«Кровь: состав и выполняемые функции».
Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.
Цели урока:
предметные:
продолжить формирование у учащихся представления о внутренней среде организма и ее роли в жизни человека
сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях
продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы)
продолжить формировать умение сворачивать информацию (составление схем и таблиц)
учить использовать приобретенные знания для решения проблемных вопросов
личностные:
формирование уважительного отношения к чужому мнению
стимулировать развитие познавательного интереса.
развитие самостоятельности в информационной деятельности
формирование установки на здоровый образ жизни
метапредметные (УУД):
регулятивные: управлять своей деятельностью; контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме; вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развивать волевую саморегуляцию
познавательные: работать с предложенными источниками информации; трансформировать информацию и предъявлять ее различными способами; выполнять логические операции и строить логические цепи рассуждений
коммуникативные; уметь вести диалог и коллективное обсуждение; аргументировать и доказывать свое мнение; формировать навык активного слушания
Методы обучения:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа, работа с тестом, решение проблемы.
Методы обучения по степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы:
компьютер, экран, проектор, а также учебник «Биология. Человек. 8 класс», авторы Сонин Н.И., Сапин М.Р
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Наличие учащихся.
II. Актуализация знаний: фронтальная проверка знаний.
Что такое гомеостаз и почему он является относительным?
Что такое внутренняя среда организма, и из каких компонентов она состоит?
Каковы функции крови, лимфы и межклеточного вещества?
Как клетки тела получают кислород и питательные вещества?
Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи и заполняет водяную мозоль?
Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
Почему результаты анализа крови широко используют в медицинской практике?
III. Постановка проблемы.
Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить строение крови и выявить взаимосвязь строения и функций, выполняемых кровью.
IV. Определение темы и целей урока.
С развитие науки человек все больше узнает о крови. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. И мы с вами в этом убедимся на сегодняшнем уроке.
Записываем тему урока «Кровь: состав и выполняемые функции».
Сегодня на уроке перед нами стоят следующие цели:
дать определение крови
изучить состав и значение плазмы крови
выяснить строение, место образования, продолжительность жизни и функции форменных элементов крови
ответить на проблемные вопросы.
V. Изучение нового материала и накопление информации.
1.Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 127. Запишите определение крови и заполните схему « Внутренняя среда организма» в рабочей тетради.
Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.
Кровь - это жидкая соединительная ткань красного цвета. У взрослого человека 5-6 л крови, что составляет около 7% массы тела.
2.Поисковая работа с материалом учебникана с. 127-128.Задание прочитайте текст с. 127-128 и выполните задание в тетради 112 « Значение крови»
3.самостоятельная работа с текстом « Состав крови» на с. 128
Определите, какими номерами на рисунке зашифрованы основные составляющие крови? Работа с электронным приложением
№1.
№2.
№3.
№4.
Давайте проверим, правильно ли вы сделали это задание.
№1. - тромбоциты.
№2. - лейкоциты.
№3. - плазма крови.
4.Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 128-129. Запишите определение плазмы и заполните следующую схему в тетради
Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.
Плазма крови - это межклеточное вещество крови, составляющее около 60% ее объема.
Какие функции выполняет плазма крови?
Плазма крови осуществляет транспорт веществ и принимает участие в свертывании крови
5.Клетки крови( работа с электронным приложением)
Таким образом, кровь состоит из следующих компонентов. С кровяными клетками (форменными элементами крови) мы сейчас начнем знакомиться. Но хотелось бы сказать еще об одном важном компоненте плазмы крови - фибриногене. Этот растворимый белок участвует в процессе свертывания крови, о чем мы сегодня тоже будем говорить.
Прочитайте материал учебника на стр. 131-132 и составьте следующую схеме «Схема свертывания крови»
Проверим составленную вами схему и внесем в нее по необходимости коррективы.
(Комментарий учителя).
6.Фагоцитоз. Лейкоциты — собирательное понятие, введённое в XIX веке и сохраняемое для простоты противопоставления «белая кровь — красная кровь». По современным данным лейкоциты различаются по происхождению, функциям и внешнему виду. Часть лейкоцитов способны захватывать и переваривать чужеродные микроорганизмы (фагоцитоз), а другие могут вырабатывать антитела. Один из видов деления лейкоцитов на группы основан на наличии/отсутствии специфических гранул в их цитоплазме и способности к окрашиванию.
зернистые лейкоциты, или гранулоциты — клетки, имеющие крупные сегментированные ядра и обнаруживающие специфическую зернистость цитоплазмы; в зависимости от способности воспринимать красители они подразделяются на эозинофилы, нейтрофилы и базофилы.
незернистые лейкоциты, или агранулоциты — клетки, не имеющие специфической зернистости и содержащие простое несегментированное ядро, к ним относятся лимфоциты и моноциты.
Соотношение разных видов белых клеток, выраженное в процентах, называется лейкоцитарной формулой. А исследование количества и соотношения лейкоцитов является важным этапом в диагностике заболеваний.
VI. Рефлексия: ответы на проблемные вопросы.
Сегодня на уроке мы изучили такую удивительную ткань нашего организма как кровь. Давайте вспомним наш проблемный вопрос и постараемся на них ответить с позиции новых знаний.
/Ученики предлагают свои ответы на поставленные вопросы/.
VII. Подведение итогов, домашнее задание.
За работу на уроке получили оценки следующие ученики...
Домашнее задание: учебник стр. 127-135, учить определения, схемы и таблицу, записанные сегодня на уроке; творческое задание - сделать презентации или краткие сообщения на темы:
Из история оспопрививания
Переливание крови и его история.