СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока направлена на  подготовку к написанию  экзаменнационной формы сочинения-рассуждения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"»



Организационный момент 2 минуты


- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня у нас необычный урок, а открытый, поэтому проходить он будет немного нетрадиционно. И поэтому к нам пришли гости. Проверьте свою готовность к уроку, уберите всё ненужное со столов в сумки, отключите мобильные телефоны. Давайте настроимся на плодотворную работу.

Целеполагание

4 минут

- Откройте тетради, запишите число- девятнадцатое апреля, классная работа и тему урока, которая звучит так: «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему»

- Посмотрите внимательно на тему. Исходя из темы, сформулируйте цель и определите задачи нашего урока, решив которые, мы придем к достижению цели.

Слайд 1

- Молодцы! Кроме того, на основе полученных знаний мы проанализируем текст


Ход урока


3.1.Проверка домашнего задания

4 минут

- На дом вам было предложено творческое задание: из художественных произведений выписать или придумать самостоятельно два предложения с вводными словами, выражающими порядок оформления мысли и два предложения с вводными словами, обозначающими вывод, подчеркнуть вводные конструкции.

- Прочитайте, пожалуйста, свои предложения и аргументируйте, к какой группе относятся вводные слова

3.2.Актуализация знаний (синтаксическая разминка)

6 минут

- Ребята, мы уже изучили все группы вводных конструкций. Сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какие из них используются при написании сочинения-рассуждения.

Слайд 2

-Внимание на экран! На нем изображена модель написания сочинения-рассуждения на тему «Что такое дружба?» В каждом предложении использовано вводное слово. Но логично ли? Исправьте ошибки в употреблении вводных конструкций.

Слайд 3



- Обсудить в парах, правильный вариант.

- Итак, пожалуйста, кто готов озвучить правильный вариант?

Слайд 4

-Таким образом, ребята, мы не только повторили употребление вводных слов, но и закрепили план - структуру написания сочинения-рассуждения.

- Итак, к какому выводу мы пришли? Что формулируя тезис нужно использовать вводные слова какой группы?

Слайд 5

- А когда обращаемся к первому, второму аргументу, вводные слова какой группы будем использовать?

Слайд 6

- Переходя к выводу ?

Слайд 7



-Для того, чтобы Вам было удобно работать на уроке, у каждого из вас на столе лежит опорная структура сочинения – рассуждения.

Слайд 8


3.3.Изучение новой темы. Первичное усвоение новых знаний


А) 3 минуты:

- Итак, ребята, сегодня мы с Вами подготовимся к сочинению на морально- этическую тему.

- Давайте разберемся в образовании этого слова, в чем особенность этого слова? (сложное, состоит из двух корней)

- Значит, нам необходимо определить значение двух слов: МОРАЛЬНЫЙ и ЭТИЧЕСКИЙ

- Пока Вы будете озвучивать свои предположения, Даша Парфенова обратится к Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова

- Давайте проверим Ваши предположения по словарю С. И. Ожегова. Даша прочитай ,пожалуйста. Спасибо, Даша.

Слайд 9, 10





3 минуты:

В) - Сегодня на уроке мы будем работать с текстом нашего северного писателя Фёдора Абрамова «Котина доброта», но познакомимся с произведением немного в необычной форме: рассказ выразительно для Вас прочитает победитель школьного конкурса чтецов прозы Фёдора Абрамова Сахник Арсений, ученик 10 «А» класса.

- Во время того, как Арсений будет для Вас выступать, Вы будете следить по тексту, который находится у каждого на парте.

- Арсений, пожалуйста.

- Спасибо, Арсений, мы отпускаем тебя на урок.





3 минуты:

- Ребята, как вы понимаете заглавие текста? Какой художественный приём использует автор в заглавии?


Слайд 11

(Ирония – употребление слова или высказывания в смысле противоположном прямому.)

Анализ текста по группам.

- Ребята, какой теме посвящен этот текст

(доброта)


- Значит, на какую морально-этическую тему мы будем размышлять в сочинении? (ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?)






6 минут:

Работа в группах (что такое доброта?)

- Итак, ребята, сейчас Вы объединитесь в группы по колонкам, кому далеко может подвинуться или подойти ближе к одноклассникам, и совместно попробуете сформулировать на черновиках тезис сочинения, а именно «доброта – это…». Я даю Вам 2 минутки, а затем один представитель от группы зачитает получившийся вариант.

Затем сравним Ваши ответы со словарной статьей.


- Пожалуйста,ребята, содитесь на места, что у Вас получилось?

Ребята зачитывают тезисы.


- Спасибо, ребята, Вам за интересные ответы, давайте запишем определение из словаря, которым, при необходимости, Вы сможете воспользоваться дома.


Слайд 12

(Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)




4 минуты:

- Ребята, давайте немного расслабимся и вспомним пословицы о добре. Внимание на экран – продолжите..


Слайды 13 – 21





3 минуты:

- Молодцы! А теперь давайте вместе подумаем, какой аргумент на основе прочитанного текста можно привести? Ваши мнения?

- Спасибо, за интересные ответы.

-Итак, ребята, основную часть работы по подготовке сочинения на морально-этическую тему мы сделали. Оставшиеся пункты плана и чистовой вариант сочинения Вы доработаете дома.




3 минуты:

- А сейчас я бы хотела пригласить к доске Поршневу Юлю, которая подготовила индивидуальное задание и сочинила стихотворение на тему доброты. Юля,пожалуйста…

- Спасибо ,Юля.





2 минуты

- Ребята, давайте проанализируем свою работу, для этого выразите свое отношение к уроку выбором одной из предложенных на цветных карточках цитат и прокомментируйте свой выбор, карточки на партах.

(открываю закрытую доску)

- Итак, кто согласен с первым высказыванием – поднимите желтые листочки….

3 минуты

Домашнее задание: Ребята, я предлагаю дифференцированное домашнее задание, то есть Вам можно выбрать вариант выполнения домашнего задания, откройте дневники:

  1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?»

  2. Написать сочинение-рассуждение, выделить в нём вводные слова и подписать, к какой группе они относятся.

  3. Написать сочинение-рассуждение и нарисовать иллюстрацию к рассказу Ф. Абрамова «Котина доброта»

- Что не понятно по Д,З?


- Спасибо большое за плодотворную работу, можете приготовиться к концу урока.