Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»
филиал г. Оханск
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
_________________ Т. Л. Кузьмина
___________________20_____г.
Методическая разработка
открытого урока по учебной дисциплине
ОДБ. 01 «русский язык»
по теме «Имя существительное»
Преподаватель: Чазова
Татьяна Николаевна
Оханск, 2020
План открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 «Русский язык»
Дата: 23.04.20 г.
Время: 45 минут
Группа: № 30 «Повар, кондитер», 1 курс
Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Цели:
Образовательные:
а) обобщение и повторение студентами ранее изученного материала об имени существительном;
б) совершенствование навыков правописания имен существительных;
в) закрепление навыков аналитической работы со словом как с частью речи.
Развивающие:
а) развитие логического мышления, внимания, памяти;
б) развитие умения анализировать изучаемое;
в) развитие умения работать с различными источниками (учебник, словарь);
г) развитие навыков монологической речи, умения выступать перед группой;
д) развитие самостоятельности в организации своей учебной деятельности.
Воспитательные:
а) воспитание чувства ответственности перед согрупниками, культуры общения в коллективе.
Методика обучения: развивающее обучение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Вид урока: урок-практикум.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение знаний об имени существительном.
Оборудование:
- справочный материал;
- индивидуально-дифференцированные карточки с заданием;
- презентация Microsoft Offis PowerPoint;
- словари.
Структура урока:
№ п/п | Название этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Время (мин.) |
1 | Организационный момент | Приветствие студентов. Актуализация внимания на эпиграфе урока. Постановка целей и задач урока. Распределение на подгруппы. | Приветствие, ответы на вопросы по эпиграфу к уроку. Распределение на подгруппы. | 2 |
2 | Проверка домашнего задания | Задаются вопросы, контроль ответов. | Отвечают на вопросы по теме предыдущего урока. | 3 |
3 | Разгадывание интерактивного кроссворда | Постановка вопросов кроссворда с использованием презентации Microsoft Offis PowerPoint. | Слушают, смотрят отвечают на вопросы. | 6 |
4 | Повторение ранее изученного материала. Постановка вопроса «К какой части речи относятся все слова, записанные в кроссворде?» Фронтальный опрос по теме «имя существительное», работа с ОК (презентация Microsoft Offis PowerPoint) | Постановка вопросов, контроль ответов. Объявление темы урока. | Записывают тему урока в тетради. Отвечают на вопросы, предлагают варианты на место пробелов в ОК. | 6 |
5 | Работа в подгруппах | Объяснение задания каждой подгруппе: работа с учебником, словарем, справочным материалом, составление ОК по конкретной теме и подготовка индивидуального выступления от подгруппы. | Выполняют задание (на карточках индивидуально для каждой подгруппы) | 20 |
6 | Подведение итогов, оценка деятельности на занятии. | Подведение итогов, рефлексия, выставление оценок | Оценивают свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек и оценочных карт. | 2 |
7 | Задание на дом | Объяснение домашнего задания | Записывают домашнее задание | 1 |
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день! То, что сегодня у нас урок необычный, вы уже знаете.
Поверьте мне, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших знаний,
Мы вместе сочиним урок!
- Выбор эпиграфа нашего урока не случаен. (читаю) (Приложение 1. Презентация, слайд 1)
«Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость, а умело
Применять – высшее искусство»
(восточная мудрость)
- Сегодня на уроке у вас будет возможность проявить и храбрость, и мудрость, и высшее искусство, потому что сегодня мы с вами вспомним по теме урока все то, что вы изучили на уроках русского языка в среднем звене, узнаем что-то новое, вас ждет сложная, но интересная работа: находить главное, анализировать, делать выводы, выступать перед товарищами, нести ответственность не только за себя, но и за всю подгруппу, выполнять практические задания, работать со словарями и справочным материалом.
И на все у нас с вами один урок, 45 минут. Поэтому не будем терять время, а для начала распределимся на подгруппы. Перед каждым из вас геометрическая фигурка, прошу, «треугольники» сядьте за первый стол, «круги» - за второй, «квадраты» - за третий, «овалы» - за четвертый.
II. - Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.
Фронтальный опрос:
- Что изучает раздел науки о языке «морфология»? (Части речи)
- На какие две группы делятся все части речи? (Все ЧР делятся на самостоятельные (значимые) и служебные. Промежуточное положение занимает междометие – ЧР, которая выражает какие-то чувства, эмоции)
- Чем отличаются самостоятельные речи от служебных? (Любая самостоятельная ЧР имеет своё лексико-грамматическое значение: предметность, признак, действие и т.д., а служебные ЧР для чего служат: для связи слов в предложении, в словосочетании, для образования новых форм слова и т.п.)
III. Прежде чем мы запишем с вами тему урока, давайте разгадаем кроссворд. ( Презентация, слайды 2 – 7)
1) Я синоним к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву «К»,
И я козляток съем. (волк)
2) В тетради я бываю косая и прямая.
В другом своём значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу я вас строю. (линейка)
3) Первое – нота, второе – тоже,
А целое на боб похоже. (фасоль)
4) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный… (каталог)
5) Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец)
6) Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго – корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной жужжит:
То сядет на цветок, то снова полетит. (шмель)
VI. - К какой части речи относятся все слова, записанные в кроссворде?
Конечно же, это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ( запись в тетрадях темы урока) ( Презентация, слайд 8)
- По каким признакам вы определили, что это именно имя существительное?
- На какие воросы отвечает ИС? (кто? Что?)
- ИС – это изменяемая часть речи или нет? (изменяемая)
- Какими бывают имена существительные? Почему к одной и той же части речи мы можем задать два вопроса? (Кто? – одушевленные ИС, Что? – неодушевленные; собственные и нарицательные и т.д.)
- Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода? (ИС по родам не изменяются, категория рода закреплена за каждым ИС)
- Что называется склонением ИС? (изменение слов по падежам и числам)
- Сколько склонений у имен существительных? Как они называются? (три склонения, так и называются – «первое», «второе», «третье»)
- Какие морфологические признаки ИС являются постоянными, а какие – нет? (постоянные признаки – лексико-грамматическое значение, категория рода, склонение, одушевленность – неодушевленность, собственность – нарицательность; непостоянные – категория числа и падеж)
V. (Презентация, слайд 10) – Как вы видите, ОК на слайде у нас незаконченный, на нем немало «белых пятен», восполнить которые предстоит вам. У вас на столах лежат задания, которые вам нужно выполнить. Так как время у нас ограничено, вы можете распределить обязанности внутри каждой подгруппы.
Приложение 2.
Задания:
Подгруппа № 1 – Имена существительные нарицательные – собственные, одушевленные – неодушевленные;
Подгруппа № 2 – Лексико – грамматические разряды имен существительных;
Подгруппа № 3 – Род и склонение имен существительных;
Подгруппа № 4 – Число и падеж имен существительных.
В качестве результата вашей работы прошу представить ваш вариант ОК по данной вам теме.
Не забываем, что работаем мы в группах коллективно, результат у нас общий, и каждый несет ответственность за то, насколько он будет правилен. Не забываем о культуре речи, учитывается не только правильность выполнения заданий, но и оригинальность подачи материала.
VI. Выступление подгрупп, обобщение материала и проверка выполненных заданий с помощью презентации.
Подгруппа № 1 - слайды 10 – 11;
Подгруппа № 2 – слайды 12 – 13;
Подгруппа № 3 – слайды 14 - 16;
Подгруппа № 4 – слайды 17 – 18.
- Какое понятие было сегодня вами открыто впервые? (лексико-грамматические разряды ИС: конкретные, вещественные, собирательные и абстрактные)
Насколько вам было интересно работать на уроке, насколько трудно выполнялись поставленные задачи, сумели ли вы добиться ожидаемого результата – обо всем этом прошу рассказать вас с помощью сигнальных карточек.
В случае, если вас все устраивает, вы получили моральное удовлетворение от проделанной работы, вам было интересно, вы выяснили все вопросы по теме – поднимите зеленую карточку.
Если осталось что-то непонятно, не на все вопросы нашли ответ, подобный вид деятельности на уроке – не для вас – поднимите желтую карточку.
На уроке вам было скучно, «белых пятен» в ваших знаниях об имени существительном не убавилось – поднимите красную карточку.
А в целом, оценку за работу на уроке вы можете поставить друг другу сами. У вас на столах есть оценочные ведомости, заполните их. (Приложение 3)
VII. Домашнее задание – Выпишите имена существительные из стихотворения А. А. Блока «Ночь, улица…», определите их лексико-грамматические разряды, род, число, укажите, если есть, особенности этих категорий; определите падеж ИС.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(Презентация, Слайд 20)
Отзыв об уроке
Преподавателя – Чазовой Татьяны Николаевны
по учебной дисциплине – русский язык
Дата проведения занятия: 23 апреля 2020 г.
Группа: № 30 (Повар, кондитер), 1 курс
Время, отведенное на занятие: 45 минут
Тема урока: Имя существительное как часть речи
Цели:
Образовательные:
а) обобщение и повторение студентами ранее изученного материала об имени существительном;
б) совершенствование навыков правописания имен существительных;
в) закрепление навыков аналитической работы со словом как с частью речи.
Развивающие:
а) развитие логического мышления, внимания, памяти;
б) развитие умения анализировать изучаемое;
в) развитие умения работать с различными источниками (учебник, словарь);
г) развитие навыков монологической речи, умения выступать перед группой;
д) развитие самостоятельности в организации своей учебной деятельности.
Воспитательные:
а) воспитание чувства ответственности перед согрупниками, культуры общения в коллективе.
Методика обучения: развивающее обучение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Вид урока: урок-практикум.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение знаний об имени существительном.
Оборудование:
- справочный материал;
- индивидуально-дифференцированные карточки с заданием;
- презентация Microsoft Offis PowerPoint;
- словари.
Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам занятия. Учебный материал соответствует программе. Реализация основной дидактической цели достигнута. На уроке была обеспечена мотивация и принятие студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Методы, отобранные педагогом, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи. Преподаватель обладает глубокими знаниями по данной теме, в изложении материала хорошо прослеживалась логика и последовательность. Речь преподавателя – четкая и уверенная.
Татьяне Николаевне удалось вовлечь студентов в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, систематизация). В устных вопросах и практических заданиях были использованы средства развития творческого мышления. Самостоятельная работа обучающихся показала, что материал усвоен, проявились заинтересованность и активность студентов. Стиль общения педагога и студентов – доброжелательный, поддерживалась культура речи, наблюдался явный авторитет педагога. Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.
Заместитель директора _______________________ Т. Л. Кузьмина
Методист ____________________________ Н. И. Мачалина
Самоанализ урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 «русский язык»
Тема урока: «Имя существительное»
Вид урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение знаний об имени существительном.
Тип урока: урок – практикум
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Цели:
Образовательные:
а) обобщение и повторение студентами ранее изученного материала об имени существительном;
б) совершенствование навыков правописания имен существительных;
в) закрепление навыков аналитической работы со словом как с частью речи.
Развивающие:
а) развитие логического мышления, внимания, памяти;
б) развитие умения анализировать изучаемое;
в) развитие умения работать с различными источниками (учебник, словарь);
г) развитие навыков монологической речи, умения выступать перед группой;
д) развитие самостоятельности в организации своей учебной деятельности.
Воспитательные:
а) воспитание чувства ответственности перед согрупниками, культуры общения в коллективе.
Задачи:
- предметные: сформировать у студентов знания об особенностях имени существительного как части речи; о постоянных и непостоянных признаках имени существительного; об структуре морфологического разбора существительного как части речи.
Метапредметные: продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, с интернет-ресурсами.
- личностные: формировать эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме и качества, необходимые для адаптации в современном обществе.
Планируемые результаты:
Деятельностные:
формировать коммуникативные качества учащихся через организацию их работы в группах, создать условия для развития познавательного интереса к предмету через различные виды деятельности на уроке
Коммуникативные:
обеспечение возможности сотрудничества: умения слышать, слушать и понимать партнёра, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками, работа с информацией, построение вопросов
Регулятивные:
- целеполагание, самоконтроль, самооценка .
Свой урок я построила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникабельные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Морфология». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание уроке я включила элементы обучения учащихся универсальным учебным действиям.
В устных вопросах и практических заданиях были использованы средства развития творческого мышления. Самостоятельная работа обучающихся показала, что материал усвоен, проявились заинтересованность и активность студентов.
Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.
Преподаватель Т. Н. Чазова