СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: Ориентирование по плану и на местности (6 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Ориентирование по плану и на местности" рассчитан на  часа. При изучении данной темы главная задача научить ребят пользоваться компасом (ориентироваться как по сторонам горизонта, так и по азимуту, а также по часам). Большую часть урока выполняем практические задания. Работу провожу  индивидуальную и в группах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Ориентирование по плану и на местности (6 класс)»

Тема урока

6 класс

Ориентирование по плану и на местности (2 часа).

Цель урока

  1. Выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;

  2. показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

  3. раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;

  4. формировать умение работать с компасом.

Оборудование урока

  1. Физическая карта полушарий.

  2. Таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

  3. Атласы для работы по карточкам Омской картографической фабрики (коричневые).

Ход урока



























  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного.

1 урок.

Письменный опрос. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1.

  1. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от высоты 162,3 м до моста.

  2. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от моста до озера.

  3. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от сарая до болота.

  4. Переведите из именованного масштаба в численный:

  1. в 1 см – 45 км

  2. в 1 см – 750 м

  3. в 1 см – 2 км

  1. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 500

  2. 1 : 25 000 000

Карточка № 2.

  1. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Варшавы до города Минска.

  2. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Берлина до города Кишинева.

  3. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Копенгагена до города Москвы.

  4. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 5 000

  2. 1 : 60 000

  3. 1 : 8 500 000

  1. Переведите из именованного масштаба в численный:

А. в 1 см – 250 м

Б. в 1 см – 75 км

Карточка № 3.

  1. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от сарая до моста.

  2. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от болота до озера.

  3. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от моста до одиноко стоящего дерева.

  4. Переведите из именованного масштаба в численный:

  1. в 1 см – 450 км

  2. в 1 см – 15 м

  3. в 1 см – 35 км

  1. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 75 000

  2. 1 : 4 500 000

КЛЮЧ

вопрос

карточка 1

карточка 2

карточка 3

1

450 м

500 км

550м

2

480 м

1 300 км

630 м

3

500 м

1 600 км

600 м

4 А

1 : 4 500 000

в 1см – 50м

1 : 45 000 000

Б

1: 75 000

в 1см – 600м

1: 1 500

В

1 : 200 000

в 1см – 85км

1 : 3 500 000

5 А

в 1см – 5м

1 : 25 000

в 1см – 750м

Б

в 1см – 250км

1 : 7 500 000

в 1см – 45км

ШКАЛА ОЦЕНОК

оценка

кол-во правильных ответов


сильный класс

слабый класс

5

8

8 - 7

4

7 – 6

6 – 5

3

5 - 4

4 - 3

2

3 и менее

2 и менее

Устный опрос.

  1. Что такое масштаб?

Для чего он нужен?

Какие виды масштабы вы знаете?

Расскажите о численном масштабе.

  1. Расскажите о именованном масштабе и линейном.

2 урок.

Письменный опрос. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1.

  1. Подпишите стороны горизонта.

    1 –

    2 –

    3 –

    4 –

    5 –

  2. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 50 000

  2. 1 : 650 000

  3. 1 : 3 500 000

Карточка № 2.

  1. Подпишите стороны горизонта.

    1 –

    2 –

    3 –

    4 –

    5 –

  2. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 3 000

  2. 1 : 6 500 000

  3. 1 : 850 000

Карточка № 3.

  1. Подпишите стороны горизонта.

    1 –

    2 –

    3 –

    4 –

    5 –

  2. Переведите из именованного масштаба в численный:

  1. в 1 см – 3 км

  2. в 1 см – 650 м

  3. в 1 см – 250 км

Карточка № 4.

  1. Ориентирование по Солнцу. В

    В каком направлении часового циферблата будет находится:

    • юг,

    • север,

    • запад,

    • восток? Если время 7.00.

  2. Переведите из именованного масштаба в численный:

А. в 1 см – 30 м

Б. в 1 см – 65 км

В. в 1 см – 250 м

Г. В 1 см – 950 км

Карточка № 5.

  1. Ориентирование по Солнцу.

    В каком направлении часового циферблата будет находится:

    • юг,

    • север,

    • запад,

    • восток? Если время 11.00.

  2. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 300 000

  2. 1 : 600

  3. 1 : 85 000 000

  4. 1 : 7 500

Карточка № 6.

  1. Ориентирование по Солнцу.

    В каком направлении часового циферблата будет находится:

    • юг,

    • север,

    • запад,

    • восток? Если время 21.00.

  2. Переведите из именованного масштаба в численный:

А. в 1 см – 500 км

Б. в 1 см – 650 м

В. в 1 см – 550 м

Г. в 1 см – 90 км


КЛЮЧ

вопрос

карточка 1

карточка 2

карточка 3

1

С-В

С

С-З

2

Ю-В

С-В

С-В

3

Ю

В

Ю-В

4

З

Ю-В

Ю

5

С-З

З

Ю-З

2 А

в 1см – 500 м

в 1см – 30 м

1 : 300 000

Б

в 1см – 6 500м (6,5 км)

в 1см – 65 км

1 : 65 000

В

в 1см – 35км

в 1см – 8 500м (8,5 км)

1 : 25 000 000


вопрос

карточка 4

карточка 5

карточка 6

1 Ю

10

12

11

С

4

6

5

З

1

3

2

В

7

9

8

5

1 : 3 000

в 1см – 3 км

1 : 50 000 000

2 А

1 : 6 500 000

в 1см – 6 м

1 : 65 000

Б

1: 25 000

в 1см – 850 км

1: 55 000

В

1 : 95 000 000

в 1см – 75 м

1 : 9 000 000


ШКАЛА ОЦЕНОК

оценка

кол-во правильных ответов


сильный класс

слабый класс

5

8

8 - 7

4

7 – 6

6 – 5

3

5 - 4

4 - 3

2

3 и менее

2 и менее

Устный опрос.

  1. Какие способы ориентирования вы знаете?

Как можно ориентироваться по часам?

Если часовая стрелка указывает на Солнце цифрой «5», в каком направлении будет ЮГ? (юг на «3» часа).

  1. Как ориентироваться можно по природным объектам?

Если часовая стрелка указывает на Солнце цифрой «7», в каком направлении будет ЮГ? (юг на «4» часа).

  1. Изучение нового материала.

1 урок

  1. У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».

Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

  1. Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.

Рисунок 1.


Дополнительные промежуточные стороны горизонта рассмотрим на рисунок 2.

  1. Ориентирование по часам.

Записать в тетради.

Направим стрелку часовую,

На солнца точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой час,

Есть угол - важен он для нас.

Делите угол пополам

И сразу юг найдете там.

Объяснить на примере стихотворения и рисунков ориентирование по Солнцу.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

  1. Можно определить стороны горизонта по природным объектам.

Как еще можно определить направления горизонта по природным объектам подумаете дома, посоветуетесь с родителями?

2 урок.

  1. Позднее для ориентирования был изобретен прибор — компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае.

Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

Далее изучаем, как устроен компас. Намагниченная стрелка компаса с окрашенным (синим) концом всегда направлена на север. По компасу определяют азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.

Запись в тетради.

Начала шкалы азимута, является сторона горизонта «север».

Работа с учебником.

Стр. 16 рисунок 8.

Определение азимута:

  • сарая – 45°;

  • дерева – 120°;

  • колодец – 240°;

  • мост – 310°.

  1. Вместе с учащимися работаем по рисунку, определяем азимут.

азимут:

  • одиночного дерева – 180°;

  • лес – 135°;

  • смешанный лес – 90°;

  • дорога – 315°.


  1. Закрепления изученного.

1 урок.

  1. Перечислите основные стороны горизонта.

  2. Перечислите промежуточные стороны горизонта.

  3. В каком направлении будет юг, если часовая стрелка находится на:

  • 18 часах;

  • 11 часах;

  • 16 часах.

2 урок.

  1. Определите по компасу азимут:

  • двери;

  • учительского стола;

  • последней парты 3 ряда.

  1. Назовите азимут:

  • севера;

  • северо-запада;

  • юго-востока;

  • востока;

  • северо-северо-востока (22,5°).

  1. Подведение итога.

  2. Домашнее задание.

1 урок.

§ 6 п. 1, 2, ориентирование по часам, Солнцу, способы ориентирования по природным объектам. Принести компас.

2 урок.

§ 6, определять азимут.






Карточка № 1.

  1. Подпишите стороны горизонта.

    1 –

    2 –

    3 –

    4 –

    5 –

  2. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 50 000

  2. 1 : 650 000

  3. 1 : 3 500 000


Карточка № 2.

  1. Подпишите стороны горизонта.

    1 –

    2 –

    3 –

    4 –

    5 –

  2. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 3 000

  2. 1 : 6 500 000

  3. 1 : 850 000


Карточка № 3.

1. Подпишите стороны горизонта.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

2. Переведите из численного масштаба в численный:

А. в 1 см – 3 км

Б. в 1 см – 650 м

В. в 1 см – 250 км

Карточка № 1.

  1. Подпишите стороны горизонта.

    1 –

    2 –

    3 –

    4 –

    5 –

  2. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 50 000

  2. 1 : 650 000

  3. 1 : 3 500 000


Карточка № 2.

  1. Подпишите стороны горизонта.

    1 –

    2 –

    3 –

    4 –

    5 –

  2. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 3 000

  2. 1 : 6 500 000

  3. 1 : 850 000


Карточка № 3.

1. Подпишите стороны горизонта.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

2. Переведите из численного масштаба в численный:

А. в 1 см – 3 км

Б. в 1 см – 650 м

В. в 1 см – 250 км



Карточка № 1.

  1. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от высоты 162,3 м до моста.

  2. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от моста до озера.

  3. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от сарая до болота.

  4. Переведите из именованного масштаба в численный:

  1. в 1 см – 45 км

  2. в 1 см – 750 м

  3. в 1 см – 2 км

  1. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 500

  2. 1 : 25 000 000



Карточка № 2.

  1. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Варшавы до города Минска.

  2. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Берлина до города Кишинева.

  3. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Копенгагена до города Москвы.

  4. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 5 000

  2. 1 : 60 000

  3. 1 : 8 500 000

  1. Переведите из именованного масштаба в численный:

А. в 1 см – 250 м

Б. в 1 см – 75 км



Карточка № 3.

  1. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от сарая до моста.

  2. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от болота до озера.

  3. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от моста до одиноко стоящего дерева.

  4. Переведите из именованного масштаба в численный:

  1. в 1 см – 450 км

  2. в 1 см – 15 м

  3. в 1 см – 35 км

  1. Переведите из численного масштаба в именованный:

  1. 1 : 75 000

  2. 1 : 4 500 000


Карточка № 1.

1. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от высоты 162,3 м до моста.

2. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от моста до озера.

3. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от сарая до болота.

4. Переведите из именованного масштаба в численный:

А. в 1 см – 45 км

Б. в 1 см – 750 м

В. в 1 см – 2 км

5. Переведите из численного масштаба в именованный:

А. 1 : 500

Б. 1 : 25 000 000



Карточка № 2.

1. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Варшавы до города Минска.

2. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Берлина до города Кишинева.

3. Определите по физической карте Российской Федерации (атласа) расстояние на местности от города Копенгагена до города Москвы.

4. Переведите из численного масштаба в именованный:

А. 1 : 5 000

Б. 1 : 60 000

В. 1 : 8 500 000

5. Переведите из именованного масштаба в численный:

А. в 1 см – 250 м

Б. в 1 см – 75 км



Карточка № 3.

1. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от сарая до моста.

2. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от болота до озера.

3. Определите по плану (форзац учебника 1) расстояние на местности от моста до одиноко стоящего дерева.

4. Переведите из именованного масштаба в численный:

А. в 1 см – 450 км

Б. в 1 см – 15 м

В. в 1 см – 35 км

5. Переведите из численного масштаба в именованный:

А. 1 : 75 000

Б. 1 : 4 500 000



Карточка № 4.

1. Ориентирование по Солнцу.

В каком направлении часового циферблата будет находится:

• юг,

• север,

• запад,

• восток? Если время 7.00.

2. Переведите из численного масштаба в численный:

А. в 1 см – 30 м

Б. в 1 см – 65 км

В. в 1 см – 250 м

Г. в 1 см – 950 км


Карточка № 5.

1. Ориентирование по Солнцу.

В каком направлении часового циферблата будет находится:

• юг,

• север,

• запад,

• восток? Если время 11.00.

2. Переведите из численного масштаба в численный:

  1. 1 : 300 000

  2. 1 : 600

  3. 1 : 85 000 000

  4. 1 : 7 500


Карточка № 6.

1. Ориентирование по Солнцу.

В каком направлении часового циферблата будет находится:

• юг,

• север,

• запад,

• восток? Если время 21.00.

2. Переведите из численного масштаба в численный:

А. в 1 см – 500 км

Б. в 1 см – 650 м

В. в 1 см – 550 м

Г. в 1 см – 90 км

Карточка № 4.

1. Ориентирование по Солнцу.

В каком направлении часового циферблата будет находится:

• юг,

• север,

• запад,

• восток? Если время 7.00.

2. Переведите из численного масштаба в численный:

А. в 1 см – 30 м

Б. в 1 см – 65 км

В. в 1 см – 250 м

Г. в 1 см – 950 км


Карточка № 5.

1. Ориентирование по Солнцу.

В каком направлении часового циферблата будет находится:

• юг,

• север,

• запад,

• восток? Если время 11.00.

2. Переведите из численного масштаба в численный:

  1. 1 : 300 000

  2. 1 : 600

  3. 1 : 85 000 000

  4. 1 : 7 500


Карточка № 6.

1. Ориентирование по Солнцу.

В каком направлении часового циферблата будет находится:

• юг,

• север,

• запад,

• восток? Если время 21.00.

2. Переведите из численного масштаба в численный:

А. в 1 см – 500 км

Б. в 1 см – 650 м

В. в 1 см – 550 м

Г. в 1 см – 90 км