Н.М.Шанский.
Тема | Частица как часть речи. Разряды частиц |
Цели | Образовательная: знакомство с определением частицы, формирование знаний роли частиц в речи, их значении и правописании. Развивающая: развитие коммуникативных навыков учащихся: умения слышать и слушать собеседника; работать в команде; анализировать и делать выводы; ставить и решать учебные задачи; владеть лингвистическим языком; развивать речь и кругозор учащихся; решение задач социализации через различные методы обучения Воспитательная: формирование потребности к новым знаниям; воспитание толерантности, интереса к русскому языку; формирование самостоятельности и личной ответственности |
Задачи | - формировать новые способы действий, - развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; - устанавливать связь с жизненным опытом ребенка. |
Формируемые УУД | Личностные: - развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; - формировать умение устанавливать причинно – следственные связи и строить логические рассуждения; - развивать устную монологическую речь. Регулятивные: - формировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования; - проводить экспериментальное исследование по предложенному плану; - на основании результатов эксперимента формулировать вывод; - развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах. Познавательные: -формировать навыки различия производных предлогов и созвучных частей речи; -формулировать ответы на вопросы учителя, по памяти воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: - развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать мнение другого; - развивать умение оформлять свои мысли в устной форме |
Основные понятия | Частицы формообразующие, частицы модальные (смысловые) |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Интернет-ресурсы, электронные словари, методическая и учебная литература |
Организация пространства | КСОШ № 1 |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Ребята, вы умеете дружить? Задания для групп: обсудить проблемный вопрос «Легко или тяжело дружить»? - Подберите слова, которые характеризуют крепкую дружбу. На нашем уроке умение дружить очень пригодится. Чтобы работа была продуктивной, надо уметь слаженно её выполнять: внимательно выслушивать учителя и друг друга, уметь работать в коллективе, помогать другим | Высказывается один человек из группы. Настрой на активную познавательную деятельность | Драться, помогать, обижать, ссориться, выручать, уступать, прислушиваться, ябедничать, понимать, обзываться, прощать, защищать, делиться, дразниться. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Скажите, материал какого раздела русского языка мы изучаем в 7 классе? - Составьте схему, отражающую все содержание морфологического материала в порядке его освоения. В соответствии со схемой подготовьте устное сообщение. | Задание выполняется в паре | Части речи Самостоятельные (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния) Служебные (предлог, частица, союз) Междометия | Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, уметь оформлять свои мысли в устной форме, быть толерантным |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы и целей урока. | Метод «Ситуация яркого пятна Почему одно из слов выделено? В чём причина его обособленности от других написанных слов? Какой частью речи оно является? Почему вы отнесли «бы» к частицам? Затрудняетесь дать ответ? Тогда скажите, что обозначает слово «частица»? Обратимся к словарю и выясним, правы ли вы? ( Использование электронного словаря) Какое из данных в словаре определений мы возьмём сегодня на урок? Почему? - Итак, чему же сегодня будет посвящён урок? Действительно, главной героиней сегодня станет частица. Запишите тему урока Разобраться в этой теме нам помогут ученые-лингвисты Шахматов, Щерба, Виноградов. Их научные труды посвящены изучению служебных частей речи. - Ребята, а почему именно частица? Даже не часть! Она такая незначительная, ненужная нам? Мы можем ею пренебречь? - Можно ли полно ответить на этот вопрос? - Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на первом уроке? На доске фиксируются цели, поставленные детьми. Где мы найдём практическое применение материала? Работа с приложением № 1. | Отвечают на вопрос Тема: «Частица как часть речи» Что такое частица? Какова роль частиц в речи? Какими бывают частицы? | по, в, возле (дома), и, из-за, но, БЫ, а, из-под Определяют тему и цели урока Конструируют вопросы | Регулятивные Самостоятельная формулировка цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, умение анализировать, сравнивать, ставить обучающую цель на урок Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений, формирование толерантности Познавательные: проявление интереса к проблеме познания |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с частицей | Метод «Привлекательная цель». - Открытие нового знания мы начнём с экспериментов , которые и помогут нам понять, как же работают частицы и ответить на наши вопросы. - Игра «Найди частице свое место» поможет нам определить одну из функций частиц (частицы образуют формы слова). Закончите предложения. Какую роль играют выделенные слова - частицы Спел более Расти бы Важный - то Кто самый Смелый пусть - Подумайте и скажите, употребляются ли эти слова в предложении, самостоятельно, без других слов. Запишите вывод. На доске предложение. НА УЛИЦЕ ВЕСЕННЯЯ ПОГОДА. - Ответьте на вопросы и преобразуйте предложение, используя по одному дополнительному слову из списка предложенных вам: неужели, именно, ли, уже, бы, не. Запишите полученные предложения и сделанный вами вывод. - Выразите сильное удивление, что сегодня весенняя погода - Уточните, что сегодня на улице весенняя погода - Вопрос-удивление: весенняя погода? - Выскажите отрицание, не согласитесь, что сегодня на улице весенняя погода - Выразите желание того, чтобы сегодня на улице была весенняя погода - Усомнитесь, что сегодня на улице весенняя погода? Учитель на доске пишет только те слова, которые добавляют учащиеся - Какова роль частиц в речи? | Работа в группах. Делаются выводы | Частицы образуют формы слова: 1. повелительное и условное наклонение глагола: пусть, да, пускай, давай, бы (б) 2. степени сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый 3. неопределенных местоимений: -то, -либо, - нибудь, кое «Сегодня уже весенняя погода»? (удивление) «Именно сегодня весенняя погода»? (уточнение) «Неужели сегодня весенняя погода?»? (вопрос-удивление) «Сегодня не весенняя погода» (отрицание) «Была бы сегодня весенняя погода»! (желание) На улице весенняя ли погода? (сомнение) Частицы вносят различные смысловые оттенки в предложения, а также выражают чувства и отношение говорящего Спел более правильно. Важный-то какой Кто самый отважный? Смелый пусть решит задачу. Расти бы им на пригорке Частицы образуют формы слова: 1. повелительное и условное наклонение глагола: пусть, да, пускай, давай, бы (б) 2. степени сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый 3. неопределенных местоимений: -то, -либо, - нибудь, кое | Личностные: умение вести монолог на основе взаимного уважения умение применять сопоставительный анализ при самостоятельной работе Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества умение полно и ясно высказывать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения развитие монологической речи, отработка навыков создания научной формулировки Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении роли частицы Физкультминутка | Метод «Своя опора» - Используя материал учебника, убедимся в справедливости выводов, нами сделанных. Решим логическую задачу Порхание бабочки «Сядьте в удобное положение и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. | Работа с учебником, страница 208, схема «Разряды частиц» | Разве (вопросительная) уточняющая Бы формообразующая Вот (указательная) выделительная Ведь (усилительная) усилительная Именно (уточняющая) вопросительная Почти (выделительная) указательная Пусть формообразующая | Познавательные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной речи. Регулятивные: понимание цели этого этапа работы, правильной речевое оформление задания Коммуникативные: умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы Личностные: умение сотрудничать в процессе выполнения работы, умение применять полученные знания в практической деятельности, формирование критического мышления |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Метод «Реставратор». Восстановите текстовый фрагмент, намеренно повреждённый. Придайте дополнительный оттенок звучания предложениям. Используйте материал учебника (Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (ещё и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (же ) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечётка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Всё-таки) названия-прозвища лучше всего! (По рассказу Н. Сладкова «Имена птиц) - Докажите, что перед вами частицы. | Работа в парах с самопроверкой. Эталон – отрывок из рассказа Н. Сладкова «Имена птиц». Текст высвечен на экран Доказывают, что перед ними частица | (….) у птиц забавные встречаются имена. (….) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (…) рогатая. (…) и птичка завирушка есть. Или (…) юла. (…) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (…) чечевица. А (…) плохое название чиж или чечётка? (…) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (…) названия-прозвища лучше всего! (По рассказу Н. Сладкова «Имена птиц) Именно (уточнение) Едва ли (сомнение) Ещё и (усиление) Ведь (усиление) Же (усиление) А вот (указание) Даже (усиление) Разве (вопрос) Неужели (вопрос) Всё-таки (усиление) Предполагаемые размышления 1. не называют ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно использовано в предложении для … Следовательно, это частица. | Регулятивные: умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Теперь попробуем применить полученные знания на практике. Найдите и подчеркните частицы среди различных частей речи.. Укажи разряд частиц (формообразующие, смысловые), Ответы высвечены на экран | Самостоятельная работа | Исключительный, исключительно, именной, именно, вряд ли, но, если, едва ли, вот, при, для, без, разве , как раз, даже, снова, вдоль, все-таки, некоторый, кто, кто-то, пусть, давай, бы, видя, несмотря на то что, из-за, перед, ли | Личностные: развитие умения выказывать своё отношение к, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Итак, вернемся к словам Шанского, который утверждал…….(читаем еще раз высказывание). Перед нами стояла задача определить роль частиц в тексте и согласиться или опровергнуть утверждение Шанского. Мы соглашаемся с утверждением? Какие доказательства мы нашли? Продолжи фразу «Я сегодня положил в свой лингвистический портфель….» Выводы - Выполнили мы поставленные задачи? Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо! | Выводы учащихся Составляют синквейн | Частица необходима в нашей речи для передачи оттенков значения как одного предложения, так и текста в целом. Так почему же частица? Суффикс отражает здесь не пренебрежение ею, а указывает на то, что она маленькая, привносит уменьшительно-ласкательное значение Частица Маленькая, служебная, важная Вносит, дополняет, отрицает Частица всегда пригодится! Понравилась! | Личностные: оценивание усваиваемого содержания, самоанализ Регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать деятельность. Осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль.(« что сделано», «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Коммуникативные: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности |
IX. Информация о домашнем задании | Параграф 36, на выбор: упражнение 451 или написать миниатюру, используя изученные частицы, начав ее словами: Что за утро!.... А закончив…. Вот счастье! Вот чудо! (по выбору) | Записывают домашнее задание | | Регулятивные: принимают учебную задачу |