Тема: «Земледелие. Практическая работа « Выращивание лука».
2016 г.
Тема раздела | Человек и земля |
Тема изучения | Земледелие |
Учебник | УМК «Школа России» Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Технология» |
Место урока | 2 – ой в системе уроков, 1 – ый в разделе «Человек и земля» |
Цели деятельности педагога | Ввести технологию выращивания зелёного лука; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности – выращивание лука; формировать знания о применении, значении и пользе лука в жизни человека, формировать знания о профессиях, связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, воспитывать бережное отношение к результатам своего труда. |
Тип урока | Урок новых умений |
Основное содержание темы, термины и понятия | Освоение технологии выращивания зелёного лука. «дары природы», «дары труда», витамины, овощевод, садовод. |
Организация образовательного пространства |
Ресурсы | Образовательные: презентация про лук, презентация «Польза лука» Наглядно – демонстрационный материал: материалы для игры «Овощи и фрукты» (2 комплекта картинок с изображениями овощей и фруктов), плакаты «Правила работы на уроках технологии», «Правила работы с ножницами». Натуральные объекты: кусочки овощей и фруктов. Оборудование: у учителя – учебник «Земледелие» (с.8 – 9), рабочая тетрадь «Выращивание лука» (с.5), подкладная доска,баночка с водой, салфетка, луковица, ножницы; у учащихся - учебник «Земледелие» (с.8 – 9), рабочая тетрадь «Выращивание лука» (с.5), тетради учащихся для дневника наблюдений, подкладная доска, баночка с водой, салфетка, луковица, ножницы, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, таблица самооценки самостоятельности своей деятельности. |
Методы и формы работы | Объяснительно – иллюстративный. Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Межпредметные связи | Русский язык: тема «Слово. Значение слов». Окружающий мир: тема «Дикие и культурные растения». Изо: темы «Лепка «Осенние подарки природы», «Рисование с натуры. «Осенний натюрморт». |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные | Понимают значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода; проявляют положительное отношение к труду и его результатам. |
Предметные | Получат опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научатся оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы ( с занесением в дневник наблюдений). |
Метапредметные: регулятивные
познавательные
коммуникативные |
Овладевают способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; использовать в активном словаре новые понятия; осуществлять поиск необходимой информации; проводить наблюдение и оформлять его результаты. Научатся составлять рассказ о профессиях садовода и овощевода; формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать разные мнения в рамках учебного диалога; адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Этапы урока, цель, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия |
I.Организационный момент Цель: проверить готовность к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся; подготовить своё место к уроку; повторить правила поведения на уроках технологии Время: 1мин. | Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Проверяет организацию рабочих мест учащихся. Проводит инструктаж по технике безопасности на уроках технологии. (Приложение 1) | По звонку приветствуют учителя; слушают учителя; организуют своё рабочее место; участвуют в беседе. | Фронтальная
| Регулятивные: уметь организовываться к работе; планировать деятельность в учебной ситуации Познавательные: умеют подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: имеют знания о гигиене труда |
II. Повторение изученного материала Цель: проверить выполнение домашнего задания Время: 5 мин. | Контролирует сообщения учащихся о поделках, украшающих дома, материалах и инструментах, из которых они изготовлены, правилах работы с ними. | Выступают с подготовленными дома сообщениями о поделках | Фронтальная | Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание; осуществляют поиск информации из разных источников. Коммуникативные: умеют составлять рассказ |
III. Актуализация знаний и умений, полученных в 1 классе. Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Время: 3 мин.
| Учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике (с.7) название раздела, к изучению которого они приступают. - Чем занимались в 1 классе в разделе «Земля и человек».
- Первый урок этого раздела пройдёт у нас не совсем обычно. Как вы думаете, можно ли овощи выращивать осенью, зимой? - Отгадайте мою загадку и узнаете, какой главный овощ нашего урока. «Десять одёжек плотно одеты. Часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол ты его позовёшь, Сам не заметишь, как слёзы прольёшь». (Слайд 1) - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? - Кто из вас пробовал сажать лук?
- Сегодня мы сделаем очень важную работу по подготовке лука к выращиванию. А затем на протяжении нескольких недель будем следить за его изменениями и записывать в дневник наблюдений. - Ребята, как можно использовать лук, который у нас вырастет? |
- Земля и человек. - Мы учились выполнять поделки из различных природных материалов.
Отгадывают загадку.
- Лук.
Дети приходят к выводу, что для выращивания лука не хватает определённых знаний.
- Добавить в различные блюда.
| Фронтальная
| Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно – практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Диагностическое задание. Составят фотоотчёт в рисунках о выращивании зелёного лука: 1.Посадка лука. 2.Уход за прорастающими перьями лука. 3. Выросшие перья. 4. Суп с луком.
|
IV. Освоение нового содержания и его применение Цель: ввести понятия «овощевод», «садовод»; стимулировать бережное отношение к труду и его результатам; учить обосновывать своё мнение, учитывать разные мнения при работе в паре, группах; формулировать понятное для собеседника высказывание 1.Работа по учебнику (с.8 – 9) Время: 3 мин. 2. Практическое задание «Определи на вкус овощи и фрукты». Время: 2 мин. 3. Знакомство с новыми понятиями по учебнику (с.9) Время: 2 мин.
4.Игра «Знаете ли вы овощи и фрукты?» Время: 2 мин. 5.Беседа о луке Время: 3 мин.
| 1. Организует работу по учебнику (с. 8 – 9 ). - Прочитайте, о чём нам рассказывают Аня и Ваня. Организует беседу о том, чем питались наши предки и как добывали себе пищу. Задание на (З). Учебник с.8 - Назовите продукты природы, которыми питается человек. -Назовите продукты, которые человек выращивает. Задание на «понимание» (П) - Можно ли утверждать, что и в давние времена люди питались такими же продуктами природы, как и сейчас? Своё мнение обоснуйте. - Можно ли утверждать, что и в прежние времена люди выращивали те же продукты, которыми и сейчас питаются? Своё мнение обоснуйте. «Разводить полезные растения человек стал очень давно, ещё в каменном веке. Сначала люди собирали то, что им давала при- рода и что можно употребить в пищу, - плоды, листья, семена. Затем стали сохранять отдельные виды деревьев, кустарников, трав, которые им давали пищу. Потом возникло примитивное земледелие, когда люди стали разбрасывать семена полезных растений и собирать урожай. Древние земледельцы отбирали растения с вкусными плодами, с высокой урожайностью и другими полезными свойствами». | Слушают учителя. Читают текст в учебнике, анализируют информацию, участвуют в беседе.
| Фронтальная
Фронтальная
Работа в парах
Работа в парах | Личностные: понимают значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода; проявлять положительное отношение к труду людей разных профессий. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. |
2. Практическое задание на «умение» (У) «Определи на вкус». Предлагает кусочки продуктов (лук, яблоко, капуста, морковь, редис, груша) и просит назвать их. - С завязанными глазами определите овощи среди предложенных продуктов по вкусу.
| Выполняют практическое задание | Индивидуальная |
3. Организует словарную работу по учебнику (с.9).
Задание (З) - Назовите профессию человека, который выращивает садовые растения. - Назовите профессию человека, который выращивает овощи. Задание (П) - Можно ли утверждать, что фрукты выращивают овощеводы? Своё мнение обоснуйте. Задание (У) (Приложение 2) - 1 группа. Напишите на карточках действия овощевода. 2 группа. Напишите на карточках действия садовода. 4. Игра «Знаете ли вы овощи и фрукты?» (У)
- Я проверю, на сколько хорошо вы знаете овощи и фрукты. 1 группа. Кладут в корзинку овощевода овощи. 2 группа. Кладут в корзинку садовода фрукты. | Участвуют в коллективной беседе, читают текст в учебнике.
- Садовод.
- Овощевод.
Выполняют практическое задание | Фронтальная
Работа в парах
Работа в парах
Работа в группах
Работа в группах | Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: овладевают понятийным аппаратом; умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; обосновывать своё суждение. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы; учитывать разные мнения при работе в группе; формулировать понятное для собеседника высказывание. |
5. Организует показ слайдов 2-10 о луке. - Важное место в работе овощевода занимает выращивание лука. Лук известен человеку очень давно, с самой глубокой древности. Родиной его считаются Средняя Азия и Афганистан. Оттуда лук попал в Египет, а затем в Древнюю Грецию. Гиппократ, знаменитый врач древности, использовал лук для лечения больных. Лук обязательно должны были есть римские легионеры. Считалось, что пища с большим количеством лука придаёт храбрость, энергию и силу. Простые люди Франции, Испании, Португалии в 10 – 12 веках лук ели каждый день – это была их пища. В русском языке лук репчатый получил название потому, что по форме его луковица напоминает репу. На Руси лук появился в 12 – 13 веках, в основном его ели бедные люди. Вот такой он разный: лук – порей, лук – батун, лук – слизун, шнитт – лук, лук – шалот, душистый лук, красный лук. - Чем же полезен лук? Что вы об этом знаете? Лук мы добавляем практически во все блюда: в супы, салаты, гарниры. Делаем мы это автоматически, следуя рецептам, и часто не задумываемся о пользе лука в блюдах нашего стола. А между тем этот продукт очень полезен по своим свойствам. Лук содержит целый комплекс витаминов: серу, фтор, железо, магний и кальций. Лук идеален при авитаминозе, простудных заболеваниях. Он прекрасно улучшает иммунитет, обладает противомикробным действием. По подсчётам специалистов питания, каждый человек в год должен съедать 8 кг лука. Тогда польза лука будет максимальна и здоровье человека будет в наилучшем состоянии. Недаром гласят народные пословицы: «Лук – здоровью друг», «Кто ест лук, тот избавлен от мук», «Лук от семи недуг». | Участвуют в коллективном обсуждении, слушают учителя
Сообщение подготовленного ученика Презентация «Польза лука». | Фронтальная | Личностные: имеют познавательный интерес, выражают удивление. Регулятивные: принимают учебную задачу и сохраняют её. Познавательные: умеют анализировать информацию с выделением их существенных признаков. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнёра высказывания. |
V.Физкультминутка Цель: предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность Время: 1 мин. | Организует динамическую паузу. Физкультминутка (слайд). (Имитация движений) Мы картошку накопали – раз, два, раз, два. Огурцы с грядки сорвали – раз, два, раз, два. Выдернули, всю морковку – раз, два, раз, два. Срезали капусту ловко – раз, два, раз, два. И корзину от земли - Вам подарок принесли. Ух, поработали. | Выполняют физические упражнения
| Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью; формирование ответственного отношения к здоровью |
VI. Творческая практическая деятельность Цель: познакомить с технологией выращивания лука; научить проводить наблюдения, научить оформлять дневники наблюдений
1.Вводный инструктаж. Работа с учебником (с. 8 – 9). Время: 5 мин. мин. 2.Выполнение практической работы. Оформление записи в дневнике наблюдений. Время: 10 мин. | 1.- Сегодня мы будем овощеводами и попробуем вырастить лук. - А теперь расскажите план работы (с.8 -9) учебника, а я в это время буду показывать приёмы посадки лука. Демонстрирует приёмы посадки лука. Даёт указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля. Организует повторение правил безопасной работы с ножницами (Приложение 3). | Слушают учителя, анализируют информацию в учебнике, проговаривают вслух последовательность производимых действий, вспоминают правила безопасной работы с ножницами Рассказывают план посадки лука. | Фронтальная | Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения. Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, проговаривать последовательность действий. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
2.Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
- Наблюдайте за ростом зелёного лука, используя алгоритм. (Приложение 4) | Отбирают необходимые инструменты; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами и материалами; выполняют посадку лука, заполняют дневник наблюдений, зарисовывают луковицу в день посадки Наблюдения производят за луковицами, которые стоят в баночке с водой на подоконнике. | Индивидуальная | Регулятивные: умеют ориетироваться в учебнике; умеют выполнять учебные действия по алгоритму. Личностные: имеют желание работать; понимать значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке. |
VII. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности и оценивание результатов работы. Цель: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности; воспитывать бережное отношение к результатам своего труда Время: 5 мин.
| Организует выставку работ учащихся и обсуждение их качества в процессе просмотра работ.
Проверяет и комментирует записи в дневниках наблюдений. (Приложение 5) Организует беседу по вопросам. - Что нового вы узнали на уроке? - Где можно будет использовать выращенный нами лук? - Как вы думаете, нужно ли будет ухаживать за нашими посадками? Что нужно будет делать? Задание на самоанализ Закончите предложения: 1.Для меня важно вырастить лук, потому что … 2.Чтобы выполнить фотоотчёт о выращивании лука нужно … Задание на самооценку а) самооценка самостоятельности своей деятельности б) самооценка собственной деятельности (Приложение 6) Довольны ли вы своей работой на уроке? - Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие. - Если довольны, поднимите две руки. - Если не очень довольны, то поднимите одну руку. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. Заполняют таблицу в рабочих листах
| Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу; соотносят полученный результат с целью; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
VIII. Уборка рабочих мест Цель: привести в порядок своё рабочее место Время: 1 мин | Организует правильную уборку рабочих мест | Убирают рабочие места
| Индивидуальная | Личностные: положительно относятся к содержанию своего рабочего места в чистоте |
IX. Домашнее задание Цель: закрепить полученные знания на уроке Время: 1 мин. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. - На с.9 учебника найдите вопросы и ответьте на них письменно. Информацию вложите в «Папку достижений». Наблюдайте за ростом зелёного лука, используя алгоритм. | Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник
| Индивидуальная | Личностные: имеют желание выполнить домашнюю работу Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения домашнего задания |
|
|
| | |
| | | |
|
Напишите действия овощевода.
Напишите действия садовода.
Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не оставляй ножницы в открытом виде.
При следующем наблюдении повторите пункты 1, 2, 3.
Заполни таблицу.
Ф.И. учащегося:_______________________________