- умение использовать знания, приобретенные на уроках; - пользоваться интеллект-картой при обобщении и систематизации знаний по теме урока;
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Содержание | Деятельность учащихся |
1. Организационный | Организация направленного внимания на начало урока. | Приветствие, проверка готовности к уроку, определение места урока в теме (что уже изучено?) | Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим знакомиться с историей Средневековья. На прошлом уроке мы узнали о роли христианской церкви в период развитого средневековья и выяснили, что в этот период она достигла большого могущества, без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие. | Приветствие учителя, проверяют наличие необходимого учебного материала на парте. |
2. Актуализация необходимых знаний | Активизация имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала. | Организация деятельности по отгадыванию исторической загадки | Сегодня наша работа начинается с загадки. Вам необходимо, внимательно прочитав её, предположить, о чём идёт речь. Рыцари древних европейских родов, как правило, имели собственные гербы. Если на гербе была изображена корона, то количество этого отражалось в количестве зубцов на ней, если изображался плюмаж (перья), те функции выполняли количество перьев, если крепостная стена – число заградительных зубьев на ней. О количестве чего мы говорим? | Работают с загадкой, предлагают свои варианты. После того, как учащиеся угадывают слово «крестовые походы», чтение по учебнику на стр.135 о сути крестовых походов. |
3. Постановка учебной задачи Мотивация | Формулировка темы, целей и задач урока, определение области «знания-незнания» по теме, постановка проблемного вопроса. | 1. Через наглядность и ассоциации помогает учащимся сформулировать тему урока; 2. Ставит проблемный вопрос: Какая из двух предложенных характеристик больше всего подходит к определению крестовых походов? 3. Создает условия для дальнейшей деятельности; 4. Объясняет план урока. | В конце 11 века Византия запросила помощи у запада. Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создавали угрозу для христианских паломников. Турки-сельджуки были мусульманами и не пропускали паломников к святым местам в Иерусалиме. Вопрос: почему для христиан Иерусалим был святым городом? В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. Из речи Папы Римского Урбана 2 в Клермоне (слайд): Вопросы: 1.Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев? 2.О захватнических? 3.Есть ли противоречие? 4.Какую проблему предстоит решить? Итак, тема нашего урока – Крестовые походы. | 1. Формулировка темы урока с помощью мотивирующего приема. 2. Осуществляют самоанализ имеющихся знаний по теме. Выделяют противоречие: в своей речи Папа Римский Урбан 2 одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов, живущих там. Формирование проблемы. «Крестовые походы - это освобождение или завоевание? |
4. Решение учебной задачи | Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов | 1. Направляет работу учащихся по поиску, анализу и систематизации новых знаний через создание учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности. 2. Организует работу с различными видами источников (текст учебника, карта). 3. Организует беседы по новому материалу. 4. Организует проверку и самопроверку выполненных учебных заданий. 5. Организует групповую работу. | Ребята, когда мы начинаем изучение исторического события, что мы должны узнать? Какую работу нам предстоит провести? Любую войну, ссору, драку обычно всегда разбирают по определенному плану. Используя ваш жизненный опыт, мы составим план нашего исследования. План составления интеллект-карты: Причины и участники крестовых походов. Крестовые походы. Итоги крестовых походов. - А теперь мы приступим к практической части нашего урока- составлению интеллект-карты, где каждая группа будет работать по своему направлению, а в конце урока мы с вами обобщим полученные результаты. Итак, начинаем наше исследование. | Работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы по 5 человека. Уч-ся начинают работу над составлением интеллект-карт. Распределение заданий между группами Задание 1-й группе: причины КП, участники КП и их цели Задание 2-й группе: Ход КП Задание 3-й группе: итоги и последствия Крестовых походов Получают раздаточный материал. За 7 минут группа должна заполнить сой блок в интеллект-карте. После работы проверка задания. 1. Распределение функций между членами группы. Обсуждение в каждой группе. Составление ИК. Подготовка к выступлению. 2. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. 3. Самостоятельно заполняют ИК по изучаемому материалу. |
5) Разрешение проблемы | Систематизация материала, формулировка выводов | Организует выступление групп с презентацией результатов своей деятельности. Направляет учащихся на формулировку вывода. Какая характеристика крестовых походов является наиболее верной? | Итак, давайте посмотрим что у вас получилось. 1-я группа – выступление 2-я группа – выступление 3-я группа – выступление Ребята, вы выяснили к чему привели крестовые походы и какое влияние оказали на жизнь средневекового общества. А теперь давайте проверим с вами как вы усвоили нашу тему. Самоконтроль. Выполнение задания: Расставьте события в хронологическом порядке Падение Латинской империи. Взятие Иерусалима мусульманами во главе с Салах-ад-Дином. Крестовый поход бедноты. Падение Акры. Третий Крестовый поход. Призыв к Крестовым походам. Захват крестоносцами Константинополя и основание Латинской империи. Осада и взятие Иерусалима. Крестовый поход детей. | Презентация своей работы (показ своей части ИК). На основе полученных в процессе урока знаний отвечают на вопросы. |
6) Домашнее задание | Развитие иссл. деятельности | Организует учащихся на самостоятельную деятельность дома. | §16 чит., ответить устно на вопросы 5,6,7 на стр. 149 | записывают д.з. в дневник |
7) Рефлексия деятельности | Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. | | Какой ответ на проблему урока мы можем дать. «Крестовые походы - это освобождение или завоевание? Докажите ваше утверждение следующим образом: Я считаю …… Потому что……. У вас на столах лежат листы самооценки, заполните их пожалуйста. Спасибо за урок, до свидания! | Коллективная формулировка вывода по изученной теме. Самостоятельно оценивают свою работу на уроке и тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) |