Тема. Предложения с прямой речью
Цели урока:
Обучающая:
- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить предложения с прямой речью; выделять прямую речь на письме знаками, в устной речи – интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование предложений с прямой речью.
Развивающая:
- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;
- развивать креативные способности обучающихся.
Воспитательная:
- формировать отношение к языку как к основному средству общения;
- формировать интерес к русскому языку;
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта.
Тип урока: закрепление изученного.
Форма организации урока: работа в группах, индивидуальная работа.
Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.
Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации, личные словари-справочники учащихся, наглядный и раздаточный материал.
Ход урока
І. Организационный момент
1.Слово учителя.
- Добрый день, ребята и уважаемые гости!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Ребята! Сегодня урок необычен тем, что порадоваться вашими успехами в средней школе (ведь вы уже 5-ти классники), поддержать вас пришли гости:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Объявление темы урока.
- Вспомним особенности построения предложений с прямой речью (ПР), постановку знаков препинания в предложениях с ПР и составление схем к ним.
Тема урока: «Предложения с прямой речью».
Запишем:
Восьмое декабря
Классная работа
Предложения с прямой речью
Мотивация.
- Сегодня вы работаете в группах.
Вам нравится такой прием работы на уроке?
В каждой группе – капитан. В первой – Долженко Виктория, во второй – Рипенко Алиса. У каждого из капитанов – накопительная карточка, в которой он будет фиксировать активность членов команды, а в конце урока подведет итог.
Итак, в путь! Вас ждет успех и отличные отметки, а для этого вы постарайтесь приложить максимум усилий: быть внимательными, сосредоточенными, в тетради и на доске записывать грамотно и красиво.
Ознакомимся с маршрутом урока (на доске).
СТАНЦИЯ 1. «БОНУС»
- Команда получает 1-ый бонусный балл, если домашнее задание выполнено у каждого учащегося.
- Вика, в твоей группе все выполнили упражнение?
(Отчет капитана.)
- Алиса, а в твоей группе?
Зафиксируйте 1-ый бонусный балл в накопительной карточке.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
СТАНЦИЯ 2. «РАЗМИНКА» (ИГРА «ДаНетки»)
(Капитан ставит «+», если команда дала правильный ответ, записывает ФИ отвечающего. Вопросы задаются командам по очереди)
Ребята, в вашем классе учатся сестрички, но сегодня они не просто знакомые вам девочки, а сестрички-кавычки. Дадим им слово.
Сумина Лена:
Мы – кавычки.
Сумина Аня:
Когда нас открывать и закрывать.
А как вы, ребята, выучили правило и умеете применять свои знания, мы сейчас и проверим.
Слова автора выделяются кавычками. (НЕТ)
Прямая речь всегда выделяется кавычками. (ДА)
ПР – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно. (ДА)
ПР не всегда сопровождается словами автора. (НЕТ)
В словах автора обычно указывается, кому принадлежит ПР. (ДА)
Первое слово, с которого начинается ПР пишется с маленькой буквы. (НЕТ)
После слов автора перед ПР ставится двоеточие. (ДА)
После ПР перед словами автора никогда не ставится восклицательный знак. (НЕТ)
После любого из знаков (запятой, вопросительного и восклицательного знаков), которые расположены после ПР, перед словами автора ставится тире. (ДА)
В упражнении, которое вы выполняли дома, необходимо было выписать предложения с ПР, включающие обращение. Я утверждаю, что в данном предложении есть обращение.
«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» - Лисицу спрашивал Сурок.
(ДА).
«Кто ты? Что делаешь?» - спросил сердито Лев.
(итог фиксируем в оценочном листе)
ІІІ. Работа над темой урока
СТАНЦИЯ 3. «ШЕРЛОК ХОЛМС».
Задание: (раздаются карточки) Расставить пропущенные знаки препинания. Составить схему, найти и выделить орфограммы (используйте форзац учебника).
Записать на доске, а после проверки – в тетради.
1 группа – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 группа – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
(Команда продумывает ответ, работает с раздаточным материалом. Ответственный от группы записывает предложение на доске с выделенными орфограммами и схемой. Проверяем и два предложения со схемами записываем в тетрадь.)
Итоги – в оценочный лист.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!! (смотрим видео и выполняем упражнения)
СТАНЦИЯ 4. «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».
Капитаны команд получают комплект карточек и текст задания.
Задание: Выразительно прочитать по ролям предложенный отрывок команде-сопернице, записать с обратной стороны доски схему.
Члены другой команды по интонации определяют местоположение предложения с прямой речью и, используя раздаточный материал, выстраиваются в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения.
Проверка. (итог – в накопительную карточку)
№ 1
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?» А: «П?»
№ 2
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой». А: «П».
- Кто автор этих строк? Вспомните название произведения.
(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
СТАНЦИЯ 5.«Я ЗНАЮ!»
- Ребята, а кто мне подскажет, какой праздник в России отмечают в последнее воскресенье ноября? Речь идет о самом близком и дорогом для каждого из нас человеке? (День матери)
А знаете ли вы, что этот праздник в России официально отмечают с 1998 года.
- Лианочка, а как по-армянски произносится «МАМА»?
…
- Дашуня, а у тебя папа по национальности - грек. Ты знаешь, как по-гречески «МАМА»?
- Даже если это слово произносится и пишется не так, как в русском языке, оно пропитано нежностью и любовью к самому близкому человеку.
Однако, чтобы любить, ценить маму, разве надо ждать этого дня?
Именно поэтому для следующего задания я выбрала этот текст.
(слайд)
- Задание. Выразительно прочитайте текст (по цепочке – по одному предложению). Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?
Семь дочек
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды»,- проговорила вторая. «Родная, я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчелке без цветка», - щебетала четвертая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», - прошептала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
(По В. Сухомлинскому)
- Давайте выпишем в тетрадь используемые в тексте глаголы «говорения». Они нам пригодятся не только при изучении темы «Прямая речь», но и на следующих уроках (при изучении темы «Диалог»).
Добавьте свои глаголы, которые можно употреблять в речи, чтобы избежать повторов (сказал, ответил, спросил, поинтересовался, произнес, говорил, крикнул, восхитился и т.д.). – 2-3 мин.
ОБМЕН ТЕТРАДЯМИ
IV. Подведение итогов.
(Капитаны подводят итоги(1-2 минуты для обдумывания) об активно работающих на уроке членах команды.)
- Ребята! Помогите капитанам подвести итоги вашей работы, устно отвечая на вопросы:
- Я сотрудничал?
- Усердно работал?
- Высказывал идеи?
- Вносил предложения?
- Подбадривал остальных?
Оценивание. Комментарий.
V. Домашнее задание (см. запись на доске):
Повторить - § 48,
Ознакомиться - § 49,
Выполнить - «5» Упр. 249 с.115
«4» Упр.248 с.115
ПОДАРОЧКИ-ПОДСКАЗОЧКИ (таблицы со схемами к теме «Прямая речь», которые вы приклеите в свои словари-справочники)
- Ребята! Я благодарю вас всех за плодотворную работу.
Независимые
эксперты
1 группа
2 группа
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
1 гр. – Счастливого пути, приходите еще неслось нам вслед
2 гр. – Девочка воскликнула Какой чудесный цветок
Приложение 1
№ 1
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
№ 2
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой».
СТАНЦИЯ 4.
«В ГОСТЯХ
У СКАЗКИ».

СТАНЦИЯ 5.
«Я ЗНАЮ!»

СТАНЦИЯ 1.
«БОНУС»

СТАНЦИЯ 2. «РАЗМИНКА» (ИГРА
«ДаНетки»)
СТАНЦИЯ 3. «ШЕРЛОК
ХОЛМС».

ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА

ИТОГИ.
НАГРАДЫ


МАРШРУТ
УРОКА
А: «П!» | А: «П!» | А: «П!» |
А: «П?» | А: «П?» | А: «П?» |
А: «П». | А: «П». | А: «П». |
«П!» - а. | «П!» - а. | «П!» - а. |
«П?» - а. | «П?» - а. | «П?» - а. |
«П», - а. | «П», - а. | «П», - а. |
«П, - а, - п». | «П, - а, - п». | «П, - а, - п». |
«П, - а. - П». | «П, - а. - П». | «П, - а. - П». |
«П! - а. - П». | «П! - а. - П». | «П! - а. - П». |
«П?- а. - П». | «П?- а. - П». | «П?- а. - П». |
«П…- а. - П». | «П…- а. - П». | «П…- а. - П». |
А: «П!» | А: «П!» | А: «П!» |
А: «П?» | А: «П?» | А: «П?» |
А: «П». | А: «П». | А: «П». |
«П!» - а. | «П!» - а. | «П!» - а. |
«П?» - а. | «П?» - а. | «П?» - а. |
«П», - а. | «П», - а. | «П», - а. |
«П, - а, - п». | «П, - а, - п». | «П, - а, - п». |
«П, - а. - П». | «П, - а. - П». | «П, - а. - П». |
«П! - а. - П». | «П! - а. - П». | «П! - а. - П». |
«П?- а. - П». | «П?- а. - П». | «П?- а. - П». |
«П…- а. - П». | «П…- а. - П». | «П…- а. - П». |
А: «П!» | А: «П!» | А: «П!» |
А: «П?» | А: «П?» | А: «П?» |
А: «П». | А: «П». | А: «П». |
«П!» - а. | «П!» - а. | «П!» - а. |
«П?» - а. | «П?» - а. | «П?» - а. |
«П», - а. | «П», - а. | «П», - а. |
«П, - а, - п». | «П, - а, - п». | «П, - а, - п». |
«П, - а. - П». | «П, - а. - П». | «П, - а. - П». |
«П! - а. - П». | «П! - а. - П». | «П! - а. - П». |
«П?- а. - П». | «П?- а. - П». | «П?- а. - П». |
«П…- а. - П». | «П…- а. - П». | «П…- а. - П». |
А: «П!» | А: «П!» | А: «П!» |
А: «П?» | А: «П?» | А: «П?» |
А: «П». | А: «П». | А: «П». |
«П!» - а. | «П!» - а. | «П!» - а. |
«П?» - а. | «П?» - а. | «П?» - а. |
«П», - а. | «П», - а. | «П», - а. |
«П, - а, - п». | «П, - а, - п». | «П, - а, - п». |
«П, - а. - П». | «П, - а. - П». | «П, - а. - П». |
«П! - а. - П». | «П! - а. - П». | «П! - а. - П». |
«П?- а. - П». | «П?- а. - П». | «П?- а. - П». |
«П…- а. - П». | «П…- а. - П». | «П…- а. - П». |
18