СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Модификационная изменчивость"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока побиологии 10 класс по теме "Модификационная изменчивость"

Просмотр содержимого документа
«инструктивная карта»

Инструктивная карта

Дата_______________ Класс__________ ФИО учащегося___________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Задание 1. Найдите соответствия терминов и формулировок, ответ запишите.

Термин

Определение термина

  1. Фенотип

А. Процесс индивидуального развития особи с момента оплодотворения до смерти.

  1. Ген

Б. Скрещивание организмов, отличных по каким-либо признакам с последующим анализом характера проявления этих признаков у потомков.

  1. Онтогенез

В. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка.

  1. Гибридологический метод

Г. Господствующий признак проявляющийся у гибридов первого поколения.

  1. Генотип

Д. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.

  1. Доминантный ген

Е. Совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей.

  1. Наследственность

Ж. Сравнение характера проявления одних и тех же признаков у близнецов.

  1. Близнецовый метод

З. Совокупность внешних и внутренних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития.



1 - __ , 2 - __ , 3 - __ , 4 - __ , 5 - __ , 6 - __ , 7- __, 8- ___.

Задание 2. Прочитайте текст на стр.163 §46 запишите, что такое изменчивость.

Изменчивость - ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Задание 3. Заполните предложенную схему (стр.163 §46).


ИЗМЕНЧИВОСТЬ



_________________________ ___________________________

или ________________________ или__________________________


Задание 4. Прочитайте предложенный текст и заполните схему.

Текст: Каждый организм обладает определенным набором генов (генотипом). Он развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип.

Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной (фенотипической).










Задание 5. Выполните лабораторную работу №1

Лабораторная работа №1 «Фенотипы растений»

Цель: сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.

Оборудование: гербарные экземпляры различных сортов растений (пшеница, рожь, ячмень) или живые комнатные растения.

Ход работы

  1. Рассмотрите два экземпляра растений одного сорта. Сравните эти растения.

  2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков).. Найдите общие черты и различия. Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости.

  3. Выскажите предположения о причинах различий у растений, относящихся к одному виду. Раскройте причины модификационной изменчивости, ее значение. Запишите вывод.


Растение 1

Растение 2

Листья




Стебель




Корень




Цветок

(или соцветие)



Вывод: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________.

Задание 6. Прочитайте текст учебника стр.165 и запишите что такое норма реакции.

Норма реакции - ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________.

Задание 7. Выполните лабораторную работу №2

Лабораторная работа №2 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цель: доказать, что модификационная изменчивость ограничивается нормой реакции, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование: листья лавра, семена бобов или колосья пшеницы, линейка.

Ход работы:

1. Рассмотрите семена бобов, листья лавра или колосья пшеницы, измерьте их длину.

2. Расположите семена в порядке возрастания, запишите ряд чисел, отображающий последовательное изменение признака. Под этим рядом запишите второй ряд чисел, показывающий частоту встречаемости данного признака. Тоесть, постройте вариационный ряд – ряд изменчивости признака.

Длинна (V варианта, численное значение признака)














Кол-во экземпляров (P частота встречаемости признака)















  1. Постройте график  зависимости частоты встречаемости признака  (P) от варианты (V).

























4. Сделайте вывод: какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вывод____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

Задание 6. Подумайте и подчеркните из предложенного списка особенности, характерные для модификационной (фенотипической) изменчивости.

Особенности:

  • возникает внезапно, случайно;

  • возникает под воздействием условий среды и адекватна им;

  • носит массовый характер;

  • индивидуальна;

  • не наследуется;

  • передается по наследству;

  • необратима;

  • обратима;

  • полезна организму;

  • вредна для организма.





Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок по теме «Модификационная изменчивость» 10 класс.

Задачи урока:

  • Обучающие: сформировать знания о фенотипической (модификационной) изменчивости и доказать влияние среды на проявление генов в форме признаков.

  • Развивающие: учить выделять главное, анализировать.

  • Воспитательные: воспитывать такие черты характера, как терпение, внимание, аккуратность, при выполнении лабораторных работ.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Урок начинается с предварительной организации, подготовке учащихся к занятию, обеспечивающей нормальную обстановку для работы. 
Приветствие.
Проверка готовности учащихся  к уроку. 
Активизация внимания.

Готовятся к уроку. Усаживаются группами, с разным уровнем знаний, работа основная в малых группах.

1 мин

Этап всесторонней проверки знаний

Ребята выполните задание №1 в ваших инструктивных картах (задание «Найди соответствие»)

Выполняют задание №1 (в парах)

1-

4 мин

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Ребята, кто из вас похож на ваших родителей?

Какое свойство определяет это сходство?

Все мы относимся к виду homo sapiens, но все мы разные, почему?

Какое свойство обеспечивает различия организмов одного вида?

Кто из вас уже догадался с чем связана тема нашего урока?

Верно, Давайте запишем в картах тему нашего урока

«Модификационная изменчивость»


Прочитайте выражение на доске: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном».

Что это за выражение? Что это?

Связано ли оно с темой нашего сегодняшнего урока?

Согласны ли вы с этим высказыванием?

Итак наши мнения не однозначны, давайте сегодня мы побудем с вами исследователями и как настоящие ученые выдвинем гипотезу


Итак, из всего сказанного вами можно сформулировать определенную гипотезу: «На развитие того или иного признака влияет окружающая среда»


Ребята, чем отличается гипотеза от научного факта?

Значит, что нам нужно сделать, чтобы доказать гипотезу?


Что будем изучать?

Что докажем?

Отвечают.

Наследственность.


Отвечают.



Изменчивость.

С изменчивастью


Записывают в карты тему урока.


Высказывают свои мнения.

Читают.


Народная мудрость


Отвечают

Отвечают


Возможные варианты высказывают







Отвечают


Изучить и доказать.

Изучить модификационную изменчивость и доказать, что на развитие того или иного признака влияет окружающая среда.

4-5 мин

Этап усвоения новых знаний

Ну что ж начнем. Откройте учебник на стр.163 пр.46, прочитайте текст «Виды изменчивости» и выполните задания №2 и 3 в инструктивных картах.


Что получилось, кто дополнит?

Читают выполняют задания №2 и 3 в картах

(в группах)

3 мин

Прочитайте текст и подчеркните существенные признаки модификационной изменчивости, выполните задание №4 в ваших картах.

Каждый организм обладает определенным набором генов (генотипом). Он развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип. Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной.

Что такое модификационная изменчивость!?







Ребята, а какая гипотеза у нас поставлена?

Доказали мы ее?



Фенотипические изменения, возникающие под влиянием условий среды, называются модификациями. Поэтому ненаследственная изменчивость называется фенотипической, модификационной.

Чтобы убедиться в правоте наших рассуждений, выполняем лабораторную работу  № 1

Ребята, какой вывод после выполненной работы вы сделали?

1 группа, 2торая, кто-нибудь дополнит?





Возвращаемся к гипотезе?

Доказали мы ее?

Физкультминутка


  1. Норма реакции, ее значение.

Как вы думаете, может ли тот или иной признак, изменятся неограниченно?

На самом деле существует такое понятие как норма реакции.

Прочитайте текст учебника стр.165 и запишите что такое норма реакции в инструктивных картах.



Что такое норма реакции?



Чтобы убедиться в правоте наших рассуждений, выполняем Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Какие выводу у вас получились?

Читают заполняют схему.

(в группах)










Отвечают: Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной.



Сообщают

Частично?



Выполняют лабораторную работу №1



Вывод: различия у растений вызваны влиянием среды (разные условия произрастания), это пример модификационной изменчивости.

Или: модификационная изменчивость – эволюционно закрепленные приспособительные реакции организма на изменение условий внешней среды без изменения генотипа.

(в группах)


Сообщают

Частично?





Отвечают.


Выполняют задание. Норма реакции – пределы изменчивости какого либо признака.






Выполняют лабораторную работу №2

(в группах)


Вывод: модификационная изменчивость может варьировать только в приделах нормы реакции

3-4 мин























5 - 6 мин


















2 мин





7-8 мин





Подведение итогов


Какую гипотезу мы выдвигали в начале урока?


Доказали ли мы свою гипотезу?


Верна ли народная мудрость: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном»


Какие цели мы ставили? Достигли мы поставленных целей?




Все вы очень хорошо поработали сегодня, давайте проверим на сколько хорошо мы узнали сегодня модификационную изменчивость. Подумайте и подчеркните из предложенного списка те свойства, которые относятся к модификационной изменчивости:

Особенности:

  • возникает внезапно, случайно;

  • возникает под воздействием условий среды и адекватна им;

  • носит массовый характер;

  • индивидуальна;

  • не наследуется;

  • передается по наследству;

  • необратима;

  • обратима;

  • полезна организму;

  • вредна для организма.

«На развитие того или иного признака влияет окружающая среда»






Изучить модификационную изменчивость и доказать, что на развитие того или иного признака влияет окружающая среда.


Работа индивидуальная












3 мин

Домашнее задание


Запишите домашнее задание

1.Прочитать §46, придумать 5 вопросов по тексту параграфа.

или

2. Составить кроссворд по теме «Модификационная изменчивость».

или

3. Подготовить доклад об ученых внесших вклад в изучение модификационной изменчивости.



Ребята, а где в повседневной жизни нам пригодятся полученные сегодня знания?

Записывают задание










Отвечают


Рефлексия


Ребята, оцените, пожалуйста, свое настроение после сегодняшнего урока и вашу работу

Раскладывают кружки в зависимость от настроения

-зеленый – МЫ работали самостоятельно, продуктивно, понравилось.

- желтый – Я работал самостоятельно, не понравилось, обращался за помощью.

- красный - ВЫ – работали с преподавателем, часто прибегал к его помощи





Просмотр содержимого презентации
«модификационная изменчивость»