СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "В.П. Астафьев «Герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».Нравственные уроки взросления и становления личности»."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы по теме "Герои рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой". Нравственные уроки взросления и становления личности"

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»


Пояснительная записка


Автор материала


Клекта Лариса Николаевна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение


НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

Название материала


Урок литературы "Герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные уроки взросления и становления личности" (По рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")

Класс

6 класс, 12 лет

Учебный предмет


Литература

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Программа под редакцией В.Я.Коровиной.

Вид ресурса

Презентация, карточки с заданиями для групп, фрагмент видеофильма «Пацаны»

Техническое оснащение

Компьютер, интерактивная доска

Цели,

Задачи материала


Цели:

1) Организовать работу по анализу художественного текста.

2) Формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов.

3) Формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.

4) Учить детей оценивать поступки героев и делать выводы.

5) Организовать работу в группах.

Ожидаемые результаты:

Предметные: 1) учащиеся хорошо ориентируются в тексте.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: 2) умеют выразительно читать текст и пересказывать отдельные эпизоды.

регулятивные: 3) учащиеся умеют правильно отвечать на вопросы, подтверждая ответы текстом.

личностные: 4) учащиеся умеют дать оценку таким нравственным категориям, как совесть, честность, доброта, трудолюбие.

коммуникативные: 5) учащиеся умеют работать в группах, умеют оценивать ответы товарищей.

Задачи урока:

1). Обучение анализу поступков героев через слова, действия.

2). Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.

3). Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к творчеству В.П.Астафьева.

Краткое описание работы с ресурсом


Презентация используется в течение урока, видеофрагмент на этапе формулирования темы урока.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники


1. Литература 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы:

В.П.Полухина, В.Я.Коровина. Москва "Просвещение" 2015г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва

"Просвещение" 2012

3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе). Москва

"Просвещение"2013

4.Литература 6 класс. Система уроков по учебнику В.Я.Коровиной.- Издательство «Учитель», Волгоград, 2015

5. http://festival.1september.ru/

6. http://nsportal.ru/




Просмотр содержимого документа
«Карточки для групп»

Карточки для групп

1 группа дает сжатую характеристику героям


Левонтьевские

Герой - рассказчик

бросали друг в друга

трудом своим заработать пряник

барахтались, принимались драться, дразнились

начали брать землянику, радостную и дорогую

напластали

брал старательно

жрут ягоды, бьются, катаются

скоро покрыл дно аккуратненького туеска

растерзали рыбину

вздохнул с облегчением

пуляли камнями


гнали по дороге


2 группа рассказывает об отношении героев к жизни

Левонтий и Васеня, их отношение к жизни

1. Отношение к заработанной копейке

2. Дом

3. Огород

4. Изгородь

5. Одежда

6. Вывод



3 группа рассказывает об отношении к жизни дедушки и бабушки

Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни

1. Отношение к соседям

2. Честность

3. Строгость

4. Трудолюбие

5. Великодушие

6. Ласка

7. Мудрость

8. Вывод



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта

Ф.И.О. педагога: Клекта Лариса Николаевна

Предмет: литература

Класс: 6 «А»

Тип урока: комбинированный

Технология: технология развития критического мышления

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая


Тема урока

В.П. Астафьев «Герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные уроки взросления и становления личности».

Цель урока

1) Организовать работу по анализу художественного текста.

2) Формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов.

3) Формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.

4) Учить детей оценивать поступки героев и делать выводы.

5) Организовать работу в группах.

Планируемые результаты

Предметные: 1) учащиеся хорошо ориентируются в тексте.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: 2) умеют выразительно читать текст и пересказывать отдельные эпизоды.

Регулятивные: 3) учащиеся умеют правильно отвечать на вопросы, подтверждая ответы текстом.

Личностные: 4) учащиеся умеют дать оценку таким нравственным категориям, как совесть, честность, доброта, трудолюбие.

Коммуникативные: 5) учащиеся умеют работать в группах, умеют оценивать ответы товарищей.

Оборудование

Мультимедийная презентация, раздаточный материал, фрагмент видеофильма

Виды контроля и измерители

Текущий, самооценивание

Основное содержание темы урока

Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.


Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

УУД

Формы контроля

Время

Организационный

момент

Приветствие, включение в деятельность

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича Астафьева – Сибири, на Енисее, о далеком деревенском детстве в селе Овсянка, которое было удивительно прекрасной порой.

Проверим знание текста рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» путем проведения викторины. Дома вы составляли по три вопроса для викторины.

Итак, рассказ прочитан. Вопросы для викторины говорят о том, что как читатели вы достаточно внимательные и зоркие.

Включение в рабочий режим

















Задают друг другу вопросы по тексту рассказа.

Фронтальная работа
















Индивидуальная работа


















Познавательные: поиск информации, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию



Вызов

Цель этапа: создать мотивацию,

определить тему урока, цели и задачи

Предлагает просмотреть отрывок из кинофильма «Пацаны»

Предлагает ответить на проблемные вопросы.

- О чём рассуждают подростки?

- Они осознанно говорят об этом?

-На кого из героев рассказа похожи эти подростки?


-Если связать этот фрагмент фильма и рассказ Астафьева, то о чем мы сегодня будем говорить?

- Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева - тема взросления. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. А понять свои ошибки и исправить их помогают ему самые близкие люди и простые жизненные правила (уроки), которые преподносит нам Виктор Петрович Астафьев в своем рассказе.

- Можем ли мы обозначить тему урока?

Подводит учащихся к определению темы и цели урока.

Просмотр и осмысление фрагмента.

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём.

Анализируют ряд понятий и делают выбор.















Пытаются сформулировать тему и цель урока.


Фронтальная работа

Познавательные: поиск информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Устные ответы


Осмысление

Цель этапа: научить извлекать информа цию из текста


Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж.

1 группа дает сжатую характеристику героям.

2 группа рассказывает об отношении героев к жизни.

3 группа рассказывает об отношении к жизни дедушки и бабушки.


Предлагает ответить на вопросы.

- Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»?

- Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают?

-Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

- Почему Витька не хотел идти с ними?

- После чего он присоединился к ребятам?

- Как же наказала его бабушка? Какова цена обмана?


Предлагает детям найти взаимосвязь между примерами семей и примерами из кинофильма.

Над чем эта взаимосвязь заставила их задуматься?


- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства при этом вы испытывали?

-Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

-Можно ли у него чему-нибудь поучиться?

Задаёт вопросы, побуждающие сделать вывод о прочитанном рассказе.

Анализируют поступки героев, зачитывают цитаты о воспитании в семьях, об отношении к жизни, делают выводы. Заполняют таблицы в группах. Готовят отчёт.

Выступления учащихся.




Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод, какая семья нравственна, а какая безнравственна.











Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.


Отвечают на вопросы, при необходимости просят помощи у одноклассников, рассуждают, представляют себя в похожей ситуации, обращаются к своему личному опыту, делают выводы на основе сказанного и прочитанного.

Групповая работа









Фронтальная работа













Фронтальная работа







Регулятивные: умение выполнять учебные действия, умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать. Познавательные: обосновывать свое мнение, на основе взаимосвязей и сопоставлений делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в группах, прислушиваться к мнению одноклассников, быть корректным в их оценке.











Познавательные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.


Взаимоконтроль, монолог, мини-размышления





















Лист обратной связи


Устные ответы







Рефлексия

Цель этапа:

формулирование выводов

Предлагает учащимся выбрать начало фразы со слайда и продолжить ее:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

мне захотелось…

я задумался о…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

я почувствовал, что…


Домашнее задание: написать дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.


Выставление оценок.


Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальная работа

Познавательные: умение делать вывод.

Регулятивные: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать.

Письменные работы, монологи учащихся




Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Дужнова Е.А.

Дужнова Е.А.

Дужнова Е.А.

Дужнова Е.А.

Герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные уроки взросления и становления личности

Герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные уроки взросления и становления личности

Художник Евгений Мешков. Издательство ЭКСМО, 2012

Художник Евгений Мешков. Издательство ЭКСМО, 2012

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… мне захотелось… я задумался о… я смог… я попробую… меня удивило… я почувствовал, что…

Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • мне захотелось…
  • я задумался о…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • я почувствовал, что…

Домашнее задание Напишите сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите

Домашнее задание

  • Напишите сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите