СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Роль птиц в экосистемах"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок по теме "Класс Птицы".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Роль птиц в экосистемах"»











План открытого урока по теме:

«Роль птиц в экосистемах,

их значение для человека.

Охрана птиц»







Подготовил

учитель биологии

Казмирук В. В.







Тема урока. Роль птиц в экосистемах, их значение для человека. Охрана птиц.

Цели и задачи. Расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть их роль в природе и значение в жизни человека; познакомить с методами охраны птиц; условиями для их искусственного разведения;

продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам; формировать понимание целостности природы.

Методы «Ранжирование высказываний», беседа, поисковый,

Оборудование. Компьютер, проектор, экран, подготовленная учителем презентация к уроку с фотографиями птиц, тестом, текстами из Красной книги и учебных пособий,

Основные понятия и термины. Экологические группы, биоценоз, искусственный отбор, порода, птицеводство, охрана птиц.

Ход урока

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика.

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.

Птицы - самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Они украшают естественные и искусственные ландшафты, придавая им неповторимое разнообразие. В отличие от других представителей животного мира, птицам присуща высокая мобильность и некоторые уникальные возможности. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, относящихся к 40 отрядам. Наиболее богата орнитофауна лесов: смешанных, тропических, экваториальных, меньше -- в лесостепях, еще меньше - в степях, полупустынях, мало в пустынях и высоко в горах, но тем не менее они везде встречаются и дороги нам тем, что являются частью природы. А природа - это гениальный конструктор, инженер, великий зодчий, непревзойденный метеоролог. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. В течение этого времени они развивались, разнообразились и приспосабливались к изменениям окружающей среды. В результате естественного отбора безжалостно отвергалось все, что не могло приспособиться к условиям существования и закреплялось то, что позволило выжить. Так произошло со многими существами, в том числе и с птицами.

«Ранжирование высказываний»

Необходимо предложенные высказывания разделить на группы: «согласен», «согласен, но», «не согласен», «не согласен, но». При проверке учащиеся аргументируют свой ответ.

  1. Пуховые перья имеют бородки. (+, но…)

  2. В воздушных мешках происходит газообмен. (-)

  3. Пингвины имеют хорошо развитый киль. (+)

  4. Птицы не имеют мочевого пузыря. (+, но…)

  5. Птицы имеют хорошо развитые железы. (-, но…)

  6. Птицы поддерживают постоянную температуру тела потому, что у них хорошо развит перьевой покров. (+, но…)

  7. По форме клюва у птиц можно судить о характере их питания. (+)

  8. Голуби, воробьи, ласточки, попугаи являются выводковыми птицами. (-)

  9. Птицы вскармливают малышей «птичьим молоком». (+, но…)

  10. Развитие у птиц прямое, т.к. зародыш хорошо защищен. (-, но…)



Учитель.

На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, познакомились с разнообразием птиц. У нас образовались творческие группы, которые готовили проектные работы по теме «Разнообразие птиц» Им предоставляем слово. (Презентация работы групп по темам: «Надотряд Бескилевые», «Надотряд Пингвины», «Надотряд Килегрудые».



  1. Мотивация учебной деятельности.

Давайте решим экологические задачи (задание по вариантам)

1. Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?

Ответ : 400 х 34 х 33 х 2 = 897600 насекомых.

2. Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя составляет 3,2 г. Какую массу желудей переносит сойка за один полет? Сколько полетов должна совершить сойка, чтобы создать зимний запас желудей? Как сойке удается переносить желуди?

Ответ: 3,2 х 6 = 19,2 г 4000: 19,2 = 208 ( полетов)

Сойка переносит желуди в подъязычном мешке. Желуди она прячет в кладовых под кочками, мхом, подстилкой из листьев.

3. В течение одного часа самка мухоловки – пеструшки прилетает к гнезду с кормом 26 раз. За это время она преодолевает расстояние 2,5 км. Добывает корм птенцам мухоловка-пеструшка по 18 часов в сутки.

Период выкармливания птенцов составляет 18 дней. Какое расстояние преодолевает мухоловка-пеструшка за сутки в период кормления птенцов? Сколько километров налетает мухоловка-пеструшка за весь период выкармливания птенцов?

Ответ : 2,5 х 18 = 45 км 45 х 18 = 810 км

Проверка выполнения задания.

Беседа.

  1. О чем свидетельствуют эти факты?

  2. Почему это важно для человека и природы?



Запись темы урока. Формулировка цели.



  1. Изучение нового материала.

Учитель.

Птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе.

Работа по вариантам

  • Ограничивает рост растений.

  • Опыление цветковых растений. Опыляют тропические цветы (колибри и нектарницы).

  • Распространение семян. Распространяют семена рябины, бузины, брусники, черёмухи, черники и многих других растений.

  • Цепи питания. Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.

  • Поедая падаль, являются санитарами природы (сип, гриф);

Вывод: птицы необходимы в природе для поддержания баланса.

2) Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.

  • Промысловые и домашние птицы:

  • - мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.)

  • - пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).

  • Птичий помёт (гуано), содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением.

  • Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).

  • Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных. Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Необходимо охранять привлекать птиц на поля, в сады и огороды. Хищные птицы уничтожают мелких грызунов – вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи).

  • Эстетическое и научное значение.

  • Украшения.

  • Птичьи перья использовались для письма со времён Римской империи до середины 19 века.

После проверки на слайдах информация по данному вопросу.

Учитель.

Какие новые моменты вы отметили? Насколько они важны?

К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.

Давайте попробуем установить причины. «Мозговой штурм»

1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут, дрофа) – 30% видов. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях; при использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время дрофы взяты под охрану.

2. Безмерный промысел.

- Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.

-в начале 20 века среди модниц особым шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки, украшенные этими птичками; в XVII–XVIII веках модными были шляпы, украшенные перьями страусов. В результате миллионы птиц стали жертвами моды.

3. Уничтожение домашними животными. В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест.

4. Болезни, завезённые человеком. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.

5. Загрязнение окружающей среды.

В настоящее время в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уродства у потомства. Так, например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья.

Какие же существуют мероприятия для охраны и привлечения птиц?

(Учащимся выдаются листовки – шаблоны «Как помочь птицам?», фломастеры. Работа в парах.)

1. Не разорять гнёзд.

2. Не кричать в лесу.

3. Соблюдать правила отстрела.

4. Не брать яйца и птенцов из гнезда.

5. Устраивать кормушки. В зимнее время необходима подкормка птиц. Для синиц нужно прикреплять к веткам деревьев кусочки несолёного сала, регулярно насыпать в кормушки семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы.Кроме синиц на кормушки собираются воробьи, снегири, свиристели и другие птицы. Для них можно насыпать хлебные крошки, а также собранные осенью семена сорняков и плоды рябины.

6. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки, где поселяются скворцы, синицы, мухоловки, горихвостки, стрижи и другие птицы. Для птиц, делающих гнёзда в колючих кустарниках, вокруг садов и вдоль полей люди выращивают живые изгороди. Для хищников в местах распространения грызунов на полях ставят шесты с перекладиной на верху.

1) Международные организации:

ГРИНПИС;

МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.

СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.

2) Красная Книга – список животных и растений, нуждающихся в охране.

Исчезающие виды – специальные меры для сохранения.

Уязвимые виды – численность резко сократилась.

Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины.

Неопределённые виды – нет точной информации о численности.

В 1974 году приказом по Министерству сельского хозяйства СССР была создана Красная Книга СССР, в числе редких видов в неё вошли 65 видов птиц.

Чёрная Книга – список исчезнувших видов животных и растений.

3) Заповедники.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

  1. Рефлексия.

Сегодня мы обобщили, углубили наши знания о птицах. Вы активно работали и готовы оценить значимость полученной информации. Дополните рисунок. В природе окраска птиц разнообразна и показательна. У нас всего три цвета. Желтый – информация важна и интересна, розовый – информация полезна, синий – полученная информация может быть расширена.



  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. Выучить & . Составить кроссворд по теме «Мир птиц», подобрать пословицы о птицах. Подготовить дополнительный материал по теме «Птицеводство».