2. | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания методом ответов на вопросы с взаимопроверкой. (Слайд 2) I вариант 1. Что такое количество вещества? 2. Запишите формулу определения массы вещества. 3. Что показывает число Авогадро? 4. Какую массу имеет N2 количеством 0,5 моль? 5. Сколько молекул содержится в 1,5 молях NaCl? II вариант 1. Что такое 1 моль вещества? 2. Запишите формулу определения числа молекул. 3. Что показывает молярная масса? 4. Определите число молекул кислорода в 2 моль О2. 5. Масса 2 моль воды равна: Взаимопроверка (Слайд 3, 4) | Работа в паре. Отвечают на вопросы по вариантам, записывают на отдельных листах ответов. Обмениваются листами и проводят взаимопроверку, подсчитывают и записывают количество правильных ответов. | 10 мин |
3. | Объяснение нового материала. 1) Что такое нормальные условия для газов?2) Молярный объем любого газа составляет 22, 4 л. (Слайд 5) 3)Новая формула количества вещества n = V/Vm . Но для газообразных веществ понятие моль имеет еще одну важную особенность: такое количество частиц любого газа всегда занимает одинаковый объем. (Слайд 6) Вот как это выяснилось. Французский химик и физик Гей-Люссак в 1808 году изучал удивительную (по тем временам) химическую реакцию, в которой из двух газов – хлористого водорода и аммиака - получалось твердое кристаллическое вещество - хлорид аммония: HCl (газ) + NH3 (газ) = NH4Cl (крист.) Обнаружилось, что для реакции требуются равные объемы обоих газов – HCl и NH3. Если один из этих газов вначале имелся в избытке, то по окончании реакции этот избыток оставался неиспользованным. Гей-Люссак проводил свои опыты в замкнутом сосуде – достаточно прочном для того, чтобы выдержать реакции, идущие с взрывом. Поэтому он смог изучить и некоторые другие реакции между газами. Выяснилось, что два объема водорода со взрывом реагируют с одним объемом кислорода, образуя 2 объема газообразных водяных паров: 2 H2 + O2 = 2 H2O (все вещества – газообразные) Далее: один объем водорода реагирует с одним объемом хлора, давая 2 объема газообразного хлористого водорода: H2 + Cl2 = 2 HCl (все вещества – газообразные) В этих и других экспериментах неизменно обнаруживалось, что газы реагируют между собой (и образуются тоже) в простых целочисленных объемных отношениях. Гей-Люссак опубликовал свои наблюдения, не делая из них никаких выводов. Важные выводы спустя три года сделал итальянский химик Амедео Авогадро. Он предположил, что равные объемы любых газов содержат равное число молекул. Молекулы газов не связаны между собой крепкими связями, как молекулы или атомы твердых веществ (отсутствуют силы межмолекулярного притяжения). Объем, который они занимают, при прочих равных условиях (температуре и давлении) зависит только от числа молекул газа, но не от конкретного вида этих молекул, поскольку молекулы никак не связаны между собой. Поэтому одинаковые количества молекул разных газов должны занимать одинаковые объемы при данных температуре и давлении и реагировали между собой без остатка. Как правильно полагал Авогадро, только тогда, когда газы занимали одинаковый объем, N молекул одного газа и N молекул другого газа взаимодействовали без остатка в опытах Гей-Люссака. Впоследствии гипотеза о равном числе молекул в одинаковых объемах газов подтвердилось в многочисленных экспериментах. Так был сформулирован закон, справедливо названный впоследствии ЗАКОНОМ АВОГАДРО: Равные объемы любых газов (при одинаковых температуре и давлении) содержат равное число молекул. | Оформляют в тетрадях конспект урока. Записывают нормальные условия для газов, формула количества вещества n = V/Vm .
Составляют схематичный опорный конспект по информации слайдов 5, 6.
Слайд 7. Записывают и зарисовывают схематично информацию со слайда.
Записывают в тетрадь: формулировку закона Авогадро, определение молярного объема газов, формулы, выражающие взаимосвязь физических величин: массы, числа молекул, объема, плотности, количества вещества и относительной плотности газов. (Слайд 8-10) | 15 мин |