8
ГОСУДАРСТЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

учителя истории
ГБОУ ЛНР СОШ №2
Горленко Сергея Анатольевича
Кировск 2018
Цель: формирование общих представлений учащихся о социально-экономическом развитии Российской империи в первой половине XIX века.
Задачи:
выяснить особенности территориальной, национальной, сословной структуры Российской империи;
подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России;
развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать исторические явления;
развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы, документами;
развивать интерес и уважение к историческому прошлому родной страны; формировать отрицательное отношение к крепостничеству.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карта «Российская империя в начале XIX века», атласы, таблица, раздаточный материал.
Структура урока:
1. Организационный момент………………………………………...2 мин.
2. Актуализация опорных знаний учащихся ………………………4 мин.
3. Целеполагание урока……………………………………………...2 мин.
4. Изучение нового материала……………………………………..30 мин.
Территориальная и национальная структура Российской империи.
Сословия в России
Экономическое развитие России
5. Закрепление новых знаний учащихся……………………………4 мин.
6. Итоги урока. Рефлексия деятельности…………………………...2 мин.
7. Домашнее задание………………………………….. ……………2 мин
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся
Данный урок первый в курсе «История России XIX века», поэтому
актуализируются знания учащихся по истории России, изученной в 8 классе. Вопросы для повторения: слайды №2 – 5 презентации.
Целеполагание урока
Целеполагание происходит после записи темы урока в тетрадь. На этом этапе используется интерактивный метод «Мозговая атака».
- Как вы думаете, какие вопросы мы должны с вами рассмотреть на уроке, чтобы тема, записанная на доске, была раскрыта, изучена как можно более полно?
Идеи учеников записываются учителем на интерактивную доску.
Изучение нового материала
I. Территориальная и национальная структура Российской империи
Слайд №6: с помощью карты вспомнить, как формировалась территория России к началу XIX века.
Слайд №7: на карте показать территории, присоединенные к России в начале XIX века.
Слайд №8: на основе цифровых данных сделать вывод о росте численности населения России. Обратить внимание учащихся на причины этого роста, можно провести сравнение с численностью населения других стран.
Слайд №9: религиозный состав населения Российской империи.
- Представители каких религий проживали на территории России?
Запись в тетрадь:
Многоконфессиональное государство – государство, население которого исповедует различные религии.
II. Сословия в России
Слайд №10: сословное деление.
Вопросы к данным таблицы:
- вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?
- какое сословие было самым многочисленным?
- аграрной или индустриальной страной была Россия в начале XIX века? Почему? Провести сравнение с Англией начала XIX века.
Учащиеся, используя знания, полученные в 7 классе, отвечают на вопросы:
- назовите привилегированные сословия в России. Почему они называются привилегированными?
- на какие гильдии подразделялось купечество? На чем основано это деление?
- на какие разряды делилось крестьянство? Каких крестьян было больше?
Слайд №11: после беседы учащиеся делают это в тетрадях.
III. Экономическое развитие России
Слайд №12: экономическое развитие России (работа с картой). Вопросы на слайде. Учащиеся должны прийти к выводу, что крепостническая система оставалась основой экономики России.
Слайд №13: Россия – аграрная страна.
Постановка проблемного вопроса: «Какие явления в экономике свидетельствовали о разложении крепостнической системы в России?».
На данном этапе урока целесообразно использовать интерактивный метод «Колесо идей».
Работа с документом (Приложение ).
После прочтения документа формируются малые группы. Идет обсуждение в группах, наиболее весомые факты и аргументы дети записывают в тетради (на это отводится 4 минуты).
Затем слово предоставляется первой группе, которая называет одно из явлений (оно записывается учителем на доске), далее – вторая группа (второе явление) и т.д. Эта работа продолжается до тех пор, пока не будут названы и записаны на доске все явления, свидетельствующие о разложении крепостнической системы в России. После окончания обсуждения учитель предлагает детям сравнить свои записи в тетрадях с записями на доске. Вносятся необходимые коррективы. На все «Колесо идей» отводится 15 минут.
Слайд №14: вспоминаем, что такое интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства. Делаем вывод, что для России был свойственен экстенсивный путь.
Запись в тетрадь:
Экстенсивное хозяйство – хозяйство, развивающееся благодаря привлечению дополнительных материальных и людских ресурсов, а не за счет технического прогресса.
5. Закрепление новых знаний учащихся
Слайд №15: в каких изменениях нуждалась Россия в начале XIX века, чтобы сохранить роль великой державы? Отвечая на данный вопрос, делаем выводы по изученному на уроке.
6. Итоги урока. Рефлексия деятельности
На этом этапе деятельности нужно вернуться к записям, которые были сделаны в начале урока, и провести беседу с учащимися:
-Что успели рассмотреть на уроке, что не успели?
- Какие вопросы возникли в ходе работы, что нужно сделать, чтобы их разрешить?
7. Домашнее задание
Слайд №16:
- прочитать с. учебника.
- сделать таблицу двойной записи, где в одной колонке зафиксировать информацию, которая хорошо усвоена, а в другой – те факты или события, которые вызвали затруднения, остались непонятыми.
Приложение
В первой половине XIX века Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство.
Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине XIX в. Главным явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение хлебного экспорта, который достиг к середине 19 в. около 70 млн пудов.
Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В южных и северо-западных районах это достигалось за счет применения наемного труда крестьян-отходников, расширения посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства и совершенствования методов ведения хозяйства. Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, используя с/х машины (сеялки, веялки, молотилки), расширяли ассортимент земледельческих культур. Картофель, становившийся основным продуктом питания населения, превратился в полевую культуру.
Однако в основной массе помещичьих имений продолжал применяться принудительный труд крепостных крестьян. Они были вынуждены платить оброк (натуральный или денежный) и отрабатывать барщину. В течение первой половины столетия оброк вырос по разным регионам в 2-5 раз. Все больше увеличилась барщина. Крестьяне должны были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств интенсификации барщины была так называемая «месячина», т.е. лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Все эти меры не были эффективными. Происходил постепенный упадок помещичьего хозяйства. (Корнилов, А. А. Курс истории России XIX века [Текст] / А. А. Корнилов. – М., 1993. – С 34-35).