СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Внутренняя среда .Кровь."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о внутренней среде организма и ее значении; о плазме крови и клетках крови, их строении,составе и функциях

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Внутренняя среда .Кровь."»

«Кровь: состав и выполняемые функции».

Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.

Цели урока:

  1. предметные:

  • продолжить формирование у учащихся представления о внутренней среде организма и ее роли в жизни человека

  • сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях

  • продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы)

  • продолжить формировать умение сворачивать информацию (составление схем и таблиц)

  • учить использовать приобретенные знания для решения проблемных вопросов

  1. личностные:

  • формирование уважительного отношения к чужому мнению

  • стимулировать развитие познавательного интереса.

  • развитие самостоятельности в информационной деятельности

  • формирование установки на здоровый образ жизни

  1. метапредметные (УУД):

  • регулятивные: управлять своей деятельностью; контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме; вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развивать волевую саморегуляцию

  • познавательные: работать с предложенными источниками информации; трансформировать информацию и предъявлять ее различными способами; выполнять логические операции и строить логические цепи рассуждений

  • коммуникативные; уметь вести диалог и коллективное обсуждение; аргументировать и доказывать свое мнение; формировать навык активного слушания

 Методы обучения:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа, работа с тестом, решение проблемы.

Методы обучения по степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный метод

  • репродуктивный метод

  • метод проблемного изложения

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы:

компьютер, экран, проектор, а также учебник «Биология. Человек. 8 класс», авторы Сонин Н.И., Сапин М.Р


Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Приветствие.

  • Наличие учащихся.

II. Актуализация знаний: фронтальная проверка знаний.

  1. Что такое гомеостаз и почему он является относительным?

  2. Что такое внутренняя среда организма, и из каких компонентов она состоит?

  3. Каковы функции крови, лимфы и межклеточного вещества?

  4. Как клетки тела получают кислород и питательные вещества?

  5. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи и заполняет водяную мозоль?

  6. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?

  7. Почему результаты анализа крови широко используют в медицинской практике?

III. Постановка проблемы.

Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?


Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить строение крови и выявить взаимосвязь строения и функций, выполняемых кровью.

IV. Определение темы и целей урока.

С развитие науки человек все больше узнает о крови. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. И мы с вами в этом убедимся на сегодняшнем уроке.

Записываем тему урока «Кровь: состав и выполняемые функции».

Сегодня на уроке перед нами стоят следующие цели:

  1. дать определение крови

  2. изучить состав и значение плазмы крови

  3. выяснить строение, место образования, продолжительность жизни и функции форменных элементов крови

  4. ответить на проблемные вопросы.

V. Изучение нового материала и накопление информации.


1.Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 127. Запишите определение крови и заполните схему « Внутренняя среда организма» в рабочей тетради.

Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.

Кровь - это жидкая соединительная ткань красного цвета. У взрослого человека 5-6 л крови, что составляет около 7% массы тела.

2.Поисковая работа с материалом учебникана с. 127-128.Задание прочитайте текст с. 127-128 и выполните задание в тетради 112 « Значение крови»

3.самостоятельная работа с текстом « Состав крови» на с. 128

Определите, какими номерами на рисунке зашифрованы основные составляющие крови? Работа с электронным приложением

№1.

№2.

№3.

№4.

Давайте проверим, правильно ли вы сделали это задание.

№1. - тромбоциты.

№2. - лейкоциты.

№3. - плазма крови.

4.Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 128-129. Запишите определение плазмы и заполните следующую схему в тетради

Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы.

Плазма крови - это межклеточное вещество крови, составляющее около 60% ее объема.

Какие функции выполняет плазма крови?

Плазма крови осуществляет транспорт веществ и принимает участие в свертывании крови

5.Клетки крови( работа с электронным приложением)

Таким образом, кровь состоит из следующих компонентов. С кровяными клетками (форменными элементами крови) мы сейчас начнем знакомиться. Но хотелось бы сказать еще об одном важном компоненте плазмы крови - фибриногене. Этот растворимый белок участвует в процессе свертывания крови, о чем мы сегодня тоже будем говорить.

Прочитайте материал учебника на стр. 131-132 и составьте следующую схеме «Схема свертывания крови»

Проверим составленную вами схему и внесем в нее по необходимости коррективы.

(Комментарий учителя).

6.Фагоцитоз. Лейкоциты — собирательное понятие, введённое в XIX веке и сохраняемое для простоты противопоставления «белая кровь — красная кровь». По современным данным лейкоциты различаются по происхождению, функциям и внешнему виду. Часть лейкоцитов способны захватывать и переваривать чужеродные микроорганизмы (фагоцитоз), а другие могут вырабатывать антитела. Один из видов деления лейкоцитов на группы основан на наличии/отсутствии специфических гранул в их цитоплазме и способности к окрашиванию.

  1. зернистые лейкоциты, или гранулоциты — клетки, имеющие крупные сегментированные ядра и обнаруживающие специфическую зернистость цитоплазмы; в зависимости от способности воспринимать красители они подразделяются на эозинофилы, нейтрофилы и базофилы.

  2. незернистые лейкоциты, или агранулоциты — клетки, не имеющие специфической зернистости и содержащие простое несегментированное ядро, к ним относятся лимфоциты и моноциты.

Соотношение разных видов белых клеток, выраженное в процентах, называется лейкоцитарной формулой. А исследование количества и соотношения лейкоцитов является важным этапом в диагностике заболеваний.


VI. Рефлексия: ответы на проблемные вопросы.


Сегодня на уроке мы изучили такую удивительную ткань нашего организма как кровь. Давайте вспомним наш проблемный вопрос и постараемся на них ответить с позиции новых знаний.

/Ученики предлагают свои ответы на поставленные вопросы/.

VII. Подведение итогов, домашнее задание.

За работу на уроке получили оценки следующие ученики...


Домашнее задание: учебник стр. 127-135, учить определения, схемы и таблицу, записанные сегодня на уроке; творческое задание - сделать презентации или краткие сообщения на темы:

  1. Из история оспопрививания

  2. Переливание крови и его история.