Открытый урок в 8 классе по теме:
«Русские первооткрыватели и путешественники».
Цель урока:
Ознакомить учащихся с Выдающимися географическим открытиями, совершенными русскими первооткрывателями путешественниками в первой половине XIX века.; показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мировую науку.
Задачи:
Образовательная: расширить сведения учащихся о Географических открытиях.
Развивающая: развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, карт; формировать умение работать с историческими документами; развивать умения выделять главное, излагать материал.
Воспитательная: прививать интерес к изучаемым дисциплинам; способствовать усвоению учащимися общечеловеческих ценностей, идеалов; способствовать формированию межличностных отношений.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная, групповая
Методы:
- словесные – диалог учителя с учениками;
- наглядные – картографический, ИКТ;
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карта «Российская империя в начале XIX века», раздаточный материал.
Структура урока:
1. Организационный момент (приветствие, отметить отсутствующих)____ мин.
2. Проверка домашнего задания (работа с карточками и самооценка)_____ мин.
3. Целеполагание урока _________мин.
4. Изучение нового материала…………………………………….. _______мин.
А) Экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского
Б) Кругосветная экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
В) Экспедиция. Г.Н. Невельского и Е.В. Путятина.
Г) Освоение Русской Америки . А.А. Баранов.
Д) Работа с документом
5. Закрепление новых знаний учащихся……………………………______ мин.
6. Итоги урока. Рефлексия деятельности…………………………...______ мин.
7. Домашнее задание………………………………….. ……………_______ мин
Основные понятия: экспедиция- поездка группы лиц с какими-либо целями (научными, военными, просветительскими).
Основные даты: (на доске)
1803г. - экспедиция для исследования северной части Тихого океана.
1819г. – 1821г. - вторая русская кругосветная экспедиция.
16 января 1820 г.- открытие русскими первопроходцами Антарктиды;
1845г.- открытие Русского географического общества.
Персоналии: И.Ф. Крузенштерна; Ю.Ф. Лисянского; Ф.Ф.Беллинсгаузена М.П. Лазарева; А.А. Баранов; Г.Н. Невельского; Е.В. Путятина.
Дату и тему урока записать на доске
Разложить заранее на парты документы, смайлики, сканированные карты.
Ход урока:
Организационный момент. – 1 минута
Здравствуйте ребята. Кто из ребят отсутствует?
Проверка домашнего задания - 5 минут
На прошлом уроке мы изучили тему «Образование и наука в начале 19 века» сейчас проверим, как вы усвоили материал, выполнив задание в карточках. Карточки подписываем.
Слайд -1 – вопросы домашнего задания:
Соотнесите имена деятелей российской науки первой половины XIX века с их достижениями.
1.В.В.Петров А.) «История государства Российского»
2.Б.С. Якоби Б.) Исследование электрической дуги.
3.Н.И. Пирогов В.) Основы металлургии стали.
4.П.П.Аносов. Г.) Основы «неевклидовой геометрии»
5.Н.И.Карамзин. Д.) Электромотор, телеграф
6.Н.И. Лобачевский. Е.) Хирургические операции под эфирным наркозом.
Обменяйтесь с соседом карточками, проверьте правильность ответов по слайду и оцените. После выполнения передайте карточки по цепочке дежурному.
Критерии: «5» - 6 «4» -5 «3»-4 «2» - 3
Слайд-2. Ответы к домашнему заданию
Правильные ответы: 1-б; 2-д; 3-е; 4-в; 5-а; 6-г.
Целеполагание урока - Название темы - 4 минуты
Слайд - 3 Тема нашего урока «Русские первооткрыватели и путешественники».
Открываем тетради, записываем дату 27.02. и тему урока.
Слайд -4. Цель урока Сегодня мы должны изучить выдающиеся географические открытия, совершенные русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине XIX в. • Оценить выдающийся вклад отечественных исследователей в мировую науку. • Научиться работать с разнообразными источниками, материалами при изучении новой темы. Находить необходимую информацию и обрабатывать её.
Слайд-5 – Ознакомьтесь с планом урока
1.Сообщение об экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского
2. Сообщение о кругосветной экспедиции Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.
3. Сообщение об экспедиции Геннадия Ивановича Невельского и Евфимия Васильевича Путятина.
4. Сообщение об освоении Русской Америки и Александре Андреевиче Баранове.
4. Изучение нового материала – всего 25 минут
Сейчас, прошу внимательно посмотреть на эту "размытую" карту, затем на современную карту. Прошу ответить на вопрос: В чем разница? Как Вы думаете, почему?
Слайд- 6. А) На нем имена: И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский. – 5 минут
Посмотрите на портреты первых путешественников давайте внимательно заслушаем сообщение Новосёлова Артёма.
Экспедиция Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского

В 1803 г. по указанию Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся 3 года. Ее возглавил Иван Федорович Крузенштерн — крупнейший мореплаватель и ученый-географ XIX в.
В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о других районах, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.
Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Они оказались настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 г. адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества. Он воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.
- Какое новое слово вы услышали в сообщении? Правильно - Экспедиция- поездка группы лиц с какими-либо целями (научными, военными, просветительскими). - С какими целями была первая экспедиция?
Слайд – 7. Вопросы
- Какие цели и задачи были поставлены перед участниками первой кругосветной экспедиции русских путешественников?
- Какие результаты были достигнуты по итогам этой экспедиции?
Кто желает выйти и дорисовать территорию?
Ученик выходит и дорисовывает « размытую» карту (Восточный, северный и северо-западный берега о.Сахалин, остров Гавайского архипелага)

Слайд- 8. – 5 минут
Б) Кругосветная экспедиция Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Рассказывает Хайдуков Павел.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Он был участником первой русской кругосветной экспедиции.
В 1819—1821 гг. Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах (одномачтовых кораблях) «Восток» (которым он командовал) и «Мирный» (командир Михаил Петрович Лазарев). План экспедиции составил Крузенштерн. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса».
16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов, названная островами Россиян.
За 751 день плавания русские моряки прошли около 50 тыс. км. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента.
Спасибо, присаживайтесь.
Обратите внимание на даты - в 1819 - 1821- кругосветная экспедиция на шлюпах
16 января 1820 г. – открытие русскими первопроходцами Антарктиды.
Слайд -9. Вопросы:
- Какие открытия удалось совершить в результате этих экспедиций.
- В чем состояло историческое значение открытия русскими первооткрывателями Антарктиды?
Кто желает дорисовать вновь открытую территорию?
Ученик выходит и дорисовывает « размытую» карту.(Антарктида, группа островов Россиян)

Слайд-10 - 5 минут.
В) Экспедиция Геннадия Ивановича Невельского и Евфимия Васильевича Путятина.
Рассказывает Аверьянова Галина
Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины XIX в. стал Геннадий Иванович Невельской.
В двух экспедициях (1848—1849 и 1850—1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Здесь в 1850 г. он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Невельского имели важное значение: впервые было доказано, что Сахалин вовсе не соединен с материком, а является островом и Татарский пролив — именно пролив, а не залив, как это считалось.
Евфимий Васильевич Путятин в 1822—1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852—1855 гг. во время руководимой им экспедиции на фрегате «Паллада» были открыты острова Римского-Корсакова. Путятин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855).
Результатом экспедиций Невельского и Путятина, кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.
Собранные русскими путешественниками научные сведения были настолько обширны и значимы, что потребовалось создание специальных учреждений для их обобщения и использования.
Важнейшим среди таких учреждений стало открытое в 1845 г. Русское географическое общество. Оно превратилось в центр географических знаний в России. Регулярными стали организации научных экспедиций, проведение исследований населения России и соседних с ней стран, издание географических и статистических сборников. Для развития экономических и географических исследований Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Закавказья и Средней Азии в 1851 г. были созданы Кавказский и Сибирский отделы Русского географического общества.
Внимание дата - 1845 - создание Русского географического общества
Слайд –11.Вопросы
- В чем состоит вклад в географическую науку Г. И. Невельского и Е. В. Путятина?
Кто желает дополнить карту?
Ученик дорисовывает « размытую» карту (Приморский край, устье Амура, пролив между материком и Сахалином, Сахалин это остров и Татарский пролив это пролив а не залив)
Слайд – 12 Г) – 5 минут. Александр Андреевич Баранов и освоение Русской Америки .
В названии этого слайда нет ошибки: действительно была Русская Америка! А более подробно об этом, как это было расскажет Рассадина Александра.
Александра Андреевича Баранова трудно отнести к первооткрывателям или путешественникам в строгом смысле этих слов. Но это был человек, внесший неоценимый вклад в освоение нашими соотечественниками Русской Америки. Будучи каргопольским купцом, он торговал в Восточной Сибири, а с 1790 г. — в Северо-Западной Америке.
В поисках новых районов охоты Баранов подробно изучил остров Кадьяк и другие территории, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения и снабжал их всем необходимым, налаживал обмен с местными жителями. Именно ему удалось впервые по-настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки.
Деятельность Баранова была чрезвычайно сложна и опасна. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только немалых средств, но и жизней. Только в 1802 г. при попытке создать поселение на острове Ситка было убито более 200 переселенцев.
Усилия Баранова были настолько успешными, что в 1799 г. он стал правителем Российско-Американской компании, а в 1803 г. был назначен правителем Российских колоний в Америке. Этот высокий и опасный пост он занимал почти до самой смерти.
В 1804 г. Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск, а затем — форт Росс. В 1815 г. он предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России. Однако удачи она не принесла. Будучи уже пожилым и больным человеком, Александр Андреевич трижды просил отставки. Однако отпускать со службы такого человека не спешили. Лишь в 1818 г. последовало согласие на его отъезд из Америки на Родину. В дороге, на острове Ява, Баранов скончался в 1819 г.
После его смерти оказалось, что, многократно умножив капитал Русско-Американской компании и расширив владения России, умер он нищим. Узнав о его смерти, А. С. Пушкин написал в дневнике: «Баранов умер. Жаль честного гражданина, умного человека...»
Слайд-13. Вопросы
- Какие действия А. А. Баранова привели к росту и укреплению русских владений в Северной Америке?
Итак, ребята посмотрите на размытую карту, что изменилось?
Действительно, теперь она дополнена территориями, которые были открыты, некоторые были присоединены к России в первой половине 19 века русскими путешественниками.

А сейчас давайте поработаем с документом.
Д) Работа с текстом документа – 5 минут
Из докладной записки Ф. П. Литке об основании Русского географо-статистического общества. 1 мая 1845 г.
Главнейшею задачею общества сего было бы: собрание и распространение как в России, так и за пределами оной возможно полных и достоверных сведений о нашем отечестве:
1. В отношении географическом, разумея под этим все, что принадлежит до землеописания местности, физических свойств страны, произведений природы и проч.
2. В отношении статистическом, понимая под этим словом не один только подбор бездушных чисел, не одну количественную статистику, но и описательную или качественную, т. е. все соизмеримые стихии общественной жизни.
3. В отношении этнографическом. Сия последняя сторона вопроса, т. е. познание разных племен, обитающих в нынешних пределах государства со стороны физической, нравственной, общественной и языковедения...
Распространение в отечестве нашем, вместе с основательными географическими сведениями, вкуса и любви к географии, статистике и этнографии будет второю задачею Географического общества.
Из дневника мичмана П. М. Новосильского — участника первой антарктической экспедиции
Мы подошли к сплошному льду, сквозь который не видно было нигде отверстия к югу, и так с стесненным сердцем должны мы были повернуть сначала к западу, а потом к северу. Прекрасная погода вскоре прекратилась; пошел снег, набегали шквалы, туман иногда так был густ, что с кормы не видать было бака, а между тем мы находились в чаще льда...
3 марта, после полуночи, сквозь облака замечен был необыкновенный свет. Потом на юге стали показываться синевато-светлые столбы; они беспрестанно исчезали и снова появлялись; иногда они имели вид длинных расходящихся лучей, иногда огонь волнистой лентой пробегал по небесному своду, иногда полнеба вспыхивало красным огнем, словом, нам представилось во всем блеске величественное, изумительное южное сияние!
Вопросы к документам:
Каковы были главные цели создания Русского географического общества?
Какие впечатления у участников кругосветной экспедиции вызвало приближение к вечным льдам?
5.Закрепление новых знаний – 4 минуты
Слайд-14.
1. В чем состояла главная задача русских кругосветных экспедиций?
2. Каков результат этих экспедиций?
3.Какими личными качества должны были обладать, чтобы совершить такие путешествия?
Мы с вами увидели, что такие открытия совершались людьми умными, мужественными, волевыми. Это были настоящие патриоты своего государства, внесшие огромный вклад в историю российского государства. Сегодня современные российские путешественники продолжают добрые традиции первооткрывателей 19 века.
6.Итоги урока. Рефлексия (используем смайлики) – 2 минуты
А сейчас давайте ответим на вопрос, понравился ли вам урок, если «да» то поднимаем жёлтый смайлик, если нет – то синий.

Что нового вы узнали из урока?
7. Слайд -15. Домашнее задание : запишите д.з § 16,стр.108-112 прочитать, выписать основные даты и новые слова.
Слайд -16 – Спасибо за внимание!