1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Организационный момент. Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. (С. №1) За окнами осень – чудесная пора, золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. Подготовка к объяснению нового материала.
Откройте тетради, запишите число. Вспомните, что вам известно о подлежащем? Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения? Обратимся к Памятке и проверим себя. (С. №2) Рифмовка «Главные члены предложения» Когда перед вами задача – найти Главные члены предложения, Прежде всего, отыщите глагол, Глагол в любом наклонении. Потом от него мы вопросы Кто? Что? К другим словам направляем И подлежащее, как на крючок, На эти вопросы поймаем. Предлагаю выполнить задание: (С. №3) Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего; реку, Грека, ехал, через; везёт, на, Соньку, Санька, санках; (существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?) мать, дочь, любит; (подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей) велосипед, грузовик, разбил; (подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла) Сообщение темы и цели урока. Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (С. №4) «Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь. Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся) Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. Цель урока: Сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения. Существуют различные точки зрения, но обычно именно подлежащее характеризуют как грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет речи, который управляет другим главным членом предложения сказуемым. Как же выражается в предложении предмет речи? Какие части речи могут играть эту роль? Объяснение нового материала. Завтра обязательно наступит. Учиться всегда пригодится. -
В роли подлежащего выступает 1-наречие и 2-инфинитив, а непривычное для нас существительное или местоимение в именительном падеже. Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания. Я предлагаю вам магический квадрат, в котором спрятались части речи , их нужно отыскать.(С. №6) су | | ин | | ви | | | ен | | е | | на | | ль | | фи | | | че | | но | | ще | | ни | | те | | | ич | тив | | | ст | ла | | | ль | | | при | те | | ни | | те | | | но | | ме | | | га | | ст | | со | | ие | пр | | чи | | сло | | ит | | | е | | во | е | | | ре | | ас | | | е | | | сл | | та | | е | ль | | ти | | им | но | чи | | ие | | | о | Выполняя это задание, вы не только находили части речи, но и развивали своё внимание, наблюдательность и зрительную зоркость. Анализируются примеры.(С. №7) Способ выражения подлежащего | Пример | Существительное в именительном падеже | Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч. | Местоимение в именительном падеже | Со школьных лет я чувствовал красоту языка. | Прилагательное | Стойкий всегда побеждает. | Наречие | Сегодня не похоже на вчера. | Числительное | Одиннадцать - нечетное число. | Причастие | Провожающие стояли у вагона. | Глагол (инфинитив) | Встретить друга - большая радость. | Словосочетание | Вечером мы с братом будем заливать каток. | Физминутка. (С. №8-19) Вы – умницы, хорошо справились с заданием, порадовали меня своими знаниями, поэтому я вас приглашаю на осеннюю прогулку. Демонстрация презентации «Осенняя прогулка».
Закрепление нового материала. Два ученика получают индивидуальное задание и работают у доски. ( приложение 1, 2 ) Коллективная работа. Записываются предложения под диктовку. Прошло несколько дней. Светлое завтра в наших руках. Задание: выделить грамматические основы, указать, чем выражено подлежащее. Большое окно было распахнуто. (С. №20) Большое видится на расстоянии. Обратим внимание на предложения. - Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (1 – определение, 2 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что?, и его признак). Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую). (С. №21-23) Субстантива́ция — переход в разряд имён существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных) вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет. Субстантивация — древний и вместе с тем развивающийся процесс. Например некоторые прилагательные очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами (ов) и (ин), обозначающие фамилии и названия населенных пунктов: Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др. Примеры явления из более позднего времени — использование в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная. Субстантивация бывает полная и частичная. О полной субстантивации говорится тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные, русский народ и русский). - Составьте два предложения со словом «отдыхающая», но в 1-ом предложении – причастие; во 2-ом – субстантивированное существительное. (например, Отдыхающая девочка сидела у окна. Отдыхающая сидела у окна.) (С. №24) Исследовательская работа (приложение 2) Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам решить тест. Вы проверите себя насколько усвоили новый материал. Тест «Способы выражения подлежащего». 1. Дежурные внимательно следили за порядком. 2. Сквозь тучи пробился луч солнца. 3. Вчера посадили мы дерево. 4. Люблю грозу в начале мая. 5. Отправился Иван - царевич на поиски своей невесты. 6. Хороша была Танюша. 7. Жили- были дед да баба. 8. Каждый пошел в свой дом. 9. Комендантша с дочерью удалились. 10. Кто - то угрюмо молчал. 11. Для меня жить – значит работать. 12. Красота есть обещание счастья. Итог урока. У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались? Кто может ответить на данный вопрос? Тогда у меня есть корзина вопросов к вам. Что такое подлежащее? Какая часть речи может занять место подлежащего? Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? Домашнее задание (С. №25) Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего. Рефлексия. (С. №26) У вас на столе лежат осенние листья. Если вам урок понравился, было интересно- выберите красный листочек, если вы остались равнодушными, вам было неуютно, возьмите коричневый листок, а если вам наш урок не понравился – жёлтый цветок. | Учащиеся записывают число Примерные ответы учащихся (Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.) Возможны ответы (да, нет, не всегда) Учащиеся находят подлежащее, определяют способ выражения Учащиеся записывают тему в тетрадь Звучат ответы учащихся Учащиеся отыскивают грамматическую основу предложения и определяют способ выражения подлежащего Идет работа в парах. Дети определяют части речи. Они называют: - имя существительное; - местоимение; - имя прилагательное; - наречие; - имя числительное; - причастие; - глагол (инфинитив); - словосочетание. Дети делают вывод, что в роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка. Просматривают слайды. Презентация выполнена группой учащихся . Анализируются примеры, затем проверяются индивидуальные задания. Учащиеся определяют, что общим является слово «большое» Индивидуальная работа учащегося. Задание получено накануне. Найти определение термина в словаре или обратиться к Интернету. Определение записывается в конспекты. Индивидуальная работа Самостоятельная работа Самопроверка. Дети достают вопросы из корзинки и дают ответы. Учащиеся выбирают осенний листок определённого цвета. |