Разработка урока по теме «Ветер» с применением технологии критического мышления. География, 6 класс
Цели:
-образовательные:
формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения;
ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;
-развивающие:
развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;
-воспитательные:
обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
обучение рефлексии учебной деятельности.
Оборудование: флюгер; раздаточный материал; учебник
Ход урока
I. Организационный момент
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.
(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).
II. Стадия вызова
Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?
Классу демонстрируется синоптическая карта
Вопросы классу:
Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?
Какого явления не достает?
Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Заполнение таблицы.
Лист №1
знаю | хочу узнать | узнал |
- движение - сила - скорость - направление | | |
Задание:
Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.
(Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся. Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу).
Несколько учащихся называют ,что они вписали.
Вписанные вопросы и будут планом урока.
Задание классу:
На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:
1.Выявить причины возникновения ветра.
2.Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.
3.Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.
III. Стадия осмысления
Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.
Выделим ключевое слово и признаки.
Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.
Вопросы классу:
Какие причины могут вызвать это движение?
(Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия)
Опираясь на жизненный опыт, учащиеся делают вывод:
- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);
- над сушей и морем разная температура;
- разное давление;
- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).
Рассмотрели образование ветра днем.
Задание классу:
Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?
Формируем понятие бриз (дневной, ночной).
Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?
Опыт с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору.
Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.
Таким образом, мы рассмотрели причины образования ветра.
В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
«О какой характеристике ветра идет речь?».
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
( А.С. Пушкин)
Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
( С.Я.Маршак)
- Сила, скорость ветра.
Применение отрывков из литературных произведений – активное средство для развития мышления учащихся.
Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.
Формулировка вывода:
Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.
Знакомство с флюгером.
На листе представлены результаты наблюдений за направлением ветра
По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).
Работа с розой ветров.
-Какой вывод можно сделать по графическому изображению?
-Для каких целей нужно знать розу ветров?
На данном этапе урока продолжилось формирование технологической компетентности. Дети с графиками не знакомы (на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа была организована по инструкциям.
Задание: на определение правильности размещения жилых кварталов.
Говоря об использовании силы, скорости ветра, учащиеся подходят к выводу, что ветер может быть разрушителем и созидателем.
IV. Стадия рефлексии.
1. В листе №1 заполняется третья колонка (узнал).
(Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность).
Восстановление перепутанной логической цепочки.
V. Домашнее задание.
Прочитать текст в учебнике.
По выбору:
1.Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;
2.Подготовить сообщение о видах ветра.
.( На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления).
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.