СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 

Название ресурса

 

Урок информатики в 6 классе по теме: «Диаграммы и графики»

Вид ресурса

 

Конспект урока, презентация, задачи, заготовки к практикуму, эталоны для проверки заданий, материал для распечатки

Предмет, УМК

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ, 2014

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ, 2014

 

Просмотр содержимого документа
«Погода»

Погода в мае 2006 года

Дата

Температура, град С

Влажность, %

Давление, мм

Ветер

Облачность

направление


Град


скорость, м/с

1

+16

25

759

Ю-В

130

3

Ясно

2

+19

30

759

С-З

320

2

Ясно

3

+20

30

759

С-В

30

2

Ясно

4

+22

26

759

С

350

2

20-30%

5

+21

28

760

С-В

50

1

90%

6

+22

35

759

В

90

2

70-80%

7

+19

52

753

С-В

30

4

60%

8

+12

66

750

С

340

3

90%

9

+14

58

747

С-В

40

2

Сплошная

10

+13

88

743

В

90

1

Сплошная

11

+13

71

741

В

80

1

90%

12

+10

81

745

С-З

310

2

Сплошная

13

+17

48

747

Штиль

-

0

70-80%

14

+23

40

743

Ю-З

230

1

50%

15

+16

59

743

З

290

2

90%

16

+13

38

746

С-З

310

3

70-80%

17

+13

41

749

Штиль

-

0

Сплошная

18

+15

41

750

С

20

2

70-80%

19

+17

36

745

Ю

180

2

40%

20

+14

88

738

Ю-З

240

2

90%

21

+21

52

739

Ю-В

140

2

Сплошная

22

+15

72

740

Ю-З

240

5

Сплошная

23

+21

49

745

Ю-З

240

3

70-80%

24

+22

53

744

З

280

2

50%

25

+17

48

744

Ю-З

220

2

90%

26

+18

52

744

Штиль

-

0

90%

27

+11

93

738

Ю

160

2

90%

28

+13

62

741

З

270

3

90%

29

+16

59

735

Ю-В

140

1

Сплошная

30

+11

87

736

Штиль

-

0

Сплошная

31

+17

51

744

Ю-В

130

3

Сплошная


Просмотр содержимого документа
«аннотация»



Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)


Братчикова Елена Владимировна, учитель информатики

2.

Название ресурса


Урок информатики в 6 классе по теме: «Диаграммы и графики»

3.

Вид ресурса


Конспект урока, презентация, задачи, заготовки к практикуму, эталоны для проверки заданий, материал для распечатки

4.


Предмет, УМК

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ, 2014

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ, 2014


5.

Задачи ресурса


Учебные задачи:

  • дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделях;

  • сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;

  • сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы.


6.

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: получат представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей.

Получат возможность научиться: создавать, форматировать и заполнять данными графики, диаграммы.

Метапредметные:

-познавательные: умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы

-регулятивные: умение строить простые графики и диаграммы

-коммуникативные: управляют поведением партнера: контролируют, вносят коррективы, оценивают действие партнера.

Личностные:

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

- понимание значения информационного моделирования как метода познания окружающей действительности;

-интерес к изучению информатики.


7.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

6 класс

8.

Программа, в которой создан ресурс

MS Office 2017

9.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Материал предназначен для использования на уроках информатики (не только в 6 классе) при изучении темы «Диаграммы и графики»

10.




Источники информации

  1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  2. Методическая служба. Издательство БИНОМ. http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php

  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 5 - 6 классов – М.: БИНОМ, 2014

  4. Поташник, Левит: Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие, Педагогическое общество России, 2012 г.



Просмотр содержимого документа
«Ответы для взаимопроверки»







Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Ур. №19 Диаграммы и графиики»

Технологическая карта урока


1. Ф.И.О. учителя: Братчикова Елена Владимировна (Воскресенский район)

2. Класс: 6

3. Дата: 20.11.2016.

4. Предмет: информатика

5. № урока по расписанию: 19

3. Тема урока: Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

4. Место урока в изучаемой теме: урок № 19

5. Учебные задачи:

  • дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделях;

  • сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;

  • сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы.

6. Тип урока – комбинированный.

7. Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • модель;

  • информационная модель;

  • график;

  • диаграмма.

8.Используемые на уроке средства ИКТ:

  • ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

  • ПК учащихся.

9. Электронное приложение к учебнику:

  1. презентация «Графики и диаграмма»;

  2. файл – заготовка «Погода.doc».

  3. Ресурс: Умеешь ли ты читать линейная диаграмму? (N 192487). Вид ЦОР: Интерактивное задание


УМК: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ, 2014

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: рабочая тетрадь №2 для 6 класса – М.: БИНОМ, 2016

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: получат представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей.

Получат возможность научиться: создавать, форматировать и заполнять данными графики, диаграммы

Метапредметные:

-познавательные: умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы

-регулятивные: умение строить простые графики и диаграммы

-коммуникативные: управляют поведением партнера: контролируют, вносят коррективы, оценивают действие партнера.


Личностные:

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

- понимание значения информационного моделирования как метода познания окружающей действительности;

-интерес к изучению информатики.








Этапы урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 4 мин.

3. Формулирование темы и цели урока – 4 мин

4. Изучение новой темы– 7 мин.

5. Первичное усвоение новых знаний – 5 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Компьютерный практикум – 15 мин.

8. Закрепление изученного материала – 5 мин.

9. Итоги урока, рефлексия, домашнее задание – 2 мин.



п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Не нужно нам владеть клинком,

Не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким.

 Г.Уордстворд.

Проверяют свою готовность к уроку.
















Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


2

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

(по 1 баллу)

Провепка домашнего задания: §11 (с.71- 76), РТ: №128, №131,

* №132 проверяется выборочно

Рассказывают как выполнили задание

3

Формулирование темы и целей через повторение (по 1 баллу за каждый верный ответ)


1. Вспомните, какими способами можно представить информацию на носителе?

2. Сравните текстовые и табличные модели представления информации.

3. Сравните текстовые, табличные и графические модели представления информации.

4. Какая модель нагляднее?

-5. Как называются такие модели?

- Назовите тему нашего урока.

- Поставим цель:


- с помощью текстовой, табличной или графической модели;

- делают вывод в пользу табличных моделей;

- делают вывод в пользу графических моделей;

- диаграммы и графики;

- диаграммы и графики;

Узнать о диаграммах и графиках и их использовании, научиться читать графики и диаграммы, создавать их с помощью компьютера.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

4

Изучение новой темы

(по 1 баллу за каждый верный ответ)

Учитель объясняет новый материал

График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с y при изменении x.

- Какие графики можно построить по данным таблицы о погоде в мае?

По данным таблицы можно построить следующие графики: изменения температуры воздуха; изменения влажности воздуха; изменения атмосферного давления

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a57547fc-fc0d-4b37-b87a-0df20c2bbe32/%5BNS-MATH_4-34-44%5D_%5BIM_033%5D.html

Обучающиеся записывают в тетради определение понятия «график», слушают учителя, отвечают на вопросы.























Ресурс:

Умеешь ли ты читать линейная диаграмму? (N 192487)

Вид ЦОР:

Интерактивное задание


Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.


5

Первичное усвоение новых знаний.

(По 1баллу за каждый верный ответ).


  1. Совместная работа с учителем

Учитель объясняет учащимся задание № 135 в рабочей тетради, демонстрируя данное задание на слайде презентации. При выполнении этого задания обучающиеся работают в парах.

2. Работа в парах + взаимопроверка. Выполните задания №1, 2 в учебнике на с. 85- 86, оцените работу соседа


- выполняют разбор задачи вместе с учителем № 135 в РТ





- выполняют задания в учебнике на с. 85, оценивают работу соседа.


Познавательные УУД: умение работать с текстом учебник, умение использовать электронную таблицу для создания диаграмм и графиков.

Личностные УУД: развитие логического мышления

Коммуникативные УУД: развитие диалогической речи


6

Физкультминутка.

- Разминка для глаз

Выполняют упражнения

личностные – умение распределять режимы труда и отдыха;

метапредметные – формирование основ здорового образа жизни.

7

Компьютерный практикум

(от 1 до 3 баллов)

Выполни задание на компьютере:

С.189, Пр. №13 Задания 1,2

метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе);

предметные–умение создавать в текстовом редакторе графики;

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей;

коммуникативные – умение работать в группе.

8

Закрепление изученного материала

Задание 1. Соотнесите диаграмму с ее названием и таблицей, по которой она построена

Детям раздается задание для индивидуальной работы.

Проверка через 1 мин у доски

Лишним может остаться (гистограмма или столбчатая)

Почему осталось лишнее?



Справились прекрасно

Проверьте, исправьте ошибки





Работа на доске, индивидуальная работа



Дети делают вывод, что гистограмма и столбчатая одно и то же


9

Итоги урока, рефлексия, домашнее задание

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Шкала оценивания

1-5 – 1 балл, 6- 10 – 2 балла, 11-13 – 3 балла, 14-15 – 4 балла

Домашнее задание: §12 РТ: №136, №139

Работа с дневниками, подсчет баллов (общее количество за урок), выставление оценок. Записывают домашнее задание.

регулятивные

планирование, целеполагание, оценка;

личностные

смыслообразование, развитие самооценки




Использованные ресурсы:

  1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  2. Методическая служба. Издательство БИНОМ. http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php

  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 5 - 6 классов – М.: БИНОМ, 2014

  4. Поташник, Левит: Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие, Педагогическое общество России, 2012 г.













Просмотр содержимого презентации
«Урок 19. Графики и диаграммы»

ГРАФИКИ  И ДИАГРАММЫ Зачем нужны графики и диаграммы Наглядное представление  процессов изменения величин Наглядное представление  о соотношении величин

ГРАФИКИ И ДИАГРАММЫ

Зачем нужны графики и диаграммы

Наглядное представление процессов изменения величин

Наглядное представление о соотношении величин

Ключевые слова

Ключевые слова

  • График
  • Диаграмма
  • Круговая диаграмма
  • Столбчатая диаграмма
  • Лепестковая диаграмма
2 .  Сравни текстовые и табличные модели представления информации. У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – « 5». У Прозоровой оценка по литературе за год - «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «3». 1 балл

2 . Сравни текстовые и табличные модели представления информации.

У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – « 5». У Прозоровой оценка по литературе за год - «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «3».

1 балл

Какая модель нагляднее? Дата Темпе-ратура, º С 1 Влаж-ность, % 2 +16 3 25 Давле-ние, мм +19 4 30 +20 5 759 Ветер +22 30 +21 6 26 Направ-ление 759 +22 Ю-В 28 759 … Градус 31 35 759 С-З +17 С-В 130 760 320 759 С Скорость, м/с 51 30 С-В Облач-ность 3 В 350 2 744 50 2 ясно 90 ясно 2 Ю-В ясно 1 2 20-30% 130 90% 3 70-80% 100% Погода в мае

Какая модель нагляднее?

Дата

Темпе-ратура, º С

1

Влаж-ность, %

2

+16

3

25

Давле-ние, мм

+19

4

30

+20

5

759

Ветер

+22

30

+21

6

26

Направ-ление

759

+22

Ю-В

28

759

Градус

31

35

759

С-З

+17

С-В

130

760

320

759

С

Скорость, м/с

51

30

С-В

Облач-ность

3

В

350

2

744

50

2

ясно

90

ясно

2

Ю-В

ясно

1

2

20-30%

130

90%

3

70-80%

100%

Погода в мае

Тема урока: Кутепова Н.В, МОАУ «СОШ №4 г.Соль- Илецка Оренбургской обл.»2014 г.

Тема урока:

Кутепова Н.В, МОАУ «СОШ №4 г.Соль- Илецка Оренбургской обл.»2014 г.

Цели урока: Узнать:    Научиться:     о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей. «читать» и строить простые графики и диаграммы. По 1 баллу

Цели урока:

Узнать:

Научиться:

о графиках и диаграммах как разновидностях

информационных моделей.

«читать» и строить простые графики и диаграммы.

По 1 баллу

Информация  собрана: в большом количестве; точная; полная; достоверная НО в табличном виде она трудно воспринимается … !

Информация собрана:

  • в большом количестве;
  • точная;
  • полная;
  • достоверная

НО

в табличном виде она трудно воспринимается …

!

Наглядное представление процессов изменения величин График  - линия, дающая наглядное представление  о характере зависимости какой-либо величины  от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Y Значения зависимой величины О Х О Х Значения независимой величины Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек.

Наглядное представление процессов изменения величин

График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Y

Значения зависимой величины

О

Х

О

Х

Значения независимой величины

Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек.

Наглядное представление процессов изменения величин По данным таблицы можно построить следующие графики:

Наглядное представление процессов изменения величин

По данным таблицы можно построить следующие графики:

  • изменения температуры воздуха;
  • изменения влажности воздуха;
  • изменения атмосферного давления.
Давайте обсудим ? Изменение влажности воздуха в мае Изменение влажности воздуха в мае Назовите дни с самой высокой влажностью.

Давайте обсудим

?

Изменение влажности воздуха в мае

Изменение влажности воздуха в мае

Назовите дни с самой высокой влажностью.

Давайте обсудим ? В какой из дней давление было максимальным?

Давайте обсудим

?

В какой из дней давление было максимальным?

Наглядное представление процессов изменения величин Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Столбчатые диаграммы позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках.

Наглядное представление процессов изменения величин

Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

Столбчатые диаграммы позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках.

Примеры диаграмм Облачность в мае Облачность в мае

Примеры диаграмм

Облачность в мае

Облачность в мае

Примеры диаграмм Лепестковая диаграмма - для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Роза ветров

Примеры диаграмм

Лепестковая диаграмма - для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось.

Роза ветров

Визуализация многорядных данных

Визуализация многорядных данных

Умеешь ли ты читать линейная диаграмму? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a57547fc-fc0d-4b37-b87a-0df20c2bbe32/%5BNS-MATH_4-34-44%5D_%5BIM_033%5D.html  Интерактивное задание

Умеешь ли ты читать линейная диаграмму?

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a57547fc-fc0d-4b37-b87a-0df20c2bbe32/%5BNS-MATH_4-34-44%5D_%5BIM_033%5D.html

Интерактивное задание

Задание 1. Соотнесите Столбчатая диаграмма График Круговая диаграмма Гистограмма 20.11.16 Диаграммы и графики

Задание 1. Соотнесите

Столбчатая диаграмма

График

Круговая диаграмма

Гистограмма

20.11.16

Диаграммы и графики

Самое главное

Самое главное

  • Выбор информационной модели зависит от цели создания этой модели.
  • Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значениях одной величины, об изменении их значений.
  • График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой.
Самое главное

Самое главное

  • Диаграммы позволяют сравнивать значения величин. Круговая диаграмма полезна, если величины в сумме составляют целое.
  • С помощью графиков и диаграмм можно визуализировать большие объёмы однотипной табличной информации.
  • При визуализации происходит потеря точности информации.
Давайте обсудим ? Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? Шкала оценивания 1-5 – 1 балл, 6- 10 – 2 балла, 11-13 – 3 балла, 14-15 – 4 балла Домашнее задание: §12 РТ: №136, №139

Давайте обсудим

?

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Шкала оценивания

1-5 – 1 балл, 6- 10 – 2 балла, 11-13 – 3 балла, 14-15 – 4 балла

Домашнее задание: §12 РТ: №136, №139

Использованные материалы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 6,7 класс». Бином. 2013. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 6, 7 класс  Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. Электронное приложение. 6, 7 класс http://images.rambler.ru/ http://easyen.ru

Использованные материалы:

  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 6,7 класс». Бином. 2013.
  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 6, 7 класс
  • Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. Электронное приложение. 6, 7 класс

http://images.rambler.ru/

http://easyen.ru