СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Подлежащее и способы его вырожения" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Подлежащее и способы его вырожения" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Подлежащее и способы его вырожения" 8 класс»

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Озерская средняя общеобразовательная школа»








Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: «Подлежащее и способы его выражения»


Учебник «Русский язык. 8 класс» авторы С. Г. Бархударов и др.

Авторская программа

Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. М.,»Просвещение»,2009г.


Формы работы на уроке:

1) Технология коллективного способа обучения.

2) Технология личностно – ориентированного обучения.

3) Информационные технологии.

4)Дифференцированно – групповая работа.

5) Индивидуальная работа.

6) Игровая деятельность.

  

 



 

 

Составитель:

Тараданова Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория.

 

 








с. Озёрки 2012 г.

Цели урока: 

  1. Расширение понятия о подлежащем и способах его выражения.

  2. Развитие умения находить подлежащее в предложении.

  3. Воспитание любви к родной природе.


Задачи урока: 

  1. Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

  2. Показать явления субстантивации слов на примере подлежащего.

  3. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

  4. Показать красоту родной природы.


Оборудование к уроку: 
Компьютер, проектор, маленькая корзинка с приготовленными вопросами, раздаточный материал (Приложение 1,2), презентации: «Подлежащее и способы его выражения», «Осенняя прогулка».

































Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1










2






































3





















4




























































5








6













7




















































8



















9












10






11

Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. 
(С. №1) За окнами осень – чудесная пора, золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока.


Подготовка к объяснению нового материала. 

Откройте тетради, запишите число. 

  • Вспомните, что вам известно о подлежащем?

  • Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения?

Обратимся к Памятке и проверим себя. (С. №2) 


Рифмовка «Главные члены предложения» 


Когда перед вами задача – найти 
Главные члены предложения, 
Прежде всего, отыщите глагол, 
Глагол в любом наклонении. 
Потом от него мы вопросы Кто? Что? 
К другим словам направляем 
И подлежащее, как на крючок, 
На эти вопросы поймаем. 


Предлагаю выполнить задание: (С. №3)


Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: 


  1. Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

  2. реку, Грека, ехал, через;

  3. везёт, на, Соньку, Санька, санках; (существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?)

  4. мать, дочь, любит; (подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей)

  5. велосипед, грузовик, разбил; (подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)


Сообщение темы и цели урока. 

  • Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (С. №4) «Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь.

  • Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся)

  • Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок.

Цель урока: Сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения. 

Существуют различные точки зрения, но обычно именно подлежащее характеризуют как грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет речи, который управляет другим главным членом предложения сказуемым. Как же выражается в предложении предмет речи? Какие части речи могут играть эту роль?


Объяснение нового материала.


  • Запишите в тетради 2 предложения: (С.№5)

  1. Завтра обязательно наступит.

  2. Учиться всегда пригодится.

  • Найдите грамматическую основу предложения и укажите, чем выражено подлежащее.

В роли подлежащего выступает 1-наречие и 2-инфинитив, а непривычное для нас существительное или местоимение в именительном падеже.

Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания. Я предлагаю вам магический квадрат, в котором спрятались части речи , их нужно отыскать.(С. №6)


су


ин


ви



ен


е


на


ль


фи



че


но


ще


ни


те



ич

тив



ст

ла



ль



при

те


ни


те



но


ме



га


ст


со


ие

пр


чи


сло


ит



е


во

е



ре


ас



е



сл


та


е

ль


ти


им

но

чи


ие



о


Выполняя это задание, вы не только находили части речи, но и развивали своё внимание, наблюдательность и зрительную зоркость.

Анализируются примеры.(С. №7)


Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в именительном падеже

Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч.

Местоимение в именительном падеже

Со школьных лет я чувствовал красоту языка.

Прилагательное

Стойкий всегда побеждает.

Наречие

Сегодня не похоже на вчера.

Числительное

Одиннадцать - нечетное число.

Причастие

Провожающие стояли у вагона.

Глагол (инфинитив)

Встретить друга - большая радость.

Словосочетание

Вечером мы с братом будем заливать каток.


Физминутка. (С. №8-19)


Вы – умницы, хорошо справились с заданием, порадовали меня своими знаниями, поэтому я вас приглашаю на осеннюю прогулку. 
Демонстрация презентации «Осенняя прогулка». 

Закрепление нового материала.


Два ученика получают индивидуальное задание и работают у доски. ( приложение 1, 2 )


Коллективная работа. Записываются предложения под диктовку.


Прошло несколько дней. Светлое завтра в наших руках.

Задание: выделить грамматические основы, указать, чем выражено подлежащее.


  1. Большое окно было распахнуто. (С. №20)

  2. Большое видится на расстоянии.

Обратим внимание на предложения. 
- Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (1 – определение, 2 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что?, и его признак). 
Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую). (С. №21-23)

Субстантива́ция — переход в разряд имён существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных) вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет.

Субстантивация — древний и вместе с тем развивающийся процесс. Например некоторые прилагательные очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами (ов) и (ин), обозначающие фамилии и названия населенных пунктов: Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.

Примеры явления из более позднего времени — использование в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная.

Субстантивация бывает полная и частичная.

О полной субстантивации говорится тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое).

При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные, русский народ и русский).


- Составьте два предложения со словом «отдыхающая», но в 1-ом предложении – причастие; во 2-ом – субстантивированное существительное. 
(например, Отдыхающая девочка сидела у окна. 
Отдыхающая сидела у окна.) (С. №24)


Исследовательская работа (приложение 2)


Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам решить тест. Вы проверите себя насколько усвоили новый материал. Тест «Способы выражения подлежащего».


1. Дежурные внимательно следили за порядком.

2. Сквозь тучи пробился луч солнца.

3. Вчера посадили мы дерево.

4. Люблю грозу в начале мая.

5. Отправился Иван - царевич на поиски своей невесты.

6. Хороша была Танюша.

7. Жили- были дед да баба.

8. Каждый пошел в свой дом.

9. Комендантша с дочерью удалились.

10. Кто - то угрюмо молчал.

11. Для меня жить – значит работать.

12. Красота есть обещание счастья.


Итог урока. 

  • У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?

  • Кто может ответить на данный вопрос?

  • Тогда у меня есть корзина вопросов к вам.


  1. Что такое подлежащее?

  2. Какая часть речи может занять место подлежащего?

  3. Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных?


Домашнее задание (С. №25)

  1. Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.

Рефлексия.  (С. №26) У вас на столе лежат осенние листья. Если вам урок понравился, было интересно- выберите красный листочек, если вы остались равнодушными, вам было неуютно, возьмите коричневый листок, а если вам наш урок не понравился – жёлтый цветок.













Учащиеся записывают число


Примерные ответы учащихся

(Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.)

Возможны ответы (да, нет, не всегда)





Учащиеся находят подлежащее, определяют способ выражения


















Учащиеся записывают тему в тетрадь






Звучат ответы учащихся
















Учащиеся отыскивают грамматическую основу предложения и определяют способ выражения подлежащего









Идет работа в парах.

Дети определяют части речи. Они называют:

- имя существительное;

- местоимение;

- имя прилагательное;

- наречие;

- имя числительное;

- причастие;

- глагол (инфинитив);

- словосочетание.





























Дети делают вывод, что в роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка.



Просматривают слайды.

Презентация выполнена группой учащихся .





Анализируются примеры, затем проверяются индивидуальные задания.












Учащиеся определяют, что общим является слово «большое»












Индивидуальная работа учащегося. Задание получено накануне. Найти определение термина в словаре или обратиться к Интернету.

Определение записывается в конспекты.
































Индивидуальная работа


Самостоятельная работа





Самопроверка.




















Дети достают вопросы из корзинки и дают ответы.











Учащиеся выбирают осенний листок определённого цвета.















Приложения


Приложение №1. Карточки для индивидуальной работы.


Карточка №1

Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу предложения, укажите, чем выражено подлежащее.

Вошедший привлёк всеобщее внимание. Курить – здоровью вредить.


Карточка №2


Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу предложения, укажите, чем выражено подлежащее.


Приложение №2. Карточка для исследовательской работы.


Выразительно прочитайте текст. Определите, к какому типу и стилю речи относится данный текст. Сделайте вывод: какая часть речи чаще всего выражает подлежащее.


Речь красна слушанием. В пословице так говорится, потому что народ давно заметил, как важно, чтобы тебя услышали, поняли. Если человек говорит красиво, правильно, но так, что его речь не воспринимают, в ней не будет смысла. Надо, чтобы говорящий и слушающий были внимательны друг к другу, тогда цель речи будет достигнута.

Наш язык- это важнейшая часть нашего общения.