СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в формате ФГОС. Используются  различные методы на всех этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц.»



Разработка урока русского языка по ФГОС



Ф.И.О. Харчева Татьяна Александровна

Место работы: МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК: русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.


При помощи частиц в высказывании что-то

уточняется, выделяется, отрицается, выража-

ется сомнение в чем-то, восхищение, удивле-

ние по поводу сообщаемого, так или иначе

оценивается содержание высказывания.»

Н.М.Шанский.

Технологическая карта


Тема

Частица как часть речи. Разряды частиц

Цели

Образовательная: знакомство с определением частицы, формирование знаний роли частиц в речи, их значении и правописании.

Развивающая: развитие коммуникативных навыков учащихся: умения слышать и слушать собеседника; работать в команде; анализировать и делать выводы; ставить и решать учебные задачи; владеть лингвистическим языком; развивать речь и кругозор учащихся; решение задач социализации через различные методы обучения

Воспитательная: формирование потребности к новым знаниям; воспитание толерантности, интереса к русскому языку; формирование самостоятельности и личной ответственности

Задачи

- формировать новые способы действий,

- развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Формируемые УУД

Личностные:

- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи и строить логические рассуждения;

- развивать устную монологическую речь.

Регулятивные:

- формировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;

- проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

- на основании результатов эксперимента формулировать вывод;

- развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах.

Познавательные:

-формировать навыки различия производных предлогов и созвучных частей речи;

-формулировать ответы на вопросы учителя, по памяти воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи

Коммуникативные:

- развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать мнение другого;

- развивать умение оформлять свои мысли в устной форме

Основные понятия

Частицы формообразующие, частицы модальные (смысловые)

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Интернет-ресурсы, электронные словари, методическая и учебная литература


Организация пространства

КСОШ № 1

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Ребята, вы умеете дружить?

Задания для групп: обсудить проблемный вопрос «Легко или тяжело дружить»?

- Подберите слова, которые характеризуют крепкую дружбу.


На нашем уроке умение дружить очень пригодится. Чтобы работа была продуктивной, надо уметь слаженно её выполнять: внимательно выслушивать учителя и друг друга, уметь работать в коллективе, помогать другим


Высказывается один человек из группы.

Настрой на активную познавательную деятельность





Драться, помогать, обижать, ссориться, выручать, уступать, прислушиваться, ябедничать, понимать, обзываться, прощать, защищать, делиться, дразниться.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть…)

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»









- Скажите, материал какого раздела русского языка мы изучаем в 7 классе?

- Составьте схему, отражающую все содержание морфологического материала в порядке его освоения. В соответствии со схемой подготовьте устное сообщение.




Задание выполняется в паре








Части речи

Самостоятельные (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния)

Служебные (предлог, частица, союз)

Междометия

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, уметь оформлять свои мысли в устной форме, быть толерантным

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы и целей урока.

Метод «Ситуация яркого пятна

Почему одно из слов выделено? В чём причина его обособленности от других написанных слов? Какой частью речи оно является?

Почему вы отнесли «бы» к частицам?

Затрудняетесь дать ответ? Тогда скажите, что обозначает слово «частица»?

Обратимся к словарю и выясним, правы ли вы? ( Использование электронного словаря)

Какое из данных в словаре определений мы возьмём сегодня на урок? Почему?

- Итак, чему же сегодня будет посвящён урок? Действительно, главной героиней сегодня станет частица. Запишите тему урока

Разобраться в этой теме нам помогут ученые-лингвисты Шахматов, Щерба, Виноградов. Их научные труды посвящены изучению служебных частей речи.

- Ребята, а почему именно частица? Даже не часть! Она такая незначительная, ненужная нам? Мы можем ею пренебречь?

- Можно ли полно ответить на этот вопрос?

- Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на первом уроке?

На доске фиксируются цели, поставленные детьми.

Где мы найдём практическое применение материала?

Работа с приложением № 1.

Отвечают на вопрос










Тема: «Частица как часть речи»











Что такое частица?

Какова роль частиц в речи?

Какими бывают частицы?

по, в, возле (дома), и, из-за, но, БЫ, а, из-под











Определяют тему и цели урока










Конструируют вопросы


Регулятивные

Самостоятельная формулировка цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, умение анализировать, сравнивать, ставить обучающую цель на урок

Коммуникативные:

выражение своих мыслей; аргументация

своего мнения; учёт разных мнений, формирование толерантности

Познавательные: проявление интереса к проблеме познания

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с частицей

Метод «Привлекательная цель».

- Открытие нового знания мы начнём с экспериментов , которые и помогут нам понять, как же работают частицы и ответить на наши вопросы.

- Игра «Найди частице свое место» поможет нам определить одну из функций частиц (частицы образуют формы слова). Закончите предложения. Какую роль играют выделенные слова - частицы

Спел более

Расти бы

Важный - то

Кто самый

Смелый пусть

- Подумайте и скажите, употребляются ли эти слова в предложении, самостоятельно, без других слов. Запишите вывод.


На доске предложение.

НА УЛИЦЕ ВЕСЕННЯЯ ПОГОДА.

- Ответьте на вопросы и преобразуйте предложение, используя по одному дополнительному слову из списка предложенных вам: неужели, именно, ли, уже, бы, не. Запишите полученные предложения и сделанный вами вывод.

- Выразите сильное удивление, что сегодня весенняя погода

- Уточните, что сегодня на улице весенняя погода

- Вопрос-удивление: весенняя погода?

- Выскажите отрицание, не согласитесь, что сегодня на улице весенняя погода

- Выразите желание того, чтобы сегодня на улице была весенняя погода

- Усомнитесь, что сегодня на улице весенняя погода?

Учитель на доске пишет только те слова, которые добавляют учащиеся

- Какова роль частиц в речи?


Работа в группах. Делаются выводы



Частицы образуют формы слова:

1. повелительное и условное наклонение глагола: пусть, да, пускай, давай, бы (б)

2. степени сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый

3. неопределенных местоимений: -то, -либо, - нибудь, кое



«Сегодня уже весенняя погода»? (удивление)

«Именно сегодня весенняя погода»? (уточнение)

«Неужели сегодня весенняя погода?»? (вопрос-удивление)

«Сегодня не весенняя погода» (отрицание)

«Была бы сегодня весенняя погода»! (желание)

На улице весенняя ли погода? (сомнение)

Частицы вносят различные смысловые оттенки в предложения, а также выражают чувства и отношение говорящего


Спел более правильно.

Важный-то какой

Кто самый отважный?

Смелый пусть решит задачу.

Расти бы им на пригорке


Частицы образуют формы слова:

1. повелительное и условное наклонение глагола: пусть, да, пускай, давай, бы (б)

2. степени сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый

3. неопределенных местоимений: -то, -либо, - нибудь, кое

Личностные: умение вести монолог на основе взаимного уважения

умение применять сопоставительный анализ при самостоятельной работе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества умение полно и ясно высказывать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения

развитие монологической речи, отработка навыков создания научной формулировки

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении роли частицы


Физкультминутка

Метод «Своя опора»

- Используя материал учебника, убедимся в справедливости выводов, нами сделанных. Решим логическую задачу


Порхание бабочки

«Сядьте в удобное положение и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.

Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья.

Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.

Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.


Работа с учебником, страница 208, схема «Разряды частиц»

Разве (вопросительная) уточняющая

Бы формообразующая

Вот (указательная) выделительная

Ведь (усилительная) усилительная

Именно (уточняющая) вопросительная

Почти (выделительная) указательная

Пусть формообразующая


Познавательные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, применять установ­ленные правила в планирова­нии способа решения, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной речи.

Регулятивные: понимание цели этого этапа работы, правильной речевое оформление задания

Коммуникативные: умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы

Личностные: умение сотрудничать в процессе выполнения работы, умение применять полученные знания в практической деятельности, формирование критического мышления

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Метод «Реставратор». Восстановите текстовый фрагмент, намеренно повреждённый. Придайте дополнительный оттенок звучания предложениям. Используйте материал учебника

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (ещё и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (же ) юла.

(А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечётка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Всё-таки) названия-прозвища лучше всего! (По рассказу Н. Сладкова «Имена птиц)

- Докажите, что перед вами частицы.




Работа в парах с самопроверкой. Эталон – отрывок из рассказа Н. Сладкова «Имена птиц». Текст высвечен на экран

Доказывают, что перед ними частица


(….) у птиц забавные встречаются имена. (….) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (…) рогатая. (…) и птичка завирушка есть. Или (…) юла.

(…) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (…) чечевица. А (…) плохое название чиж или чечётка? (…) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (…) названия-прозвища лучше всего! (По рассказу Н. Сладкова «Имена птиц)


Именно (уточнение)

Едва ли (сомнение)

Ещё и (усиление)

Ведь (усиление)

Же (усиление)

А вот (указание)

Даже (усиление)

Разве (вопрос)

Неужели (вопрос)

Всё-таки (усиление)

Предполагаемые размышления


1. не называют ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.

2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз.

3. Оно использовано в предложении для …

Следовательно, это частица.


Регулятивные:

умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Найдите и подчеркните частицы среди различных частей речи.. Укажи разряд частиц (формообразующие, смысловые),

Ответы высвечены на экран






Самостоятельная работа

Исключительный, исключительно, именной, именно, вряд ли, но, если, едва ли, вот, при, для, без, разве , как раз, даже, снова, вдоль, все-таки, некоторый, кто, кто-то, пусть, давай, бы, видя, несмотря на то что, из-за, перед, ли

Личностные:  развитие умения выказывать своё отношение к, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


- Итак, вернемся к словам Шанского, который утверждал…….(читаем еще раз высказывание). Перед нами стояла задача определить роль частиц в тексте и согласиться или опровергнуть утверждение Шанского. Мы соглашаемся с утверждением? Какие доказательства мы нашли?

Продолжи фразу «Я сегодня положил в свой лингвистический портфель….»

Выводы

- Выполнили мы поставленные задачи? Молодцы!

Урок окончен. Всем спасибо!

Выводы учащихся















Составляют синквейн




Частица необходима в нашей речи для передачи оттенков значения как одного предложения, так и текста в целом. Так почему же частица? Суффикс отражает здесь не пренебрежение ею, а указывает на то, что она маленькая, привносит уменьшительно-ласкательное значение

Частица

Маленькая, служебная, важная

Вносит, дополняет, отрицает

Частица всегда пригодится!

Понравилась!


Личностные: оценивание усваиваемого содержания, самоанализ

Регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать деятельность.

Осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль.(« что сделано», «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

IX. Информация о домашнем задании

Параграф 36, на выбор: упражнение 451 или написать миниатюру, используя изученные частицы, начав ее словами:

Что за утро!....

А закончив…. Вот счастье! Вот чудо!

(по выбору)

Записывают домашнее задание


Регулятивные: принимают учебную задачу