СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: Молярный объем газообразных веществ. 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение понятия о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль,  кмоль; молярная масса; представление о постоянной Авогадро. Дается понятие о молярном объеме газов и нормальных условиях газов, сформулирован закон Авогадро.

Выполнение упражнений с использованием понятий «объем», «молярный объем», «масса», «молярная масса», «количество вещества». 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Молярный объем газообразных веществ. 8 класс»

химия 8 класс. Урок 18/4. "Молярный объем газообразных веществ"

Тип урока – Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.


Цель: Повторить понятия о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль; молярная масса; представление о постоянной Авогадро. Дать понятие о молярном объеме газов и нормальных условиях газов, сформулировать закон Авогадро.

Задачи:

Обучающие: способствовать выполнению упражнений с использованием понятий «объем», «молярный объем», «масса», «молярная масса», «количество вещества».

Развивающие: продолжить формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками быстрого счета.

Воспитательные: воспитание любознательности, умения работать в группе, воспитание личности с высоким уровнем культуры, формирование потребности в познавательной деятельности.

Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы обучения: Беседа, рассказ с демонстрацией презентации. Самостоятельная работа учащихся при ответах на вопросы и решении задач. Записи на доске и в тетрадях.

Ход урока:

№ структурного

элемента

Структурный элемент урока.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

Время.

1.

Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока, его место. Тема 2. Простые вещества. Урок 4. "Молярный объем газообразных веществ" (Слайд 1)

Записывают тему урока в тетрадях.

2 мин.

2.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания методом ответов на вопросы с взаимопроверкой.

(Слайд 2)

I вариант

1. Что такое количество вещества?

2. Запишите формулу определения массы вещества.

3. Что показывает число Авогадро?

4. Какую массу имеет N2 количеством 0,5 моль?

5. Сколько молекул содержится в 1,5 молях NaCl?

II вариант

1. Что такое 1 моль вещества?

2. Запишите формулу определения числа молекул.

3. Что показывает молярная масса?

4. Определите число молекул кислорода в 2 моль О2.

5. Масса 2 моль воды равна:

Взаимопроверка (Слайд 3, 4)

Работа в паре. Отвечают на вопросы по вариантам, записывают на отдельных листах ответов.

Обмениваются листами и проводят взаимопроверку, подсчитывают и записывают количество правильных ответов.


10 мин

3.

Объяснение нового материала.

1) Что такое нормальные условия для газов?2) Молярный объем любого газа составляет 22, 4 л. (Слайд 5) 3)Новая формула количества вещества n = V/Vm .

Но для газообразных веществ понятие моль имеет еще одну важную особенность: такое количество частиц любого газа всегда занимает одинаковый объем. (Слайд 6)

Вот как это выяснилось. Французский химик и физик Гей-Люссак в 1808 году изучал удивительную (по тем временам) химическую реакцию, в которой из двух газов – хлористого водорода и аммиака - получалось твердое кристаллическое вещество - хлорид аммония: HCl (газ) + NH3 (газ) = NH4Cl (крист.)

Обнаружилось, что для реакции требуются равные объемы обоих газов – HCl и NH3. Если один из этих газов вначале имелся в избытке, то по окончании реакции этот избыток оставался неиспользованным.

Гей-Люссак проводил свои опыты в замкнутом сосуде – достаточно прочном для того, чтобы выдержать реакции, идущие с взрывом. Поэтому он смог изучить и некоторые другие реакции между газами. Выяснилось, что два объема водорода со взрывом реагируют с одним объемом кислорода, образуя 2 объема газообразных водяных паров:

2 H2 + O2 = 2 H2O (все вещества – газообразные)

Далее: один объем водорода реагирует с одним объемом хлора, давая 2 объема газообразного хлористого водорода:

H2 + Cl2 = 2 HCl (все вещества – газообразные)

В этих и других экспериментах неизменно обнаруживалось, что газы реагируют между собой (и образуются тоже) в простых целочисленных объемных отношениях.

Гей-Люссак опубликовал свои наблюдения, не делая из них никаких выводов. Важные выводы спустя три года сделал итальянский химик Амедео Авогадро.

Он предположил, что равные объемы  любых газов содержат равное число молекул.

Молекулы газов не связаны между собой крепкими связями, как молекулы или атомы твердых веществ (отсутствуют силы межмолекулярного притяжения). Объем, который они занимают, при прочих равных условиях (температуре и давлении) зависит только от числа молекул газа, но не от конкретного вида этих молекул, поскольку молекулы никак не связаны между собой. Поэтому одинаковые количества молекул разных газов должны занимать одинаковые объемы при данных температуре и давлении и реагировали между собой без остатка.

Как правильно полагал Авогадро, только тогда, когда газы занимали одинаковый объем, N молекул одного газа и N молекул другого газа взаимодействовали без остатка в опытах Гей-Люссака. Впоследствии гипотеза о равном числе молекул в одинаковых объемах газов подтвердилось в многочисленных экспериментах.

Так был сформулирован закон, справедливо названный впоследствии ЗАКОНОМ АВОГАДРО:

Равные объемы любых газов (при одинаковых температуре и давлении) содержат равное число молекул.

Оформляют в тетрадях конспект урока.

Записывают нормальные условия для газов, формула количества вещества

n = V/Vm .



Составляют схематичный опорный конспект по информации слайдов 5, 6.













































Слайд 7. Записывают и зарисовывают схематично информацию со слайда.





















Записывают в тетрадь:

формулировку закона Авогадро,

определение молярного объема газов,

формулы, выражающие взаимосвязь физических величин: массы, числа молекул, объема, плотности, количества вещества и относительной плотности газов.

(Слайд 8-10)

15 мин



4.

Практическая часть.


10 мин

Закрепление изученного материала. (Слайд 10)


На листах ответов записывают соотношение между названием и соразмерностью физических величин (Слайд 11).

Осуществляют взаимопроверку (Слайд 12)

2 мин

Решение расчетных задач.

Разбираю примеры решения задач, обращаю внимание учащихся на правильное оформление задач (Слайд 13).

Задаю самостоятельную работу по решению задач.

(Слайд 14)


Записывают решения задач в тетрадь. (Слайд 13).


Решают задачи № 1-5 (Слайд 14)

8 мин

5.

Подведение итогов урока. Выставление оценок по листам ответа. За каждое задание по 5 баллов. Всего максимально 10 баллов в листах ответа.

Оценки соответственно: 5 – 9-10 баллов;

4 – 7-8 баллов;

3 – 5-6 баллов;

2 – 0-4 балла.

Учащиеся проговаривают количество баллов, полученных на уроке.

Листы с ответами сдают учителю.

Задают вопросы.

3 мин

6.

Сообщает домашнее задание. §16 , упр.1-5, с. 85

Задают вопросы. Записывают домашнее задание.

2 мин