СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Кремний"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе по теме «Кремний» проведен в рамках кустового методического дня. На уроке присутствовало 6 учителей-предметиков. Класс сильный изучает химию по авторской программе О.С. Габриеляна в количестве 2-х часов в неделю, базовый уровень. Ребята умеют работать в группах и парах; умеют ставить цели и делать выводы. Хорошо работают с дополнительным материалом (презентации, интернет ресурсами, литературой). Свободно могут составить кластер, отработать модуль по определенной теме, сформулировать цель, сделать вывод. Поэтому и была выбрана такая форма проведения урока.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Кремний"»

МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»



















Тема: «Кремний»

9 класс









Учитель химии

первой категории

Бедарева Н.И.











Сростки 2016 г.





Пояснительная записка

Урок в 9 классе по теме «Кремний» проведен в рамках кустового методического дня. На уроке присутсвовали 6 учителей-предметников.

В классе 20 учащихся. Из них 4 мальчика и 16 девочек. Класс сильный изучает химию по авторской программе О.С. Габриеляна в количестве 2-х часов в неделю, базовый уровень (68 часов в год).

Обучающиеся хорошо владеют надпредметными навыками работы, хорошо социализированы, половина учащихся хотят связать свое будущее с предметом химия (выбрали профессии врачей и медсестер), 8 человек систематически посещают кружок, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по химии, собираются сдавать ОГЭ.

Ребята умеют работать в группах и парах; умеют ставить цели и делать выводы. Хорошо работают с дополнительным материалом (презентации, интернет ресурсами, литературой). Свободно могут составить кластер, отработать модуль по определенной теме, сформулировать цель, сделать вывод. Поэтому и была выбрана такая форма проведения урока.

На уроке дети отработали на «Отлично». За что коллеги наградили всех заслуженными аплодисментами.























Тема: «Кремний. Строение атома, его свойства и применение».

Эпиграф: «Кремний вырисовывается в мироздании, как элемент, обладающий исключительным значением».

Кремний – основной элемент неживой природы.

Никакой организм не может существовать без кремния.

В.И. Вернадский.

Цель: создать условия для изучения общей характеристики элемента кремния, свойств кремния и его природных соединений, совершенствовать знания о строении атома.

Задачи

Образовательная: организовать усвоение учащимися знаний о формах существования кремния как химического элемента, о значении кремния и его соединений в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить развивать умения выделять признаки и свойства, делать выводы, самостоятельно овладевать знаниями с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.

Воспитательная: воспитывать уверенность в себе, свободное выражение своего мнения.

Тип: урок формирования новых знаний в форме самостоятельной работы с применением межпредметных связей.

Оборудование

учителя: презентация «Кремний»;

ученика: рабочие листы, образцы природных соединений, лист рефлексии, таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», таблица «ПСХЭ Д.И.Менделеева», карточки с заданием.

Технология

Проблемного обучения. Развитие критического мышления. Модульная технология. Технология коллективного взаимодействия.



Время: 45 минут.



УУД

Личностные: управлять познавательной деятельностью, осуществлять самооценку.

Регулятивные: постановка цели и анализ условий достижения цели.

Познавательные: умения структурировать знания, устанавливать причинно-следсвенные связи.

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество.

Методы оценивания: взаимооценивание, самооценивание.

Планируемые результаты

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные: формирование умений устанавливать связи между реально происходящими химическими явлениями и процессами происходящими в микромире.

Метапредметные: уметь самостоятельно определять цели, развивать мотивы познавательной деятельности.

Педагогические приемы

  1. Фаза вызова – покопаемся в памяти;

  2. Ассоциация – о чем пойдет речь на уроке;

  3. Дискуссия – совместный поиск;

  4. Кластер – графическая систематизация информации;

  5. Самостоятельная работа с учебником, дополнительными материалами.



Технологическая карта

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

А) Определение темы урока:


  1. Положительно заряженный ион.

  2. Элемент 5 периода ПСХЭ, щелочной металл.

  3. Лантаноид в ядре его атома 63 протона.

  4. Автор ПЗ.

  5. Вещества, которые не проводят электрический ток.

  6. Разновидность атомов элементов с одинаковым зарядом ядра.

  7. Твердое вещество серого цвета, галоген.

Б) Определение цели урока


- Давайте определим, о чем пойдет речь на уроке.

- закончите предложения начиная каждый новый ответ заглавной буквой и самостоятельно сформулируйте тему урока. (Слайд №1)
















- Что бы вы хотели узнать о кремнии?

- Сформулируйте цель урока.

- Заканчивают предложения.

- Делают записи на планшете.

Записи учащихся:

катион

Рубидий

Европий

Менделеев

неэлектролит

изотопы

йод

- Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. (Слайд №2).










- Свойства, получение и применение и т.д.

- Формулируют цель урока.

- Записывают в тетрадь. (Цель: , Сфомировать знания о кремнии, его соединениях, их свойствах, получении, применении.)

2

Открытие новых знаний

Слайд №3



Работа в группах (парах).





















  1. Характеристика химического элемента по плану.

  2. Нахождение в природе (Ознакомление с природными соединениями кремния).

  3. Физические свойства кремния (Кластер).

  4. Химические свойства кремния.

  5. Роль кремния для жизни животных и растений.

  6. Получение.

  7. Применение кремния (Кластер).

- Пара получает карточку (кому что достанется).

- Выполняют задание.

- Готовят выступление и вывод.

3

Подведение итогов

Выступление групп

-Выслушивает ответы.

-Координирует деятельность учащихся.

- Сообщения учащихся о проделанной работе.

- Выводы.

- Запись информации в тетрадь.

4

Самостоятельная работа

Тест два варианта.

-Координирует.

-Направляет.

- Работа с тестом.

-Взаимопроверка.

-Озвучивают результаты.

5

Итог урока

Рефлексия.

- Лис рефлексии.

-Координирует.

- Направляет.

- Заполняют листы.

- Комментируют.

6

Конец урока

- Озвучивает и объясняет домашнее задание (Слайд №4).

- Приготовить сообщение.

1. Стекло.

2 Цемент.

3.Фаянс.

4. Керамика.

5.Бетон и железобетон.

6. Фарфор.

7.Силикатная промышленность.

- Записывают в дневник.

- Готовят сообщения или презентации по выбору.

-Выбирают задание самостоятельно.



Заключительное слово учителя. (Слайд №5)

« Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел

Наш урок.

А я благодарность вам всем объявляю,

Отметки все ваши в журнал выставляю.

Надеюсь привычно,

Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю.












Приложение №1

(Каждому ученику)



Лист рефлексии

Ученик (ца)_________________________________________________________

Планируемые знания

Теперь знаю

Еще повторю

Нужна консультация

Планируемые умения

Самооценка

1.Характеристика химического элемента по ПТХЭ Д.И. Менделеева.






2.Физические свойства кремния.






3.Химические свойства кремния.






4.Роль кремния для жизни животных и растений.






5.Получение.






6.Применение.






7.Нахождение в природе.




























Приложение №2

(карточки – задания для групп)

1 группа

Тема: «Характеристика химического элемента

по ПСХЭ Д.И. Менделеева».

Цель: ? (Формулируют сами обучающиеся).

План:

  1. Название, символ.

  2. Относительная атомная масса.

  3. Порядковый номер.

  4. Заряд ядра атома.

  5. Число протонов –

  6. Число нейтронов –

  7. Число электронов –

  8. Номер периода.

  9. Номер группы и подгруппы.

  10. Схема строения атома.

  11. Электронная формула.

  12. Металл или неметалл.

  13. Возможные степени окисления.

  14. Формула высшего оксида.

Вывод: что общего имеет кремний с углеродом в строении атома, в чем различие?





2 группа

Тема: «Ознакомление с природными соединениями кремния».

Цель: ?

Выводы:

1.Какие вещества образуют природные соединения кремния?

2.Какими свойствами обладают природные соединения кремния?

3.Где нашли применения?







3 группа

Тема: «Физические свойства кремния».

Цель: ?

Задание: составить кластер.

Выводы:

  1. Какими свойствами обладает кремний?



4 группа

Тема: «Химические свойства кремния».

Цель: ?

Задание: составьте уравнения реакций.

Кремний + кислород =

Кремний + магний =

Кремний + гидроксид натрия + вода =

Силикат натрия + водород =



Вывод: сделайте заключение о свойствах кремния (окислитель – восстановитель).



5 группа

Тема: «Роль кремния для жизни животных и растений»

Цель:?

Задание: прочитайте текст учебника о значении кремния для жизни растений и животных. Ответьте на вопрос. Какую роль играет кремний для жизни растений и животных?

Выводы: Какие свойства кремния положены в основу значения?





6 группа

Тема: «Получение кремния».

Цель: ?

Задание: познакомить со способами получения кремния.

Вывод: как можно получить кремний в лаборатории и промышленности?



7 группа



Тема: «Применение кремния».

Цель:?

Задание: составить кластер.

Вывод: сделать вывод.



8 группа

Тема: «Значение кремния и его соединений в жизни человека».

Цель: ?

Задание: составить кластер.

Вывод: сделать вывод.

9 группа

Задание: Выслушать все выступления одноклассников.

Вывод: на основании выше сказанного доказать или опровергнуть высказывание Вернадского В.И.





Приложение №3

(тест каждому ученику)



Тест «Кремний»

Вариант 1

1. Электронная формула кремния

А) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p2

Б) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4

В) 1s2 2s2 2p4

Г) 1s2 2s2 2p3 3s2 3p4

2. Обычный песок состоит из

А) кремния

Б) оксида кремния (2)

В) оксида кремния (4)

Г) оксида алюминия

3. Придает прочность стеблям растений и защитным покровам животных

А) AL2O3

Б) Si

В) SiO

Г) SiO2

4. Укажите, какое суждение является правильным: А) как и углекислый газ, оксид кремния(4) является кислотным оксидом; Б) как и углекислый газ, оксид кремния(4) имеет молекулярную кристаллическую решетку.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны





5. Алюмосиликатами являются

А) песок и глина

Б) глина и слюда

В) кварц и слюда

Г) асбест и стекло

6. Оксид, образующийся при горении измельченного кремния, - это

1.Si2O

2. SiO

3. Si2O3

4. SiO2

7. Кремний проявляет окислительные свойства в ходе реакции с

1.кислородом

2.фтором

3.магнием

4.гидроксидом натрия

8. Силан SiH4 образуется при реакции с соляной кислотой

1. кремния

2. оксида кремния(4)

3.силиката магния

4. силицида магния

9. Силан воспламеняется на воздухе и горит с образованием

1. кремния и воды

2.оксида кремния(4) и воды

3. оксида кремния(2) и воды

4. кремниевой кислоты

10. Силикатный клей - это раствор двух солей

1. Na2SiO3 и MgSiO3

2. CaSiO3 и MgSiO3

3. Na2SiO3 и K2SiO3

4. BaSiO3 и K2SiO3

Тест «Кремний»

Вариант 2



1. Силикатный клей - это раствор двух солей

1. Na2SiO3 и MgSiO3

2. CaSiO3 и MgSiO3

3. Na2SiO3 и K2SiO3

4. BaSiO3 и K2SiO3

2. Силан воспламеняется на воздухе и горит с образованием

1. кремния и воды

2.оксида кремния(4) и воды

3. оксида кремния(2) и воды

4. кремниевой кислоты

3. Силан SiH4 образуется при реакции с соляной кислотой

1. кремния

2. оксида кремния(4)

3.силиката магния

4. силицида магния

4. Кремний проявляет окислительные свойства в ходе реакции с

1.кислородом

2.фтором

3.магнием

4.гидроксидом натрия

5. Оксид, образующийся при горении измельченного кремния, - это

1.Si2O

2. SiO

3. Si2O3

4. SiO2



6. Алюмосиликатами являются

А) песок и глина

Б) глина и слюда

В) кварц и слюда

Г) асбест и стекло

7. Укажите, какое суждение является правильным: А) как и углекислый газ, оксид кремния(4) является кислотным оксидом; Б) как и углекислый газ, оксид кремния(4) имеет молекулярную кристаллическую решетку.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

8. Придает прочность стеблям растений и защитным покровам животных

А) AL2O3

Б) Si

В) SiO

Г) SiO2

9.Обычный песок состоит из

А) кремния

Б) оксида кремния (2)

В) оксида кремния (4)

Г) оксида алюминия

10.Электронная формула кремния

А) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p2

Б) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4

В) 1s2 2s2 2p4

Г) 1s2 2s2 2p3 3s2 3p4



Приложение №4

(на листе А4 на доску)



Ответы.

Тест «Кремний».

9 класс

1 вариант: 1 3 4 1 2 4 3 4 2 3

2 вариант: 3 2 4 3 4 2 1 4 3 1