СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: «Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме: "Заболевание сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»»

Коренева Светлана Ивановна,

учитель биологии, старший учитель,

МОШ І-ІІІ ступеней №83, г. Макеевка


Разработка урока по теме:

«Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»


Цели: 
1. Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; о роли правильного и рационального питания
2. Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
3. Воспитательная: пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью, развитие коммуникабельных способностей учащихся, содействовать формированию ответственного отношения к своему здоровью в противовес курению и алкогольной зависимости;

формировать понимание того, что здоровье – бесценный дар
Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения

Задачи урока:

- вооружить себя знаниями правил гигиены сердечно - сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье;
- выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку, оказавшемуся в беде.

Методы

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

  • По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа, групповая работа

  • По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

  • По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

I. Организационный момент

Знаете ли вы о том, что первое место среди заболеваний, ведущих к тяжелейшим последствиям, занимают болезни сердечно - сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца? В Алтайском крае более 1 млн. жителей страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, половина из них - больные артериальной гипертонией и заболеваниями сердца.



II. Актуализация опорных знаний, защита проектов. (18- 20 мин.)

На протяжении нескольких уроков вы изучали темы: движение крови и лимфы в организме; органы кровообращения; работа сердца. Вы работали в группах по выбранным темам и общим вопросам: описание заболевания, причины, лечение, профилактика. Сейчас представляется возможность продемонстрировать свои мини проекты.

Если бы использовать работу сердца, то за 8 ч удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета (240м), а за месяц на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848 м)!

Проблемный вопрос: 

«Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми?

учитель: Какие же заболевания сердечно - сосудистой системы являются самыми распространёнными? (беседа).

1. Гиподинамия — это недостаток двигательной активности. Вследствие чего не только слабеют мышцы сердца и тела, но и происходят другие нарушения.

Например:

при недостаточной двигательной нагрузке истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь. Он оседает на стенках сосудов, что приводит к атеросклерозу, а сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются. Потерявшая эластичность стенка не может при необходимости расширяться, иподдержание нормального артериального давления крови в сосудах затрудняется, возникает гипертония.

Мышца сердца состоит не из одной мышечной ткани, в ней есть соединительная ткань, благодаря которой сердце способно растягиваться и в состоянии физического напряжения вмещать гораздо больше крови, чем в состоянии покоя. При тренировках укрепляется мышечная ткань сердца, увеличиваются в размерах ядра, в его мышечных волокнах возрастает число сократительных нитей. Это делает сердце сильнее.

При гиподинамии мышечная ткань от безделья атрофируется, а соединительная разрастается. В ней может откладываться жир, вследствие чего сердце иногда значительно увеличивается в размерах. Но от этого оно не делается сильнее, так как соединительная ткань сокращаться не может.

Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. Наши мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека.

При физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает, усиливается потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов распада. Поэтому работа сердца усиливается. Усиление сердечной деятельности может произойти как за счет увеличения частоты сердечных сокращений, так и за счет выброса большего количества крови при каждом сокращении.


III. Изучение нового материала

Учитель:

Среди многих причин преждевременной смерти жителей нашей планеты основной причиной являются заболевания сердечно - сосудистой системы. На сегодняшний день-это проблема  всего человечества.

Ежегодно от болезней сердца умирают около 17 миллионов человек, что составляет примерно 29 %  всех случаев смерти. 

На сегодняшнем уроке мы познакомиться с основными заболеваниями сердечно - сосудистой системы, изучим причины и  факторы  риска, а также профилактику  этих  заболеваний. 

Подумать только! (рассказ учащегося с презентацией)

  • за 1 минуту оно перекачивает около 6 литров крови.

  • Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет перекачивает огромное количество крови, для перевозки которой потребовался   бы состав из 4 млн. железнодорожных цистерн. И  эта работа выполняется органом, масса которого 300грамм. 

  • При одном  ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200 г на высоту 1 м. За 1 мин сердце подняло бы этот груз на 70 м,  т. е на  высоту  20 этажного дома

  • В сутки сердце делает 100 тысяч ударов,  за год – почти 40 миллионов ударов, а за 70 лет 25 млрд.

Типы кровотечений :

1.Капиллярное

2.Артериальное

3.Венозное

4.Внутреннее

Артериальное кровотечение Признаки:

1.Ярко-красная кровь

2.Вытекает с большой скоростью

3.Пульсирующая струя крови

Венозное кровотечение Признаки:

1.Тёмно-красный цвет крови

2.Вытекает равномерной струёй с большой скоростью

3.Могут образовываться сгустки

Капиллярное кровотечение Признаки:

1.Повреждаются мелкие кровеносные сосуды - капилляры

2.Кровоточит вся поверхность раны

3.Кровь легко останавливается

Внутреннее кровотечение - это кровотечение в полость организма Признаки: 1.Липкий холодный пот

2.Бледность

3.Дыхание поверхностное

4.Пульс частый слабый

Первая помощь при артериальном кровотечении :

1.Пережать сосуд выше места повреждения

2.Наложить жгут на конечность

3.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута

4.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение

Первая помощь при венозном кровотечении:

1.На рану необходимо наложить давящую повязку или жгут ниже места повреждения

2.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута

3.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение

Первая помощь при капиллярном кровотечении:

1.Обработать края раны йодной настойкой

2. Наложить марлевую повязку

Первая помощь при внутреннем кровотечении:

1.Обеспечить полный покой

2.Придать пострадавшему полусидячее положение

3.К предполагаемому месту кровотечения приложить лёд или холодную воду 4.Срочно доставить пострадавшего к врачу

IV. Тренировачный тест по теме:  «Гигиена сердечно - сосудистой системы»

1.атеросклероз - это заболевание, при котором слой артерий уплотняется за счет разрастания соединительной ткани

2.инфаркт миокарда развивается в результате нарушения коронарного (сердечного) кровообращения

3.общая слабость, учащенное дыхание, тошнота, чрезмерная потливость и потеря сознания характеризуют сердечный приступ

4. «мозговой удар» - острое нарушение мозгового кровообращения при гипертонической болезни, атеросклерозе  и т. д.

5.  гипертония-болезнь, связанная с понижением давления

6. результатом мозгового удара может быть кровоизлияние в мозг, ослабление артерий или образование сгустков крови

7. при курении кровеносные сосуды сужаются

8. гиподинамия-это хорошая двигательная активность

9. сердечный приступ может быть смертельным, если  обширный участок сердечной мышцы лишен кислорода

Правильные утверждения 1,2,3,4,6,9


V. Вывод. Учитель комментирует оценки учащихся.

VI.Домашнее задание