Государственное учреждение
Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №26»
Разработка урока
по трудовому обучению
на тему:
«Художественная обработка металла: тиснение по фольге».
учителя технологии
первой квалификационной категории
Шунина Андрея Анатольевича
Тема урока: «Художественная обработка металла: тиснение по фольге».
Цели:
Образовательные: сформировать знания о видах и свойства фольги, инструментах и приспособлениях для её обработки; о технологической последовательности операций при ручном тиснении; о правила безопасной работы.
Развивающие: Развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения и систематизации. Развитие умения учебного труда – наблюдательности, запоминания, планировании, умении работать в нужном темпе, самоконтроле. Научить детей приемам тиснения по фольге и правильному подбору инструментов. Научить делать выводы;
Воспитательные: продолжить воспитание в потребности труда, стремление приносить пользу людям, добиться высоких результатов в работе, переживание красоты труда. Воспитание дисциплинированности, установленных требований к поведению и труду.
Научить детей приемам тиснения по фольге и правильному подбору инструментов. Научить делать выводы;
Тип урока: комбинированный (урок приобретения новых знаний; урок закрепления умений и навыков; урок применения знаний на практике).
комбинированный.
Методы обучения: иллюстрированный рассказ, демонстрация приемов работы, игра «Крестики - нолики», приём «Ожидание», метод проектов (практическая работа по проекту), технология работы в парах, использование компьютерных технологий.
Ключевые понятия: ручное тиснение по фольге, давилка, рабочая доска, рельеф.
Объекты практической деятельности учащихся: Изготовления изделий тиснения по фольге.
Оборудование: : образцы тонколистового металла, скотч, шариковая ручка с нерабочим стержнем, рабочие доски, заготовки фольги, ножницы, эскизы рисунков, мерительные инструменты, заранее изготовленные рамки.
Профориентационная: развить у учащихся профессиональные интересы по художественной обработке металла.
Ожидаемые учебные результаты.
Предметные: получение информации о технологии изготовления изделий из фольги тиснением; Художественная обработка металл: тиснение по фольге
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
коммуникативные УУД: ; умение работать индивидуально и в группе; вести сотрудничество с учителем и сверстниками
познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, из своего жизненного опыта и информацию, полученную на уроке.
Личностные: воспитание ответственности за результаты своей деятельности, развитие трудолюбия и бережного отношение к имуществу.
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть: - 5 мин.
- Приветствие - Здравствуйте ребята.
Кто же у нас сегодня отсутствует на уроке? Отметка отсутствующих в журнале.
- Ребята, а как вы подготовились к уроку? Всё ли имеется необходимое для работы (учебник, ручка, дневник, тетрадь). У всех ли имеется специальная одежда? А именно фартук, нарукавники и берет?
- Объявление темы урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с технологией тиснение по фольге, изготовления изделий тиснения по фольге.
( ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).
- Объявление цели урока: Дать учащимся представление о технологии тиснение по фольге.
II. Повторение пройденного материала. - 10 мин.
Проверка домашнего задания
Ребята давайте вспомним материал прошлого урока, для чего вам необходимо ответить на ряд вопросов:
1. Что такое резьба? (Резьба - это выступы на поверхности винтов и гаек, расположенные по винтовой линии).
2. Что относится к элементам резьбы? (К основным элементам резьбы относится: наружный диаметр резьбы, внутренний диаметр резьбы, шаг резьбы и профиль резьбы).
3. Что такое резьбовое соединение? (Резьбовым называется соединение составных частей изделия с применением деталей, имеющих резьбу (болт, винт, шпилька, гайка и др.).
4. Что такое наружная резьба и как её выполняют? (Резьба на стержне называется наружной резьбой. Для нарезания наружной резьбы используются плашки. Режущие кромки, образованные продольными отверстиями в местах пересечения с профилем резьбы, имеют форму клина и обеспечивают резание заготовки. Для того чтобы нарезать резьбу плашкой на стержне, надо по табл. определить диаметр стержня для данной резьбы и проточить заготовку на этот диаметр с обязательным выполнением фаски на конце стержня. Фаска необходима для того, чтобы плашка в начальной стадии нарезания резьбы легче захватывала металл. Заготовку закрепляют вертикально в тисках, предварительно разметив на стержне длину нарезаемой резьбы. Длина выступающей над плоскостью губок части стержня должна быть больше длины нарезаемой резьбы на 20...25. мм. Плашку для нарезания требуемой резьбы (диаметр резьбы и ее шаг обозначены на поверхности плашки) закрепляют в плашкодержателе, накладывают на верхний торец стержня и с небольшим нажимом, без перекосов, вращают ее. Первые витки резьбы можно нарезать без смазки, так как плашка захватывает сухой металл легче, затем стержень смазывают маслом. Вращают плашкодержатель следующим образом: один-два оборота по часовой стрелке и пол-оборота в обратном направлении для ломания стружки. Качество нарезанной резьбы в условиях школьных мастерских можно проверить, навинчивая на нее соответствующую гайку.
5. Что такое внутренняя резьба и как её выполняют? (Внутреннюю резьбу (резьбу в отверстии) нарезают метчиком. Он состоит из хвостовика и рабочей части. Рабочая часть метчика представляет собой винт с продольными канавками. Режущие кромки образованы пересечением поверхности канавки с профилем резьбы метчика. По канавкам при нарезании резьбы сходит стружка. ручные метчики для нарезания метрической резьбы выпускают по одному, либо для труднообрабатываемых материалов в комплекте по два (чистовой и черновой) или три (черновой, средний и чистовой) штуки. На хвостовой части всех метчиков нанесены круговые риски (одна, две или три) или проставлены номера метчиков и указаны диаметр и шаг резьбы.
Перед нарезанием резьбы метчиком в детали выполняют отверстие соответствующего диаметра.
Заготовку с отверстием закрепляют в тисках так, чтобы ось отверстия была перпендикулярна плоскости губок тисков. Затем на хвостовик чернового метчика надевают вороток, а рабочую часть метчика смазывают маслом. Метчик вертикально без перекоса помещают в нарезаемое отверстие и, прижимая его к детали левой рукой, плавно вращают вороток по часовой стрелке, пока метчик не врежется в металл и не встанет устойчиво. После этого вороток берут обеими руками и вращают с легким нажимом: один-два оборота по часовой стрелке и вполоборота против. Так нарезают все отверстие. Закончив нарезание черновым метчиком, его вывертывают, вставляют средний и повторяют нарезание. Окончательно доводят резьбу чистовым метчиком. Качество резьбы в условиях мастерских можно проверить, вворачивая в отверстие соответствующий болт.
2. А теперь поиграем в игру «Крестики - нолики».
Условия игры
• Ответить на 9 вопросов по ранее изученному материалу.
• Учащимся раздаются схемы на листочках:
• Если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный -нолик.
• Схему с правильными ответами учитель чертит на доске, но показать ее можно только в конце игры, для проверки правильности выполнения задания.
Вопросы для игры:
Резьба- это винтовая канавка на стержне или в отверстии. (да)
Фрезерный станок служит для точения. (нет)
Из инструментальной стали делают напильники, сверла, фрезы и токарные резцы. (да)
После закалки твердость стали уменьшается. (нет)
Болты и гайки, валы и оси точат на токарном станке. (да)
Резьбу в отверстии нарезают напильником. (нет)
Из конструкционной стали делают детали машин. (да)
Резьбовые соединения нельзя разбирать. (нет)
Метчик служит для нарезания резьбы в отверстии. (да)
Ответы в таблице
1х | 20 | 3х |
4 0 | 5х | 6 0 |
7х | 80 | 9х |
III. Объяснение нового материала: - 15 мин
Тема сегодняшнего урока: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)».
Используя приём «Ожидание» ставятся цели урока. Ученики записывают тему урока в тетради.
По итогам урокам вы должны знать: виды и свойства фольги, инструменты и приспособления для её обработки; технологическую последовательность операции при ручном тиснении; правила безопасной работы. Уметь: готовить инструменты; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге.
План урока:
1. Понятие о фольге и её применение.
2. Материалы и инструменты для тиснения фольги.
3. Приёмы выполнения тиснения по фольге.
4. Профессия чеканщик художественных изделий.
1) Понятие о фольге. Применение фольги (объяснение учителя с дем. таблиц, образцов, словарная работа)
– Фольга – это тонколистовой металл. Что еще относится к тонколистовому металлу? Правильно – жесть. Жесть – тонкий листовой металл, толщиной до 0,5 мм. Какая бывает жесть? Бывает белая и черная. Белая отличается от черной тем, что ее покрывают тонким слоем олова. А что изготавливают из жести? (Банки, крышки, трубы и т.д.)
– А кто из вас любит шоколад? А ведь шоколад заворачивают в очень тонкий, толщиной до 0,01 мм. металл. Называется он – станиоль. Из золотой станиоли изготавливают сусальное золото, которым покрывают купола церквей.
– Сегодня же нас интересует фольга – тонки, толщиной до 0,2 мм листовой металл. Применяется в радио и электропромышленности, для упаковки продуктов, изготовления крышек, банок для напитков и т.п..
– Фольга (от латинского – folium – лист) получила широкое распространение в XIX веке, когда ее стали производить в больших количествах на заводах. До этого она была очень дорогой и применялась редко, поскольку металл плющили вручную молотками. Ее использовали для упаковки дорогих продуктов, а так же в технических и декоративных целях. Широкому распространению фольги, в декоративно– прикладном искусстве в конце XIX, начале XX веков, способствовала мода на металлические оклады для икон. Для окладов использовали золото, серебро, медь, латунь. Ими покрывали иконы почти целиком, оставляя вырезы для рук и ликов.
В настоящее время для фольги используют тонкий листовой алюминий, медь латунь и прочие мягкие металлы. Рельефами из фольги украшают фотоальбомы, рамки для фотографий, шкатулки, точеные блюда и многое другое.
2) Материалы и инструменты для тиснения фольги (рассказ учителя, демонстрация инструментов и материалов).
Ручное тиснение по фольге — это получение на фольге рельефного изображения (рис.1) посредством продавливания отдельных участков ее поверхности с помощью простых инструментов — давилок.
Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.
Рис. 1. Рельефное изображение на фольге «Собака»
Для тиснения по фольге используют различные инструменты. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют (рис. 2, а). Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку без пасты.
Рис. 2. Инструменты для тиснения по фольге: а — затупленное шило для проведения контурных и штриховых линий; б — деревянные давилки для выдавливания крупных участков рельефа; в — металлические давилки; г — штампики; д — накатки
Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготавливают из твердой древесины дуба, бука, яблони, зелена (рис. 2, б). Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников качения (рис. 2, в).
Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звездочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают ее по контуру напильником и надфилями (рис. 2, г).
Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки (рис. 2, д), состоящие из ручки, стержня и вращающегося колесика (гладкого или зубчатого).
Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Для отработки навыков тиснения на уроках технологии иногда используют алюминиевую фольгу тюбиков из-под зубной пасты, которые разрезают, промывают и выпрямляют. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают. Эмалевую краску и надписи осторожно счищают шлифовальной шкуркой. Лицевой стороной будущего изделия служит внутренняя поверхность тюбика.
Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем рисунок накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски. Обведенные шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.
После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Обычно не стремятся получить очень высокий рельеф, так как фольга может прорваться. Чтобы выпуклые участки получались с лицевой стороны, выдавливание производят с изнанки, а углубленные участки получают обработкой фольги с лицевой стороны.
Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.
Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — заливают с обратной стороны специальной смесыо. Для приготовления смеси разводят в воде казеиновый клей, насыпают в раствор мел, доводя смесь до густоты сметаны, и добавляют в нее немного олифы или масляной краски. Для приготовления смеси другого состава берут две части парафина и одну часть канифоли и расплавляют их в металлической посуде. Таким образом при застывании смеси рельеф укрепится.
3. Сообщение ученика о профессии - Чеканщик художественных изделий
Содержание труда: Выполняет чеканку рельефа на объемных предметах сложной формы: кувшинах, вазах, кубках, ювелирных изделиях, чеканку многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, сборку и монтаж изделий.
Должен знать: Пробы драгоценных и марки цветных металлов, основы построения растительного и геометрического орнамента, приемы и последовательность выполнения чеканки, свойства материалов.
Профессионально важные качества:
- творческое воображение;
- глазомер;
- кинестетическая чувствительность пальцев и кистей рук;
- наглядно-образное мышление;
- образная память.
Квалификационные требования: художественно-промышленные училища.
Медицинские противопоказания:
- нарушение координации кистей и пальцев рук;
- выраженные заболевания органов зрения.
IV. Практическая работа. - 40 мин
Изготовления изделий тиснения по фольге.
Вводный инструктаж.
Сегодня на уроке мы с вами будем делать художественную открытку.
Заготовками для работы нам послужат банки из– под напитков, с которыми мы обычно, что делаем? Правильно – выбрасываем. Рабочая доска из древесины обтянутой толстой материей или мягкой резиной. Давильником нам послужит старая шариковая ручка с использованной пастой. Все необходимое для работы имеется на ваших столах. Шаблон для нанесения будущего контура барельефа.
Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности при работе с ножницами и тонколистовым металлом. Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться. Категорически запрещено использовать банки от аэрозолей и бытовых отравляющих веществ – дихлофоса, карбофоса, лака для волос и тому подобного. Ни в коем случае их нельзя разбирать и бросать в огонь!
Практическая работа учащихся:
«Тиснение по фольге» (проектная деятельность, технология работы в парах).
Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – изготовлению открытки. Сейчас я объясню вам последовательность изготовления открытки, а затем вы приступите к самостоятельной работе. Работу начинают с эскиза изделия и проработки рисунка для тиснения. Это значит, что перед началом работы вы должны, четко представлять какое изделие вы хотели бы сделать и какой будет рисунок. На сегодняшнее занятие я приготовил для вас эскиз изделия и рисунок с которым вы будете работать. Всю последовательность выполнения операций вы увидите в учебнике. Так же у вас на рабочих местах находятся технологические карты в которых описана последовательность выполняемых операций, суть которых в следующем:
– готовый рисунок с помощью скотча закрепляют на заготовке с лицевой стороны;
– шариковой ручкой выдавливают контуры рисунка;
– с помощью наждачной бумаги проявляют рисунок на внутренней стороне заготовки;
– применяя давильники различной толщины, производим тиснение (можно также нанести фон рисунка в виде точек, кругов, черточек и т.п.);
– закрепляем открытку в рамке и лакируем.
И так инструменты готовы, заготовки и рисунки под рукой – приступаем к работе.
Текущий инструктаж.
Задания учащиеся выполняют вместе с учителем. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Физкультминутка:
– Ребята, вы, наверное, немного устали? Давайте с вами прервемся и сделаем небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле своих рабочих мест.
Для глаз: посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, повращаем глазами по часовой стрелке и против;
Для шеи: наклон головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну сторону и в другую;
Для плечевого пояса: руки на плечи – круговые движения плечами;
Для кистей рук: круговые движения руками, сгибание – разгибание пальцев в кулак;
Для мышц спины: потягивание с наклоном туловища назад и наклон вперед с касанием пальцами рук носков обуви;
Для мышц ног: приседание 5–8 раз.
Заключительный инструктаж. проверка правильности выполнения работы по теме, осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
V. Закрепление пройденного материала - 5 мин
Обобщение и систематизация изученного на уроке.
Учитель рассказывает материал, выделяя существенные моменты изученной темы, делает выводы, систематизирует его. Учитель задает вопросы учащимся:
- Что такое рельефное тиснение по фольге? (Тиснение по фольге - это получение на фольге изображения посредством продавливания отдельных участков с помощью специальных инструментов).
- Какие инструменты применяют для выполнения рельефа на фольге? (Для тиснения на фольге применяют затуплённое шило, деревянные и металлические давилки, штампики, накатки.)
- Как переводят изображение с рисунка на фольгу? (Рисунок накладывают на фольгу и обводят контур рисунка шариковой ручкой.)
- Каким образом можно укрепить готовое изделие? (Рельеф для укрепления заливают с обратной стороны смесью казеинового клея, мела, олифы или масляной краски. Можно приготовить другую смесь: две части парафина, одну часть канифоли расплавляют в металлической посуде. При застывании смеси рельеф укрепится).
VI.Рефлексия деятельности. - 5 мин
- Каких результатов достигли?
- Что получилось, а что нет?
- Что взяли с этого урока полезного для себя?
- Будете ли применять полученные знания в будущем в своей практике?
- Что вызвало интерес?
- Что показалось трудным?
VII. Подведение итогов урока. - 5 мин
- Оценивание учебных достижений.
- Выставление оценок в журнал и в дневник.
- Контроль за уборкой рабочих мест
VIII. Домашнее задание: - 5 мин
- Повторить конспект урока.
- Повторить правила техники безопасности.
- Найди в Интернете пример технологического процесса изготовления изделий тиснения по фольге.