Инструктивная карта
Дата_______________ Класс__________ ФИО учащегося___________________________________
Тема урока___________________________________________________________________________
Задание 1. Найдите соответствия терминов и формулировок, ответ запишите.
Термин | Определение термина |
Фенотип | А. Процесс индивидуального развития особи с момента оплодотворения до смерти. |
Ген | Б. Скрещивание организмов, отличных по каким-либо признакам с последующим анализом характера проявления этих признаков у потомков. |
Онтогенез | В. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. |
Гибридологический метод | Г. Господствующий признак проявляющийся у гибридов первого поколения. |
Генотип | Д. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. |
Доминантный ген | Е. Совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей. |
Наследственность | Ж. Сравнение характера проявления одних и тех же признаков у близнецов. |
Близнецовый метод | З. Совокупность внешних и внутренних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития. |
1 - __ , 2 - __ , 3 - __ , 4 - __ , 5 - __ , 6 - __ , 7- __, 8- ___.
Задание 2. Прочитайте текст на стр.163 §46 запишите, что такое изменчивость.
Изменчивость - ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 3. Заполните предложенную схему (стр.163 §46).
ИЗМЕНЧИВОСТЬ
_________________________ ___________________________
или ________________________ или__________________________
Задание 4. Прочитайте предложенный текст и заполните схему.
Текст: Каждый организм обладает определенным набором генов (генотипом). Он развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип.
Изменчивость организмов, возникающая под влиянием факторов внешней среды и не затрагивающая генотипа, называется модификационной (фенотипической).


Задание 5. Выполните лабораторную работу №1
Лабораторная работа №1 «Фенотипы растений»
Цель: сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.
Оборудование: гербарные экземпляры различных сортов растений (пшеница, рожь, ячмень) или живые комнатные растения.
Ход работы
Рассмотрите два экземпляра растений одного сорта. Сравните эти растения.
Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков).. Найдите общие черты и различия. Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости.
Выскажите предположения о причинах различий у растений, относящихся к одному виду. Раскройте причины модификационной изменчивости, ее значение. Запишите вывод.
| Растение 1 | Растение 2 |
Листья | | |
Стебель | | |
Корень | | |
Цветок (или соцветие) | | |
Вывод: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.
Задание 6. Прочитайте текст учебника стр.165 и запишите что такое норма реакции.
Норма реакции - ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.
Задание 7. Выполните лабораторную работу №2
Лабораторная работа №2 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Цель: доказать, что модификационная изменчивость ограничивается нормой реакции, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Оборудование: листья лавра, семена бобов или колосья пшеницы, линейка.
Ход работы:
1. Рассмотрите семена бобов, листья лавра или колосья пшеницы, измерьте их длину.
2. Расположите семена в порядке возрастания, запишите ряд чисел, отображающий последовательное изменение признака. Под этим рядом запишите второй ряд чисел, показывающий частоту встречаемости данного признака. Тоесть, постройте вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
Длинна (V варианта, численное значение признака) | | | | | | | | | | |
Кол-во экземпляров (P частота встречаемости признака) | | | | | | | | | | |
Постройте график зависимости частоты встречаемости признака (P) от варианты (V).
4. Сделайте вывод: какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Вывод____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________.
Задание 6. Подумайте и подчеркните из предложенного списка особенности, характерные для модификационной (фенотипической) изменчивости.
Особенности:
возникает внезапно, случайно;
возникает под воздействием условий среды и адекватна им;
носит массовый характер;
индивидуальна;
не наследуется;
передается по наследству;
необратима;
обратима;
полезна организму;
вредна для организма.