СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Половое размножение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема адаптирована для шестого класса. Рассматриваются ключевые понятия плового размножения и пола

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Половое размножение"»

Урок биологии в 6 классе

Тема: Половое размножение организмов

Цель: сформировать у учащихся представления о половом размножении, половых клетках, процессах наружного и внутреннего оплодотворения

Прогнозируемый результат урока:

  1. Учащиеся понимают сущность полового размножения организмов;

  2. Знают особенности женских и мужских гамет;

  3. Различают особенности наружного и внутреннего оплодотворения живых организмов;

  4. Узнают половые клетки на схемах;

  5. Владеют понятиями: оплодотворение, зигота, гаметы.

Личная значимость для школьников: Люди размножаются половым путем. Понимание сущности этого процесса важно для каждого человека.

План изучения нового материала:

  1. Отличительные особенности мужских и женских половых клеток;

  2. Оплодотворение и его типы: наружное и внутреннее.

Проблема урока: Какой способ размножения более эффективен, половой или бесполый? В чем преимущества и недостатки полового размножения по сравнению с бесполым?

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Тип урока: урок комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Проверка первичного понимания.

  6. Закрепление материала урока.

  7. Подведение итогов урока, выставление отметок и задание на дом.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем разговор о способах размножения живых организмов.

На прошлом уроке мы говорили о бесполом размножении, а сегодня подробно рассмотрим еще один способ размножения живых организмов – половое размножение.

Но, что бы весь материал понятно логически выстроить, мы с вами сначала вспомним материал прошлого урока и проверим домашнее задание, а уже затем перейдем к изучению новой темы.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Составить схему «Размножение» из слов : половое, половые клетки, деление клетки, почкование, бесполое, спорообразование, размножение, вегетативное размножение.

  • Найти соответствие:

  1. Делением надвое

  2. Спорами

  3. Листовыми черенками

  4. Клубнями

  5. Усами

  6. Почкованием

  7. Стеблевыми черенками

А) лук, чеснок, тюльпаны; Б)клубника; В) гидра; Г)бактерии; Д)фиалка; Е)мхи, грибы; Ж)картофель; З)крыжовник, малина.

  • Слова-перевертыши: мегата (гамета), ропас (спора),коповачнеи (почкование), жемноразние (размножение), знижь (жизнь).

  • Термины :

Гаметы


Споры


Бесполое размножение


Половое размножение


  1. Актуализация знаний.

Учитель: эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова русского поэта Тютчева:

«Невозмутимы строй во всем.

Созвучье полное в природе….»

Изучая биологию. Мы не раз обращали внимание на то, что случайностей в природе нет. Все взаимосвязано. Все можно объяснить логически.

В процессе эволюции на Земле возникло огромное количество жизненных форм, но все они обладают основными признаками, характерными для живого организма.

??? Назовите основные признаки живого организма.

Человек, не является исключением. И для него характерны все эти признаки. На прошлом уроке мы рассмотрели, какие организмы делятся бесполым путем.

??? Человек среди них был?

А это значит, что человек будет относиться к группе организмов с другим типом размножения. А поскольку типов размножение только два, то отсюда следует, что человеку характерно половое размножение.

Итак, тема урока «Половое размножение организмов»

Постоим свою работу следующим образом:

  1. Отличительные особенности мужских и женских половых клеток;

  2. Оплодотворение и его типы: наружное и внутреннее.











  1. Изучение нового материала.

Учитель: совсем недавно мы с вами прошли тему «Основные группы живых организмов» и говорили о том, что одни группы организмов разделяются по половому признаку, а другие – не разделяются

??? Как называются животные, которые внутри своей группы разделены по полу?



В половом размножении участие принимают две особи, различающиеся по полу. Такие особи называются раздельнополыми.

Раздельнополые особи, а именно мужские и женские, имеют специальные органы, в которых развиваются половые клетки – гаметы.

Мужские гаметы у животных и человека называются – сперматозоидами.

Женские гаметы у животных и человека называются – яйцеклетками.

Задание 1. Прочитать текст на карточках сначала про себя. Потом вслух читает один ученик. Потом читает учитель, а выделенные слова – хором.

Текст: Специальные половые клетки, участвующие в процессе размножения называются гаметами. Гаметы несут в себе хромосомы, в которых заключена информация о наследственных признаках. У животных и человека мужские гаметы называются сперматозоидами, женские – яйцеклетками.

Сперматозоиды – мелкие клетки с одним или несколькими жгутиками. У разных видов животных сперматозоиды имеют различную форму. С помощью жгутиков сперматозоиды быстро движутся в жидкой среде по направлению к яйцеклетке.

Яйцеклетки обычно крупнее сперматозоидов и содержат запас питательных веществ. У большинства живых организмов яйцеклетки неподвижны, они не имеют жгутиков.





Задание 2. Заполнить таблицу «Характерные особенности сперматозоида и яйцеклетки»

Признак

Яйцеклетка

Сперматозоид

Форма



Подвижность



Питательные вещества





Учитель: Как мы уже сказали, гаметы несут в себе хромосомы, в которых заключена информация о наследственных признаках.

Для зарождения нового организма необходимо, что бы сперматозоид встретился с яйцеклеткой, слился с ней.

Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки называется оплодотворением.

В результате оплодотворения образуется зигота. Она дает начало новому организму.

??? Как вы думаете, почему новый организм всегда и на материнский и на отцовский?

Ответ в тексте на стр. 72. Мелкий шрифт

Учитель: Оплодотворение может быть наружным и внутренним.

А вот определить в чем разница, я предлагаю вам самим.

Задание 3. Заполнить пропуски в тексте.

Текст: Оплодотворение может быть наружным или внутренним. ……. Оплодотворение осуществляется во внешней среде. Наружное оплодотворение характерно для ………… Что бы повысить вероятность оплодотворения, животные с наружным оплодотворением выметывают ………количество икринок.

Внутреннее оплодотворение происходит в …….. Такое оплодотворение характерно для ……..При внутреннем оплодотворении образование потомства происходит вне зависимости от условий внешней среды.. Именно ………..оплодотворение является важнейшим приспособлением к жизни на суше.

  1. Проверка первичного понимания.

Составить связный рассказ о половом размножении из предложенных слов.

Слова: «в половом процессе», « а яйцеклетки, наоборот неподвижные, крупные», «яйцеклетки – женские гаметы», «принимают участие специализированные клетки – гаметы», «гаметы образуются», «а сперматозоиды – это мужские», «обычно сперматозоиды – это», «в половых органах», «с большим запасом питательных веществ», «мелкие подвижные клетки».





  1. Закрепление материала урока.

Составление синквейна к слову «яйцеклетка» и «сперматозоид».





  1. Подведение итогов, выставление отметок, задание на дом.