.
3. В течение одного часа самка мухоловки – пеструшки прилетает к гнезду с кормом 26 раз. За это время она преодолевает расстояние 2,5 км. Добывает корм птенцам мухоловка-пеструшка по 18 часов в сутки.
Период выкармливания птенцов составляет 18 дней. Какое расстояние преодолевает мухоловка-пеструшка за сутки в период кормления птенцов? Сколько километров налетает мухоловка-пеструшка за весь период выкармливания птенцов?
Ответ : 2,5 х 18 = 45 км 45 х 18 = 810 км
Проверка выполнения задания.
Беседа.
О чем свидетельствуют эти факты?
Почему это важно для человека и природы?
Запись темы урока. Формулировка цели.
Изучение нового материала.
Учитель.
Птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе.
Работа по вариантам
Ограничивает рост растений.
Опыление цветковых растений. Опыляют тропические цветы (колибри и нектарницы).
Распространение семян. Распространяют семена рябины, бузины, брусники, черёмухи, черники и многих других растений.
Цепи питания. Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.
Поедая падаль, являются санитарами природы (сип, гриф);
Вывод: птицы необходимы в природе для поддержания баланса.
2) Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.
Промысловые и домашние птицы:
- мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.)
- пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).
Птичий помёт (гуано), содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением.
Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).
Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных. Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Необходимо охранять привлекать птиц на поля, в сады и огороды. Хищные птицы уничтожают мелких грызунов – вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи).
Эстетическое и научное значение.
Украшения.
Птичьи перья использовались для письма со времён Римской империи до середины 19 века.
После проверки на слайдах информация по данному вопросу.
Учитель.
Какие новые моменты вы отметили? Насколько они важны?
К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.
Давайте попробуем установить причины. «Мозговой штурм»
1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут, дрофа) – 30% видов. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях; при использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время дрофы взяты под охрану.
2. Безмерный промысел.
- Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.
-в начале 20 века среди модниц особым шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки, украшенные этими птичками; в XVII–XVIII веках модными были шляпы, украшенные перьями страусов. В результате миллионы птиц стали жертвами моды.
3. Уничтожение домашними животными. В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест.
4. Болезни, завезённые человеком. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.
5. Загрязнение окружающей среды.
В настоящее время в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уродства у потомства. Так, например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья.
Какие же существуют мероприятия для охраны и привлечения птиц?
(Учащимся выдаются листовки – шаблоны «Как помочь птицам?», фломастеры. Работа в парах.)
1. Не разорять гнёзд.
2. Не кричать в лесу.
3. Соблюдать правила отстрела.
4. Не брать яйца и птенцов из гнезда.
5. Устраивать кормушки. В зимнее время необходима подкормка птиц. Для синиц нужно прикреплять к веткам деревьев кусочки несолёного сала, регулярно насыпать в кормушки семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы.Кроме синиц на кормушки собираются воробьи, снегири, свиристели и другие птицы. Для них можно насыпать хлебные крошки, а также собранные осенью семена сорняков и плоды рябины.
6. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки, где поселяются скворцы, синицы, мухоловки, горихвостки, стрижи и другие птицы. Для птиц, делающих гнёзда в колючих кустарниках, вокруг садов и вдоль полей люди выращивают живые изгороди. Для хищников в местах распространения грызунов на полях ставят шесты с перекладиной на верху.
1) Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.
2) Красная Книга – список животных и растений, нуждающихся в охране.
Исчезающие виды – специальные меры для сохранения.
Уязвимые виды – численность резко сократилась.
Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины.
Неопределённые виды – нет точной информации о численности.
В 1974 году приказом по Министерству сельского хозяйства СССР была создана Красная Книга СССР, в числе редких видов в неё вошли 65 видов птиц.
Чёрная Книга – список исчезнувших видов животных и растений.
3) Заповедники.
Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!
Рефлексия.
Сегодня мы обобщили, углубили наши знания о птицах. Вы активно работали и готовы оценить значимость полученной информации. Дополните рисунок. В природе окраска птиц разнообразна и показательна. У нас всего три цвета. Желтый – информация важна и интересна, розовый – информация полезна, синий – полученная информация может быть расширена.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Выучить & . Составить кроссворд по теме «Мир птиц», подобрать пословицы о птицах. Подготовить дополнительный материал по теме «Птицеводство».